Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния регулирования цен государством.
Задачи данной курсовой работы - ознакомление с историческими представлениями о роли государства в экономике, дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен на рынке России.
Объектом исследования выступает рынок России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Глава I Политика государства в области цен………………………………7
Основные инструменты регулирования цен
1.2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены………………………………………………………………….14
Функции и задачи государственного воздействия на цены………………………………………………………...…19
Глава II Влияние регулирования цен на экономику России
Административное регулирование цен……………………….....22
Регулирование цен естественных монополий…………………..26
Регулирование цен гражданским законодательством………….27
Регулирование цен в целях налогообложения………………….28
Статистика регулирования цен в России за 2007 – 2011 гг.
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Санкт-Петербургский  институт гостеприимства» 
 
 

Факультет менеджмента  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая теория»  

на тему:

«Государственное регулирование цен» 
 
 
 

 
    Студента 4 курса 

    заочной формы  обучения

    группы № 427

    Саутыч С.П.

    № зачетной книжки: 2010/137

    Руководитель:Прокофьева А.А.

   
   
   
 
    Сдана на проверку

    (дата, подпись)

    Проверена

    (дата, подпись)

    Оценка по результатам  защиты
       
     
 
 
 
 
 
 

 
Санкт-Петербург 
2011
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………4

Глава I  Политика государства в области цен………………………………7

    1. Основные инструменты регулирования цен

      1.2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на  цены………………………………………………………………….14

      1. Функции и задачи государственного воздействия на цены………………………………………………………...…19

Глава II Влияние регулирования цен на экономику России

    1. Административное регулирование цен……………………….....22
    2. Регулирование цен естественных монополий…………………..26
    3. Регулирование цен гражданским законодательством………….27
    4. Регулирование цен в целях налогообложения………………….28
    5. Статистика регулирования цен в России за 2007 – 2011 гг.

Заключение…………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………….32

 

Введение

     Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

     Государство может ставить перед собой  любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”.

     Тема  актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

     Целью исследования является изучение влияния  регулирования цен государством.

     Задачи  данной курсовой работы - ознакомление с историческими представлениями о роли государства в экономике, дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен на рынке России.

     Объектом  исследования выступает рынок России.

     Предметом исследования – государственное  регулирование цен.

     Методы  исследовании: теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, количественный и качественный анализ эмпирических данных, интерпритация полученных результатов, обобщение.

 

    Глава I Политика государства в области цен

       Широко  распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно, прежде всего, производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

       Не  редко саморегулирование цен  понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

       Всем  известно, что происходит, когда  общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.

       Вместе с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

       Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного  мира, привел к пониманию того, что  для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.

       Теоретическую разработку данная позиция нашла  в работе известного западного экономиста Дж. М. Кейнса1 «Общая теория занятости, процента и денег»2. С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.

       В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции  и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.

       Рыночный  механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

       Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

       Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

       В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается  в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

       Антимонопольное регулирование предусматривает  также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

  • ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
  • принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
  • принудительную привязку покупателей к продавцам;
  • сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
  • отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
  • различного рода бойкоты.

       Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

       Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

       Цены  разрабатываются и устанавливаются  товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и  нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля за ценами, а – арбитра.

       Обычно  при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

       В России за последние годы спрос значительно  превышал предложение. Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Информация о работе Государственное регулирование цен