Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.
Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и
функции современного
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и
сферы государственного вмешательства
в экономику………………………………………………………
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции,
инструменты и методы
регулирования…………………………………………
3.2. Объекты государственного
регулирования экономики……………..
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный
анализ……………………………………………………..
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и
США………………………………………………………………35-
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В обеспечении
нормального функционирования любой
современной экономической
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.
Совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.
Государственное
регулирование экономики в
Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.
Моей главной задачей в работе было доказать то, что несмотря на множество положительных сторон рынка, государственное регулирование необходимо, что рыночная система не может существовать в чистом виде. Государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как пишет Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого всё равно, что пытаться аплодировать одной рукой.2 В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста Яноша Курнаи: « Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.
Глава 1. Государственное регулирование экономики и его сущность
§1 Государство и его экономические функции
1.1 Задачи и функции современного государства
Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, являются государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация, осуществляющая управление страной), общество (также понимаемое в узком смысле как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций) и экономика (понимаемая как совокупность производственных сил и производственных отношений). Каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные.3
Современные развитые экономики
являются смешанными по основам своего
функционирования. Это означает, что
государство является активным участником
хозяйственных отношений и
Каковы же задачи современного
государства в системе
Наиболее важными
- создание и развитие правовой базы (юридических законодательных инструментов управления экономикой) функционирования экономики;
- защита и стимулирование системы конкуренции;
- разумное перераспределение дохода и богатства;
- стимулирование структурного обновления экономики;
- создание системы встроенных стабилизаторов (регуляторов) экономики для сглаживания отрицательных колебаний макроэкономических показателей.
Рассмотрим эти функции по порядку. Создание правовой базы включает:
- правовые нормы, законы,
акты, то есть производство
- разработку механизмов осуществления «правил игры», то есть системы действующих норм регулирования отношений между правительством, бизнесом, работниками и потребителями (государство в этих целях создаёт свои институты – суд, комитеты, службы, комиссии и т.д.);
- регламентированное
определение прав
Защита конкуренции государством осуществляется по следующим направлениям:
- создание условий,
при которых конкуренция
- ограничение монополии как фактора, наносящего ущерб основным участникам рынка в результате нерационального распределения ресурсов (неэкономические монополии, а в ряде случаев и экономические, несправедливо добиваются увеличения своих прибылей за счёт остальных участников рынка и поэтому монополии как силе может противостоять другая сила – государство);
- стимулирование конкуренции
в процессе ввода определённых
ограничений и разрешений для
иностранных и внутренних
Разумное перераспределение дохода и богатства как экономическая функция государства проистекает из того факта, что существуют случаи резкого нарушения функционирования рынка, связанные с так называемыми внешними эффектами. Внешние эффекты – это выгоды и издержки участников рынка, обусловленные не обстоятельствами их внутренней деятельности, а не зависящими от них переливами рациональных и нерациональных факторов и результатов макроэкономического кругооборота. Различают следующие виды эффектов:
- побочные эффекты;
- эффекты (социальных, общественных) благ.
Побочные эффекты (см. Приложение 14) (или издержки перелива) связаны с тем, что рыночная экономика производит и блага с отрицательной полезностью (эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью и т.п.) и кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью.
Эффекты государственных (нерыночных) благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить рыночная экономика, однако такое производство рационально для всех. В этом случае функцию производства этих благ берёт на себя государство и возникают внешние эффекты, вызванные указанным обстоятельством.
Государственные блага обладают такими свойствами:
- являются неделимыми и не могут быть проданы лишь некоторым участникам рынка, т. е. их эффект распространяется на всех (эффекты от услуг объектов государственной инфраструктуры, правительственных учреждений и т. д.);
- порождают так называемую проблему «фрирайдера» (граждане пользуются государственным благом, не неся никаких издержек на его производство, например, это может быть система услуг суда, обороны, правопорядка);
- в ряде случаев могут быть квазиобественными (мнимо общественными), т.е. эти блага способен производить и рынок, но не в достаточном для общества количестве, что значительно в ряде случаев снижает выгоды для всех (услуги здравоохранения, образования и т. д.).
Производимые государством общественные товары должны удовлетворять коллективные потребности. Последние не могут быть выражены в денежной форме и, следовательно, не отражаются в спросе. Товар признаётся общественным, если он удовлетворяет определённым характеристикам5: 1) потребляется коллективно; 2) его невозможно исключить от потребления; 3) объёмы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложению; 4) производство обеспечивается государством.
Основная проблема, с которой сталкивается государство, - как перераспределить ресурсы из производства частных благ в производство общественных. Наиболее очевидный способ – сокращение спроса на частные блага, что достигается посредством сокращения покупательной способности домашних хозяйств и фирм. Функцию перераспределения ресурсов выполняет налоговая система. Таким образом, налоги уменьшают спрос на рыночные блага, что вызывает уменьшение спроса на ресурсы, а высвобожденные факторы направляются в производство общественных благ.
В целом государство издержки перелива трансформирует во внутренние издержки предприятий двумя основными мерами: законодательными и особой системой налогов. Трансформация выгод перелива достигается посредством увеличения спроса, предложения, производства товаров и услуг государственными предприятиями.
Функция стимулирования структурного обновления экономики регулируется такими мероприятиями:
- создание особого
налогового режима для
- принятие законов,
стимулирующих инновационный
- субсидиями, льготами для производителей наукоёмких товаров;
- финансированием НИОКР;
- и другими.
Функция стабилизации заключается в том, чтобы обеспечивать условия для поддержания равновесного кругооборота доходов и расходов. Если расходы ниже доходов, то это может вызвать спад производства, рост безработицы, замедление обновления экономики, старение производственного аппарата. 6
1.2. Прогнозирование экономического развития
Важную роль для экономики страны играет выбор направления её дальнейшего развития. Есть целая система научных исследований возможных направлений будущего развития экономики и её отдельных сфер. Эта система называется прогнозированием экономического развития государства.
Прогнозирование как научно обоснованное предвидение динамики экономических и социальных процессов связано со стратегическим и индикативным планированием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы являются важным инструментом контроля за ходом реализации хозяйственных решений, на основе прогнозов осуществляется необходимая коррекция управленческих действий в масштабе предприятия, региона, отрасли или национального хозяйства в целом.
В зависимости от сферы применения прогнозирование может быть социально-экономическим или научно-техническим. Социально-экономическое даёт оценку возможным перспективам и изменениям экономических, социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития. В зависимости от сферы применения прогнозирование подразделяется на отраслевое народнохозяйственное (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учётом отраслей регионов в реализации перспективных планов. Прогнозирование развития фирм определяется с учётом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основах новейших достижений в технике и технологии производства.
Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность