Государственное регулирование распределения доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:

1) Определить источники и структуру доходов населения России.

2) Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации

доходов населения России.

3) Охарактеризовать основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с доходами населения в России.

Содержание

Введение……………………………...…………………………….……………...3
Методологические аспекты изучения процессов дифференциации доходов населения
Виды доходов……………………………………………………………...5
Показатели дохода………………………………………………………...7
Государственное регулирование распределения доходов
2.1 Причины дифференциации………………………………………….…..11

2.2 Динамика доходов и их дифференциация……………………………...13

2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов………………………18

2.4 Государственное регулирование заработной платы…………………...21

Основные направления государственного регулирования распределения доходов………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..……..30

Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Гос.регулирование распределения доходов.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.

    При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества [17.c.96].

    Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

     - выплат по государственному страхованию;

     - банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство,

     хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских

     товариществ (например, на садовое строительство);

     - процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам  

     года;

     - доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и

     погашении по займам;

     - выигрышей по лотереям;

     - временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров

     в кредит;

     - выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

    Номинальные доходы населения включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

    Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование распределения  доходов

2.1 Причины дифференциации 

    Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами: величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан; величиной текущих доходов граждан.   

 Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

    1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства;

    2) разная успешность использования факторов производства;    

  3) разный объем принадлежащих людям факторов производства.

    Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах [14.c.84].

    При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий.

    В странах,  где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

    Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

    Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. .

    Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

    Оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

    В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей. 

2.2 Динамика доходов и их дифференциация 

    Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума.

    Различия в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного и того же набора благ и услуг (или мало различающихся наборов), т.е. различия в покупательной способности рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности.

    Наименее обеспеченным считается  тот, чьи среднедушевые денежные  доходы ниже ПМ. Если исходить  только из уровня денежных  доходов (как это делает Росстат), то в 2006 году доля бедняков в стране составляла около 14 %. С учетом же плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии, удельный вес этой категории, как показали исследования, достигает порядка 42%. А это более 50 млн. человек. Примерно такова и численность неустойчивого «переходного» слоя населения [2].

    Динамика численности экономически  активного населения представлена  в таблице 1. 

    Таблица 1. – Динамика численности  экономически активного населения  в России (без корректировки сезонных  колебаний) 

Год Занятое население, млн. чел. Абсолютный  прирост,

млн. чел.

Темп роста

базисный, %

Темп роста  цепной, %
2006 69,2 0 100 100
2007 70,8 1,6 102,3 102,3
2008 72,1 1,3 104,2 101,8
2009 67,7 -4,4 97,8 93,9
 

    Численность занятого населения  с 2006 года по 2008 год увеличилась с 69,2 млн. человек до 72,1 млн. человек, или на 4,2 %. В 2009 году численность занятого населения по сравнению с 2008 годом снизилась на 4,4 млн.человек, или на 6,1 %. В 2009 году по сравнению с 2006 годом темп роста составил 97,8 %.

    Требуется точечная поддержка  не только беднейших, но и  тех. Кто относится к переходному  слою, обеспечить которую может  лишь проведение государством  глубоко продуманной социальной  политики. Речь не о материальных  субсидиях, а об осознании властями проблем этих категорий граждан и осуществлении соответствующих мер, которые могли бы включать организацию обучения в кредит, предоставление льгот при переквалификации, административную помощь при переезде в другой город, где есть подходящая работа. Задача двуединая – способствовать более быстрому росту среднего класса и минимизировать возможность сползания неустойчивых домохозяйств в бедность.

    Сегодня зарплата несет совсем  иную нагрузку, нежели та, которая  у нее была в советские времена,  когда проводилась политика опережающего наращивания общественных фондов потребления. Теперь каждая семья должна жить на те денежные доходы, которые приносят в семью ее работающие члены. Прежде зарплата имела гораздо меньшее значение в жизни семьи, чем сегодня.

    Основным, а зачастую и единственным доходом пожилого россиянина является пенсия. Причем важна не столько абсолютная сумма в рублях, сколько ее покупательская способность, то есть количество товаров и услуг, входящих в ПМ пенсионера, которое можно купить на пенсию. От 15 до 19 миллионов россиян получают пенсии, которые не дотягивают  до ПМ (среди них 10-14 млн.тех, кто живет на трудовые пенсии по старости) [3].

    Перераспределение доходов в  пользу высокообеспеченных слоев  населения, которое наблюдается  в стране, особенно резко сказывается на крестьянстве: по уровню жизни оно существенно отстает от горожан.

    Доходы городских жителей растут  более быстрыми темпами, чем у сельского населения. Некоторое повышение натуральных поступлений, привлеченных средств и израсходованных сбережений у сельских домохозяйств по сравнению с городскими не компенсирует общего их отставания по уровню жизни. Показательно, что наметившийся интерес сельчан к банковскому кредитованию выражается в привлечении прежде всего мелких потребительских кредитов. В результате повышения доходов городского населения над доходами сельского в 2005 г. по располагаемым ресурсам достигло почти двухкратного размера (180,2%), а по денежным доходам – более чем в 2 раза (203,9%) [1].

    Нарастание разрыва между городскими и сельскими жителями становится очевидным и при оценке разницы в абсолютных цифрах: если в 2000 г. она составляла 0,48 ПМ в пользу города, о в 2005 г. – уже 1,35 ПМ.

Информация о работе Государственное регулирование распределения доходов