Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
1) Определить источники и структуру доходов населения России.
2) Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации
доходов населения России.
3) Охарактеризовать основные направления государственного регулирования распределения доходов.
Обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с доходами населения в России.
Введение……………………………...…………………………….……………...3
Методологические аспекты изучения процессов дифференциации доходов населения
Виды доходов……………………………………………………………...5
Показатели дохода………………………………………………………...7
Государственное регулирование распределения доходов
2.1 Причины дифференциации………………………………………….…..11
2.2 Динамика доходов и их дифференциация……………………………...13
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов………………………18
2.4 Государственное регулирование заработной платы…………………...21
Основные направления государственного регулирования распределения доходов………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..……..30
Список использованных источников…………………………………………..32
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества [17.c.96].
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
- выплат по государственному страхованию;
- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство,
хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских
товариществ (например, на садовое строительство);
- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам
года;
- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и
погашении по займам;
- выигрышей по лотереям;
- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров
в кредит;
- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Номинальные доходы населения включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря на разнообразие источников
поступления доходов все же главными составляющими
денежных доходов населения являются
оплата труда, доходы от предпринимательской
деятельности и собственности, а также
социальные трансферты.
2.1
Причины дифференциации
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами: величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан; величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства;
2) разная успешность использования факторов производства;
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах [14.c.84].
При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий.
В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. .
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство
доходов; следует признать нормальным.
Более того - это крайне важный инструмент
поощрения трудовой активности людей.
2.2
Динамика доходов и
их дифференциация
Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума.
Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е. различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности.
Наименее обеспеченным
Динамика численности
Таблица 1. – Динамика численности
экономически активного
Год | Занятое население, млн. чел. | Абсолютный
прирост,
млн. чел. |
Темп роста
базисный, % |
Темп роста цепной, % |
2006 | 69,2 | 0 | 100 | 100 |
2007 | 70,8 | 1,6 | 102,3 | 102,3 |
2008 | 72,1 | 1,3 | 104,2 | 101,8 |
2009 | 67,7 | -4,4 | 97,8 | 93,9 |
Численность занятого
Требуется точечная поддержка
не только беднейших, но и
тех. Кто относится к
Сегодня зарплата несет совсем
иную нагрузку, нежели та, которая
у нее была в советские
Основным, а зачастую и единственным доходом пожилого россиянина является пенсия. Причем важна не столько абсолютная сумма в рублях, сколько ее покупательская способность, то есть количество товаров и услуг, входящих в ПМ пенсионера, которое можно купить на пенсию. От 15 до 19 миллионов россиян получают пенсии, которые не дотягивают до ПМ (среди них 10-14 млн.тех, кто живет на трудовые пенсии по старости) [3].
Перераспределение доходов в
пользу высокообеспеченных
Доходы городских жителей
Нарастание разрыва между городскими и сельскими жителями становится очевидным и при оценке разницы в абсолютных цифрах: если в 2000 г. она составляла 0,48 ПМ в пользу города, о в 2005 г. – уже 1,35 ПМ.
Информация о работе Государственное регулирование распределения доходов