Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.
Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42
1.2 Политика в области НИОКР
Государственная стратегия в области развития науки и техники и стимулирования научно-технического прогресса (НТП) предусматривает совершенствование научно-технического, образовательного и информационного потенциалов, расширение масштабов государственного финансирования НИОКР на главных направлениях НТП, совершенствование патентно-лицензионной политики, государственно-правового регулирования НТП, расширение межотраслевой передачи технологии, “ноу-хау”, широкое привлечение мелкого и среднего бизнеса, передача патентных прав фирмам и вузам-подрядчикам государства в сфере НИОКР и расширение всех форм конкуренции на государственном рынке в процессе создания новой техники и технологии.
1.3 Регулирование цен
Первой, и, пожалуй, наиболее естественной реакцией государства на заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. Это оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом и на внутриамериккнский рынок в первую очередь.
Нынешняя американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:
В конечном счете, все эти направления государственной макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен.
§2 Государственное регулирование экономики России
К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций. Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике.
В кредитно - денежной политике своей основной задачей правительство ставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления, а также государственным внебюджетным фондам) Кроме того, намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов. С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов. Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы. В первой половине 1995 года ЦБР проводил операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов. Начиная с 1994 года ЦБР проводил операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно - кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно - денежной программы. В 1995 году правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, предоставляемые из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете. В 1996 году бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут, за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам. Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП), за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера. Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков. Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета. Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР.
Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров. На федеральном уровне регулируются цены на газ, отчасти на нефть и нефтепродукты, электроэнергию, тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары. Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию)27
Большое значение имеют государственные заказы и закупки. Государство закупает около 30% ВВП 28. Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах. Системой Росконтракт, Комитетом по торговле осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств. Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей. Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями, поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами.
Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны. ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры, необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики, управления государственным долгом и валютной политики, в т. ч.:
1)проводятся
регулярные консультации на
2)Обмен информацией об исполнении бюджета, потребностях финансирования федерального правительства, ситуации в кредитно - денежной сфере, на финансовых и валютных рынках;
3)ЦБР управляет
объемом и струтурой чистых
международных резервов на
В налогово - бюджетной политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства. В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП), расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП), а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)29. В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП.
Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово - бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита. С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.
Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например, в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб., а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб.)30. Здесь приоритет отдается таким направлениям, как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок, привлечение дополнительных сбережений населения, выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций.
Осуществляется переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации, в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ).
Планируются и проводятся также и другие меры, имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики. Здесь можно выделить следующие меры: выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе, создание нового налогового кодекса РФ, изменяющего акценты при налогообложении.
В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры. Это прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса. Не будут вводиться никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля. ЦБР и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами. Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию кредитно - денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний, соответствующими кредитно - денежной программе. ЦБР при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно - денежной политики.
В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта, соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем:
В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ. Здесь планируется вмешательство государства, причем недискриминационное, основанное на цене, точное и временное, в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым.
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и США
Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени, в течение которого формировалась эта сложная система. Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства, то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования, за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики, закончившихся неудачей. Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия. Однако она все-таки имеет временный, переходный характер, и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры.
В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и России? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах, методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах.
В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской. Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга, достигшего астрономической суммы. Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции, избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня. Однако общей для обеих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета. Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по-разному. Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ), то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования, такие как займы у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов.
Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность