Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.
Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42
Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования. В США законы, относящиеся к этой сфере, как правило, приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем. Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем, оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части, посвященной государственному регулированию экономики в США, приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях). В законодательстве России (в частности, в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно, однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее, и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий.
В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие: государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти, т. е. в руках правительств отдельных штатов, в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне. Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов, заложенной в законодательство США.
Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства, нерентабельных или малоприбыльных. В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства, льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий, эти меры необходимы, чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей, помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия. В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей, планируется сведение их к абсолютному минимуму. Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях, например, при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей. Однако надо заметить, что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования.
Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность: нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования, применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов. Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров, таких как нефть, газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии. В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы: например, норма прибыли. В России же пока эти методы находят широкое применение.
Это основные сферы хозяйственной деятельности, государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы. По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить, что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер, чем это сложилось в США. Регулированию будут подвержены некоторые области экономики, принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами, такие как ценообразование на конкурентных рынках, банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов, тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер. То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений, неизбежных при капиталистическом способе производства. Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами, становление смешанной экономики и рыночного менталитета, либерализация внешнеэкономических отношений, открытый доступ иностранному капиталу. В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем.
Заключение
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Заметную роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на
возникающие трудности, товарооборот
России с внешними странами растет.
Что говорит о некотором
Список литературы
6) Варнавский В. Партнёрство государства и частного сектора: теория и практика // МЭМО. 2002. №7.
7) Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Ещё раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. №4
8) Курс экономической теории: Учебник / Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров. «АСА», 2004.
9) Макроэкономика: Учеб. Пособие / Шишов А.Л. Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Москва, 1997
10) А.Д. Нестерова «Государственное регулирование экономики». Курс лекций. Калининград, 1997
11) Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ, 1999
12) Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990г
13) Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95г.
14) Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.
15) Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000.
16) Экономическая теория: Учеб. Пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылев и др. Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004.
17) Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003.
18) Ясин Е. “Когда в стране конфликты, “ночные сторожа” не спят.” // “Российские вести”, 6 апреля 1994 г.
1 Булатов А. С. “Экономика” М.-1994
2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. Гл. 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
3 Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Ещё раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. №4
4 Шишов А.Л. «Макроэкономика». Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Москва, 1997, стр.181
5 Экономическая теория: Учеб. Пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылев и др. Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. Гл. 19 Макроэкономическое планирование и регулирование, стр. 397
6 Шишов А.Л. «Макроэкономика». Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Москва, 1997, стр.179-183
7 Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. В.И. Видяпина, Г.П Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003. стр. 392-393
8 Абалкин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». Издательство: «Путь России», Москва,2002, стр. 98-107
9 Курс экономической теории: Учебник / Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров. «АСА», 2004.,стр. 378
10 Варнавский В. Партнёрство государства и частного сектора: теория и практика // МЭМО. 2002. №7. С.31-32
11 Курс экономической теории: Учебник / Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров. «АСА», 2004.,стр. 379
12 Абалкин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». Издательство: «Путь России», Москва,2002, стр. 14-15, 23-25
13 Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // МЭМО. 2001. № 12
14 Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // МЭМО. 2002. №3
15 Абалкин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». Издательство: «Путь России», Москва,2002, стр. 20-21
16 Абалкин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». Издательство: «Путь России», Москва,2002, стр. 22-23
17 Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ, 1999, стр. 549-550
18 А.Д. Нестерова «Государственное регулирование экономики». Курс лекций. Калининград, 1997
19 Абалкин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». Издательство: «Путь России», Москва,2002, стр.28
20 Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Ещё раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. №4
21 Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», М., 1999г
22 Шишов А.Л. «Макроэкономика». Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Москва, 1997, стр.181
23 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. Гл. 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
24 Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990г.( http://www.finbook.biz/)
25 Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.(http://www.finbook.biz/)
26 Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990 г. (http://www.finbook.biz/)
27 Ясин Е. “Когда в стране конфликты, “ночные сторожа” не спят.” // “Российские вести”, 6 апреля 1994 г.
28 См. то же
29 Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95 г.
30 Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95г.
Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность