Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.
Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42
Методы государственного регулирования классифицируются
и по критерию организационно-
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.
Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования.18
3.2. Объекты государственного регулирования экономики
Объектами государственного воздействия на экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
По уровню решаемых задач можно
выделить следующие объекты
- общехозяйственные процессы – экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;
- крупные секторы экономики
– промышленность, строительство,
сельское хозяйство,
- отрасли и корпорации;
- регионы как крупные
Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики. Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объектом государственного регулирования являются и социальные отношения, так как рассмотрение любого существенного вопроса, касающегося социально-экономического развития страны, должно опираться на учёт действий и реакции трёх основных факторов: государства, общества и экономики.20 Под социальными отношениями подразумеваются, в первую очередь, отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, мелкое и среднее предпринимательство, а также сфера социального обеспечения.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношение с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.21
3.3. Модели государственного регулирования экономики
В качестве базовых обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую и институционально-социальную.
Классическая модель (см. Приложение 2) предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В то время как бизнес производит или потребляет, государство занимается охраной прав собственности. В соответствие с этой концепцией государство обязано мягко воздействовать на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жёстко реагировать на отклонение отдельных участков от «естественных правил» (уклонение от конкуренции, стремление получить неоправданную рыночную власть, покушение на чужую собственность и т. д.). Для этих целей государство использует силовые институты (право, суд, армию, полицию и др.).
Кейнсианская модель (см. Приложение 3) предполагает активное и по возможности максимально допустимое вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка.
Институционально-социальная (см. Приложение 4) модель предполагает реализацию трёх функций государства путём его исторически обусловленного оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества через силовые, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя тем самым сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.
Институционально-социальная
модель является наиболее сложной по
составу включаемых в неё факторов.
Её непросто представить чисто
На мой взгляд, институционально-социальная
модель предполагает наиболее гармоничное
развитие экономики страны, так как
подразумевается умеренное вмеш
Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как пишет Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого всё равно, что пытаться аплодировать одной рукой.23 В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста Яноша Курнаи: « Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США: сравнительный анализ
§1 Государственное регулирование экономики США
Государственное
регулирование давно стало
Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже непроизводительное использование средств, составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики.
В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям. В структурных отраслях, где существуют “естественные монополии”, государство осуществляет прямое регулирование тарифов, цен, уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений, дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления оста корпораций.
1.1 Государственные финансы в хозяйственном механизме США
Государственные
финансы представляют собой тот
инструмент, с помощью которого правительственная
администрация подключается к контролю
над движением капитала в колоссальных
масштабах. Вместе с возрастающей частью
пропускаемого через
Основная роль
в государственной финансовой системе
США принадлежит, несомненно, бюджетному
механизму федерального правительства.
На его долю приходится 70% расходов
и доходов американского
Таким образом, характерным в США является сосредоточение гражданских закупок и заказов в руках не федерального, а местного уровня власти. Основу федеральных закупок составляют закупки военно-промышленного комплекса.
Наиболее общая
группировка тех направлений, по
которым происходит воздействие
финансово-бюджетного механизма буржуазного
американского государства на процесс
расширенного воспроизводства совокупного
общественного денежного
Государство выступает
на рынке в качестве крупнейшего
потребителя продукции целого ряда
отраслей, эта его роль превращает
государственный спрос в
В США трудно провести грань между государственным потреблением и инвестированием. В основной своей массе государственные инвестиции в США вкладываются в административные здания, принадлежащие федеральному правительству или местным властям дороги, а в последние годы в средства связи и компьютерную технику. Относительно низкая доля бюджетных инвестиций в США, составляющая около 1,2% ВНП, непосредственно связана с ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране.
В практике США прямое субсидирование промышленных и торговых компаний за счет бюджетных средств представляет собой довольно ограниченное явление. Основные получатели субсидий в США – сельское хозяйство, морской транспорт. Однако в последнее время правительство встало на путь резкого сокращения всех видов гражданских расходов (на сельское хозяйство – с 2,6% всех бюджетных средств в 1970 финансовом году до 1,9% -- в 1989 фин. г., на транспорт – с 3,6% до 2,5% соответственно)25.
Абсолютно преобладают в общем объеме государственных бюджетных расходов текущие расходы. В настоящее время они составляют 97% всех расходов по бюджету администрации.
Из-за увеличения бюджетных расходов и отсутствия привлечения новых источников для поступления дополнительных средств в бюджет в США за последние годы значительно вырос дефицит бюджета (с 68 млрд.$ в 1980 году, до 204 млрд.$ в 1986 году). После 1980 года в бюджетной политике были сделаны шаги, превратившие дефицит в структурное явление американской экономики. В силу замедления циклического подъема и сохранения неполного использования экономических ресурсов страны действительная величина дефицита федерального бюджета США в 1986 году оказалась на 30 млрд. $ больше, чем это вытекало из действия структурных факторов. Таким образом, структурный компонент составлял 86,4% всего дефицита 26.
Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность