Государственное регулирование экономики и её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42

Работа содержит 1 файл

1 Государство и его экономические функции.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….....2-3

Глава 1. Государственное  регулирование экономики и её сущность.......4-23

§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11

1.1.Задачи и  функции современного государства………………………....4-8

1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11

§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16

2.1 Формы и  сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13

2.2 Необходимость  и сущность государственного  регулирования……...13-16

§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23

3.1. Функции,  инструменты и методы государственного

 регулирования………………………………………………………………17-20

3.2. Объекты государственного  регулирования экономики……………....20-22

3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23

Глава 2. Государственное  регулирование экономики России и США:

сравнительный анализ……………………………………………………..24-38

§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28

    1. Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
    2. Политика в области НИОКР……………………………………………27
    3. Регулирование цен………………………………………………............28

§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34

§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики

России и  США………………………………………………………………35-38

Заключение………………………………………………………………….39-40

Список литературы…………………………………………………………41-42

 

 

 

 

Введение

 

 

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно  возрастает роль государственного регулирования  в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход  из кризиса возможен лишь при жесткой  централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.1

Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования  друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.

Моей главной задачей  в работе было доказать то, что несмотря на множество положительных сторон рынка, государственное регулирование  необходимо, что рыночная система не может существовать в чистом виде. Государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как пишет Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого всё равно, что пытаться аплодировать одной рукой.2 В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста Яноша Курнаи: « Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование  экономики и его сущность

 

§1 Государство и его экономические функции

 

 1.1 Задачи и функции современного государства

 

Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, являются государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация, осуществляющая управление страной), общество (также понимаемое в узком смысле как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций) и экономика (понимаемая как совокупность производственных сил и производственных отношений). Каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные.3

Современные развитые экономики  являются смешанными по основам своего функционирования. Это означает, что  государство является активным участником хозяйственных отношений и воздействует на функционирование рыночной системы.

Каковы же задачи современного государства в системе национального  хозяйства? Эти задачи обычно выражают через экономические функции  государства. Под экономическими функциями  государства понимается его участие  в поддержке основных хозяйственных целей, принимаемых всеми участниками рынка. Тем самым государство имеет основу для своего участия в макроэкономических процессах.

Наиболее важными экономическими функциями государства считают:

- создание и развитие  правовой базы (юридических законодательных инструментов управления экономикой) функционирования экономики;

- защита и стимулирование  системы конкуренции;

- разумное перераспределение  дохода и богатства;

- стимулирование структурного  обновления экономики;

- создание системы встроенных стабилизаторов (регуляторов) экономики для сглаживания отрицательных колебаний макроэкономических показателей.

Рассмотрим эти функции  по порядку. Создание правовой базы включает:

- правовые нормы, законы, акты, то есть производство специфических  услуг, которые предоставляются исключительно государством всем сферам экономики, включая бизнес (никто другой это сделать не в состоянии);

- разработку механизмов  осуществления «правил игры»,  то есть системы действующих  норм регулирования отношений  между правительством, бизнесом, работниками и потребителями (государство в этих целях создаёт свои институты – суд, комитеты, службы, комиссии и т.д.);

- регламентированное  определение прав собственности,  поскольку это способствует минимизации  трансакционных издержек.

Защита конкуренции государством осуществляется по следующим направлениям:

- создание условий,  при которых конкуренция рассматривается  как основной фактор развития  экономики и достижения состояния  приоритета интересов потребителей  над производителями;

- ограничение монополии как фактора, наносящего ущерб основным участникам рынка в результате нерационального распределения ресурсов (неэкономические монополии, а в ряде случаев и экономические, несправедливо добиваются увеличения своих прибылей за счёт остальных участников рынка и поэтому монополии как силе может противостоять другая сила – государство);

- стимулирование конкуренции  в процессе ввода определённых  ограничений и разрешений для  иностранных и внутренних участников  рынка.

Разумное перераспределение  дохода и богатства как экономическая функция государства проистекает из того факта, что существуют случаи резкого нарушения функционирования рынка, связанные с так называемыми внешними эффектами. Внешние эффекты – это выгоды и издержки участников рынка, обусловленные не обстоятельствами их внутренней деятельности, а не зависящими от них переливами рациональных и нерациональных факторов и результатов макроэкономического кругооборота. Различают следующие виды эффектов:

- побочные эффекты;

- эффекты (социальных, общественных) благ.

Побочные эффекты (см. Приложение 14) (или издержки перелива) связаны с тем, что рыночная экономика производит и блага с отрицательной полезностью (эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью и т.п.) и кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью.

Эффекты государственных (нерыночных) благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить  рыночная экономика, однако такое производство рационально для всех. В этом случае функцию производства этих благ берёт на себя государство и возникают внешние эффекты, вызванные указанным обстоятельством.

Государственные блага  обладают такими свойствами:

- являются неделимыми и не могут быть проданы лишь некоторым участникам рынка, т. е. их эффект распространяется на всех (эффекты от услуг объектов государственной инфраструктуры, правительственных учреждений и т. д.);

- порождают так называемую  проблему «фрирайдера» (граждане пользуются государственным благом, не неся никаких издержек на его производство, например, это может быть система услуг суда, обороны, правопорядка);

- в ряде случаев  могут быть квазиобественными  (мнимо общественными), т.е. эти  блага способен производить и рынок, но не в достаточном для общества количестве, что значительно в ряде случаев снижает выгоды для всех (услуги здравоохранения, образования и т. д.).

Производимые государством общественные товары должны удовлетворять  коллективные потребности. Последние не могут быть выражены в денежной форме и, следовательно, не отражаются в спросе. Товар признаётся общественным, если он удовлетворяет определённым характеристикам5: 1) потребляется коллективно; 2) его невозможно исключить от потребления; 3) объёмы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложению; 4) производство обеспечивается государством.

Основная проблема, с  которой сталкивается государство, - как перераспределить ресурсы из производства частных благ в производство общественных. Наиболее очевидный способ – сокращение спроса на частные блага, что достигается посредством сокращения покупательной способности домашних хозяйств и фирм. Функцию перераспределения ресурсов выполняет налоговая система. Таким образом, налоги уменьшают спрос на рыночные блага, что вызывает уменьшение спроса на ресурсы, а высвобожденные факторы направляются в производство общественных благ.

В целом государство  издержки перелива трансформирует во внутренние издержки предприятий двумя  основными мерами: законодательными и особой системой налогов. Трансформация выгод перелива достигается посредством увеличения спроса, предложения, производства товаров и услуг государственными предприятиями.

Функция стимулирования структурного обновления экономики  регулируется такими мероприятиями:

- создание особого  налогового режима для предприятий,  осуществляющих инвестиции в  инновационные ресурсы, товары  и услуги;

- принятие законов,  стимулирующих инновационный бизнес;

- субсидиями, льготами  для производителей наукоёмких товаров;

- финансированием НИОКР;

- и другими.

Функция стабилизации заключается  в том, чтобы обеспечивать условия  для поддержания равновесного кругооборота доходов и расходов. Если расходы  ниже доходов, то это может вызвать  спад производства, рост безработицы, замедление обновления экономики, старение производственного аппарата. 6

 

1.2. Прогнозирование экономического развития

 

Важную роль для экономики страны играет выбор направления её дальнейшего  развития. Есть целая система научных  исследований возможных направлений будущего развития экономики и её отдельных сфер. Эта система называется прогнозированием экономического развития государства.

Прогнозирование как научно обоснованное предвидение динамики экономических  и социальных процессов связано  со стратегическим и индикативным планированием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы являются важным инструментом контроля за ходом реализации хозяйственных решений, на основе прогнозов осуществляется необходимая коррекция управленческих действий в масштабе предприятия, региона, отрасли или национального хозяйства в целом.

В зависимости от сферы применения прогнозирование может быть социально-экономическим  или научно-техническим. Социально-экономическое  даёт оценку возможным перспективам и изменениям экономических, социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития. В зависимости от сферы применения прогнозирование подразделяется на отраслевое народнохозяйственное (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учётом отраслей регионов в реализации перспективных планов. Прогнозирование развития фирм определяется с учётом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основах новейших достижений в технике и технологии производства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность