Государственное регулирование экономики и её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было показать взаимосвязь между государством и рынком, невозможность их существования друг без друга. В своей работе я изложила важнейшие функции государственного регулирования, необходимость государственного вмешательства в экономику и пределы этого вмешательства. Таким образом, мы можем проследить тесную связь государства и рынка и увидеть, какой существует предел государственного вмешательства в экономику, необходимый для гармоничного развития государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....2-3
Глава 1. Государственное регулирование экономики и её сущность.......4-23
§1 Государство и его экономические функции…………………………...4-11
1.1.Задачи и функции современного государства………………………....4-8
1.2. Прогнозирование экономического развития………………………….8-11
§2 Необходимость государственного регулирования……………………12-16
2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику……………………………………………………………………12-13
2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования……...13-16
§ 3 Государственное регулирование – объекты и модели………………..17-23
3.1. Функции, инструменты и методы государственного
регулирования………………………………………………………………17-20
3.2. Объекты государственного регулирования экономики……………....20-22
3.3. Модели государственного регулирования экономики……………….22-23
Глава 2. Государственное регулирование экономики России и США:
сравнительный анализ……………………………………………………..24-38
§1 Государственное регулирование экономики США…………………..24-28
Государственные финансы в хозяйственном механизме США…….25-27
Политика в области НИОКР……………………………………………27
Регулирование цен………………………………………………............28
§2 Государственное регулирование экономики России………………....29-34
§3 Сравнительный анализ государственного регулирования экономики
России и США………………………………………………………………35-38
Заключение………………………………………………………………….39-40
Список литературы…………………………………………………………41-42

Работа содержит 1 файл

1 Государство и его экономические функции.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Экономический прогноз должен давать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надёжной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Сказанное приводит к мысли о том, что процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определённых методологический принципах.

К числу методологических принципов  следует, прежде всего, отнести принцип  этапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первый этап – предвидение того, что может произойти. Речь здесь идёт о разработке прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придётся реализовывать.

Второй этап  - разработка нормативного, или целевого, прогноза. Здесь особая корректировка должна быть соблюдена при соотнесении желательного и возможного. Именно на этом этапе органы планирования допускают ошибки. В равной степени опасно как «заземлять» цели, ссылаясь на дефицит, например, ресурсов, так и формировать явно нереальные ориентиры. Точное планирование требует научных, выверенных, дающих достаточную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз.

Третий этап – подготовка для  правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования экономики. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, начислению амортизации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определённые государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, например, лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.7

Прогнозы реализуются комплексом средств, среди которых ведущую  роль играют эвристические, статистические и экономико-математические методы. Эти средства на практике применяются, как правило, системно, в форме комбинации различных процедур.

Эвристические методы прогнозирования  основаны на приёмах и процедурах, обобщающих опыт и интуицию специалистов, участвующих в прогнозе.

Статистические методы опираются на методы математической статистики, теорию случайных процессов.

Экономико-математические методы предполагают построение формализованных  моделей, отображающих реальные экономические  и социальные процессы, наполнение этих моделей статистической информацией, нахождение прогнозных параметров с помощью расчетных процедур.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Необходимость и сущность государственного регулирования

 

2.1 Формы и сферы государственного вмешательства в экономику

 

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.9

Во всех промышленно  развитых странах существует более  или менее значительный по своим  масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает деловое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала. Стоит отметить, что государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство свой организационный опыт, знания, ноу хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и услуги при минимальных издержках.10

Косвенное вмешательство  предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования  основных инструментов государственной  экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная  и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.11

 

 

2.2 Необходимость и сущность государственного регулирования

 

Объективная необходимость  включения государства в экономический  процесс определяется следующими факторами:

- необходимостью обеспечения  общественного воспроизводства  в расширенном масштабе;

- поддержанием баланса  социально-экономических интересов  различных групп населения в  стране;

- обеспечением единства  и целостности территориального пространства страны.12

Несомненна тенденция  к усилению роли государства во всех сферах экономики. Вместе с тем, тенденция  эта не является прямолинейной. Государственное  вмешательство используется тогда, когда собственно рыночные механизмы  дают сбой. В этих случаях воспроизводство корректируется таким образом, чтобы после наладки рыночного механизма государственное вмешательство можно было ослабить или свернуть.13 Но, нужно сказать, что характерное для современного этапа усиливающееся государственное вмешательство в экономические процессы сопровождается или может сопровождаться ограничением роли государства как собственника национальных ресурсов и коллективного предпринимателя.14

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику  обусловливается наличием следующих причин:15

    1. Присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:

- долгосрочное равновесие  при неполной занятости, опираясь  на которое Дж. Кейнс сделал  вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;

- классическая теория  рынка утверждает, что после любого  нарушения равновесия начинают  действовать механизмы приспособления  к новым условиям, в результате  чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, т.е. воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами;

- экономический рост  неразрывно связан с изменениями  в отраслевой структуре.;

- одно из слабых  мест механизма рыночной экономики  – обеспечение рациональных территориальных  пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости.;

- количественный рост  во многих сферах промышленности  и строительства связан с безвозвратным  расходованием невоспроизводимых  ресурсов и растущей нагрузкой  на окружающую среду. 

2) Необходимость эффективного  удовлетворения потребностей в  общественных благах – одна из причин государственного регулирования экономики. Существует целая категория благ, которые, на первый взгляд, являются доступными, так как они удовлетворяют определённые потребности и бесплатны для населения. Это – внешняя и внутренняя безопасность, функционирование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям (не во всех странах). Однако эти блага не имеют ничего общего с природными свободно доступными благами.

3) Необходимость выравнивания  внешних эффектов. Рациональные  народнохозяйственные решения должны  приниматься исходя из учёта  общей пользы и общих затрат  для всего народного хозяйства.  Решения отдельных хозяйственных Субъектов, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их (внутренние) выгоды и затраты.16

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории  объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики  различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идёт, по меньшей мере, о следующих проявлениях:17

1)Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что в  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2)Наличие многочисленных  товаров, жизненно  необходимых  обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3)Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых –  загрязнение окружающей среды,  нанесение теми или иными хозяйственными субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4)Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг,  прежде всего медицинских и  пенсионных.

5)Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведён без активного участия государства.

6)Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7)Излишне неравномерное  распределение доходов, которые,  если государство не примет  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8)Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

Государственное регулирование  экономики – процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определённой доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определённый набор средств (инструментов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Государственное регулирование – объекты и модели

 

3.1. Функции, инструменты и методы государственного регулирования

 

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой  и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и её сущность