Государственное регулирование экономики и её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42

Работа содержит 1 файл

1 Государство и его экономические функции.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение  экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Таковы функции, инструменты  и методы государственного регулирования.18

 

3.2. Объекты государственного регулирования экономики

 

Объектами государственного воздействия на экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.

Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все  те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

По уровню решаемых задач можно  выделить следующие объекты государственного воздействия:

- общехозяйственные процессы –  экономический цикл, денежное обращение,  занятость, инвестиции, НИОКР, цены;

- крупные секторы экономики  – промышленность, строительство,  сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера;

- отрасли и корпорации;

- регионы как крупные хозяйственные  комплексы.19

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объектом государственного регулирования  являются и социальные отношения, так как рассмотрение любого существенного вопроса, касающегося социально-экономического развития страны, должно опираться на учёт действий и реакции трёх основных факторов: государства, общества и экономики.20 Под социальными отношениями подразумеваются, в первую очередь, отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, мелкое и среднее предпринимательство, а также сфера социального обеспечения.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношение с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.21

 

3.3. Модели государственного регулирования экономики

 

В качестве базовых обычно выделяют три модели государственного регулирования  экономики: классическую, кейнсианскую и институционально-социальную.

Классическая модель (см. Приложение 2) предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В то время как бизнес производит или потребляет, государство занимается охраной прав собственности. В соответствие с этой концепцией государство обязано мягко воздействовать на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жёстко реагировать на отклонение отдельных участков от «естественных правил» (уклонение от конкуренции, стремление получить неоправданную рыночную власть, покушение на чужую собственность и т. д.). Для этих целей государство использует силовые институты (право, суд, армию, полицию и др.).

Кейнсианская модель (см. Приложение 3) предполагает активное и по возможности максимально допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная (см. Приложение 4) модель предполагает реализацию трёх функций государства путём его исторически обусловленного оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества через силовые, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Институционально-социальная модель является наиболее сложной по составу включаемых в неё факторов. Её непросто представить чисто количественно  и она, скорее всего, полезна тем, что показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростому явлению, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества.22

На мой взгляд, институционально-социальная модель предполагает наиболее гармоничное  развитие экономики страны, так как  подразумевается умеренное вмешательство государства в экономику. Нельзя полностью пренебрегать регулирующей ролью государства, в то время как излишнее вмешательство исключает рыночные отношения как таковые, что также едва ли на пользу экономике.

 

Итак, государственное  регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как пишет Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого всё равно, что пытаться аплодировать одной рукой.23 В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста Яноша Курнаи: « Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

 

 

Глава 2. Государственное регулирование  экономики России и США: сравнительный анализ

 

§1 Государственное регулирование экономики США 

 

Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма. Американское государство  не в состоянии самоустраниться  от участия в хозяйственной жизни, ибо проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса. Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть “врагом номер один” американской экономики.

Из-за особого  положения США и их валюты в  мировой экономике даже непроизводительное использование средств, составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики.

В США ограничение  негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям. В структурных отраслях, где существуют “естественные монополии”, государство осуществляет прямое регулирование тарифов, цен, уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений, дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления оста корпораций.

 

 

1.1 Государственные финансы в хозяйственном механизме США

 

Государственные финансы представляют собой тот  инструмент, с помощью которого правительственная  администрация подключается к контролю над движением капитала в колоссальных масштабах. Вместе с возрастающей частью пропускаемого через государственный  бюджетный механизм национального дохода, принимающего на данной стадии денежную форму, растет и экономическая сила государства. В 1986 году в США расходы государственной администрации составили 37,9% ВНП, в т. ч. 24,5% -- по федеральному , 13,4% -- по бюджетам штатов и местных органов власти24.

Основная роль в государственной финансовой системе  США принадлежит, несомненно, бюджетному механизму федерального правительства. На его долю приходится 70% расходов и доходов американского государства. Кроме того, сам бюджетно-финансовый механизм построен таким образом, что без федеральной помощи воздействие местных властей на течение хозяйственных процессов затруднительно. Местные органы власти обладают довольно значительными собственными источниками финансовых ресурсов в виде местных налогов и государственного кредита.

Таким образом, характерным в США является сосредоточение гражданских закупок и заказов  в руках не федерального, а местного уровня власти. Основу федеральных  закупок составляют закупки военно-промышленного комплекса.

Наиболее общая  группировка тех направлений, по которым происходит воздействие  финансово-бюджетного механизма буржуазного  американского государства на процесс  расширенного воспроизводства совокупного  общественного денежного капитала позволяет выделить и четыре основных канала поступления бюджетных средств в хозяйственный оборот. Это:

  1. прямое субсидирование предприятий;
  2. государственные инвестиции в экономику;
  3. опосредование реализации значительной массы неинвестиционных товаров и услуг через систему государственных закупок.

Государство выступает  на рынке в качестве крупнейшего  потребителя продукции целого ряда отраслей, эта его роль превращает государственный спрос в органический элемент общественного воспроизводства.

  1. своеобразной формой передачи средств из государственного бюджета в распоряжение экономических агентов являются “налоговые расходы” администрации – льготы и скидки в системе налогообложения. Освобождение предприятий от фискальных изъятий – один из рычагов целенаправленного регулирования объема и структуры валового накопления и совокупного спроса в США.

В США трудно провести грань между государственным  потреблением и инвестированием. В  основной своей массе государственные  инвестиции в США вкладываются в  административные здания, принадлежащие федеральному правительству или местным властям дороги, а в последние годы в средства связи и компьютерную технику. Относительно низкая доля бюджетных инвестиций в США, составляющая около 1,2% ВНП, непосредственно связана с ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране.

В практике США  прямое субсидирование промышленных и  торговых компаний за счет бюджетных  средств представляет собой довольно ограниченное явление. Основные получатели субсидий в США – сельское хозяйство, морской транспорт. Однако в последнее время правительство встало на путь резкого сокращения всех видов гражданских расходов (на сельское хозяйство – с 2,6% всех бюджетных средств в 1970 финансовом году до 1,9% -- в 1989 фин. г., на транспорт – с 3,6% до 2,5% соответственно)25.

Абсолютно преобладают  в общем объеме государственных  бюджетных расходов текущие расходы. В настоящее время они составляют 97% всех расходов по бюджету администрации.

Из-за увеличения бюджетных расходов и отсутствия привлечения новых источников для поступления дополнительных средств в бюджет в США за последние годы значительно вырос дефицит бюджета (с 68 млрд.$ в 1980 году, до 204 млрд.$ в 1986 году). После 1980 года в бюджетной политике были сделаны шаги, превратившие дефицит в структурное явление американской экономики. В силу замедления циклического подъема и сохранения неполного использования экономических ресурсов страны действительная величина дефицита федерального бюджета США в 1986 году оказалась на 30 млрд. $ больше, чем это вытекало из действия структурных факторов. Таким образом, структурный компонент составлял 86,4% всего дефицита 26.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность