Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

Во всех экономических системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Содержание

Введение
Понятие цены и заработной платы
Сущность и понятие цены
Формирование цены в системе здравоохранения Республики Коми
Сущность и понятие заработной платы
Формирование заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми
Государственное регулирование цен и заработной платы
Государственное регулирование цен
Государственное регулирование заработной платы
Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы
Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми

Заключение

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

По каждому виду доплат за работу в условиях, отклоняющихся  от нормальных, производится отдельный расчёт.

Среднечасовая тарифная ставка (табл. 5.1.2.) для расчета выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных определяется по формуле:

Тчас. = ФДО/Рд/раб.ч. , где

Тчас. - среднечасовая тарифная ставка для расчета выплат компенсационного характера (ночные, праздничные и др.)

ФДО - месячный фонд должностных окладов без учета надбавок за продолжительность непрерывной работы

Рд - среднее количество рабочих дней в месяц, определенное как количество рабочих дней в году деленное на 12

раб.ч. - продолжительность рабочего дня работника

 

Среднедневная тарифная ставка (табл. 6.1.3.) для расчета расходов на замену уходящих в отпуск работников определяется по формуле:

Тст.зам. = Фзп/12/29,4 , где

Тст.зам.- среднедневная тарифная ставка для расчета доплат за замену уходящих в отпуск работников

ФЗП - годовая сумма фонда должностных окладов без учета надбавок за продолжительность непрерывной работы и фонда выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

29,4- среднее количество календарных дней в месяце для расчета среднедневной заработной платы.

Тст.зам.стаж.=Фзп/12/29,4 , где

Тст.зам.стаж. - среднедневная тарифная ставка для расчета доплат за замену уходящих в отпуск работников

ФЗПстаж. - годовая сумма фонда должностных окладов с учетом надбавок за продолжительность непрерывной работы и фонда выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

29,4 - среднее количество календарных дней в месяце для расчета среднедневной заработной платы.

Расчет среднедневной  ставки с учётом надбавок за продолжительность  непрерывной работы производится только по должностям, замещение которых требует полной отработки рабочего времени (круглосуточные посты, приемный покой и т.п).

Формирование фонда стимулирующих  выплат гос. учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с приложением №7 к постановлению Правительства РК от 11.09.2008 г № 239, по муниципальным учреждениям здравоохранения – в соответствии с нормативными актами муниципальных образований.

После расчета Годового Фонда  Оплаты Труда (далее ГФОТ) все данные сводятся в общую калькуляцию, после  чего на ГФОТ производятся начисления на выплаты по оплате труда, которые  определяются в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

2. Государственное  регулирование цен и заработной  платы

2.1. Государственное регулирование цен

Государство выступает  в лице самого крупного закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную ценовую политику, устанавливает фиксированные или предельные цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транспортные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительствеи т.п.

Оно также устанавливает  прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно - важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, тепло, медикаменты и т.п.). 

Государственное регулирование играет очень важную роль в регулирование цен и  заработной платы с целью предотвратить  инфляцию или уменьшить ее темпы. А инструментами государства  в этом случаи выступают индекс цен  и заработной платы.

Инфляция как  экономическая категория отражает перераспределение национального дохода между сферами общественного воспроизводства, отраслями и регионами народного хозяйства, между классами и социальными группами населения, осуществляемое через механизм изменения цен.

Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей.

Наиболее широкое  применение имеют следующие:

индекс  цен; индекс покупательной способности рубля; темпы инфляции; индекс заработной платы; индекс реальных доходов населения.

В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех  факторов, которые 
относительно легко  поддаются монетаристским ограничениям.  В  первую 
очередь это относится к спирали «зарплата-цены». Действие этой спирали 
обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен. В России 
наблюдается диаметрально противоположная ситуация: заработная плата 
(бюджетников), пенсии, пособия растут медленнее, чем цены

Инфляция порождает  необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.

Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум необходим при установлении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации.

Стоимость прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат населению.

В настоящее время  вместо прожиточного минимума при индексации выплат населению используется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный 4611 руб.00 коп.,который ниже величины прожиточного минимума. Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ.

Для индексации долговых обязательств правительства  РФ Государственной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации»,

2.2. Государственное регулирование заработной платы

 Государство прямо регулирует заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости, прежде всего от производительности труда и соотношения между спросом на рабочую силы и ее предложением.

На мелких и  средних предприятиях заработная плата  устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между  соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами предпринимателей (государство может оказывать на это лишь консультативное воздействие).

Во многих развитых странах законодательство о труде  включает в себя установление минимального размера оплаты труда. Однако на практике оно нередко не выполняется.

На протяжении последнего десятилетия минимальный  размер заработной платы в России устанавливался ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины, что непосредственно влияло на снижение уровня жизни населения.

Таким образом, необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в  трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 133 месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда в Республике Коми установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» и составлял на 4 квартал 2011 года 4611 руб. в месяц. Прожиточный минимум на душу населения за 4 квартал 2011 г. определен для трудоспособного населения в 9395руб. в северных районах, 8498 руб – в южных, Таким образом, минимальный размер оплаты труда составлял 49 % в северных районах, 54,2% - в южных от прожиточного минимума, что не соответствует не только требованиям международного права, но и здравому смыслу.

Что же касается законодательного установления минимальной заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека, то согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения такого размера минимальной заработной платы прописаны специальным федеральным законом. Такой закон пока не принят.

Для лиц, проживающих в  районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

Индексация заработной платы  осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем.

Таким образом, можно отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации

3. Проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы.

Можно выделить следующие  наиболее существенные цели государственного регулирования:

  • Приоритетным направлением должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.
  • Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.
  • Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо увеличить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках).
  • Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.

3.1. Проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми.

Конституция РФ (далее – Конституция) гарантирует  право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Соблюдение этих прав предполагает обеспечение  населения медицинской помощью  и реализацию целого комплекса других мер, направленных на охрану здоровья (улучшение социально-экономических  условий, создание благоприятной экологической  среды, формирование здорового образа жизни и т.д.). Данное право не связывается  ни с платностью или бесплатностью  медицинской помощи, ни с конкретным способом обеспечения указанных  гарантий. Следовательно, права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь могут реализовываться разными способами, путём получения ими как бесплатной, так и платной медицинской помощи.

Задачу обеспечения  населения бесплатной медицинской  помощью через систему государственных  и муниципальных учреждений здравоохранения  государство взяло на себя. В соответствии с п.1 статьи 41 Конституции «Медицинская помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счёт средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений».

Анализ указанного положения позволяет сделать  несколько важных выводов:

- речь идёт  не о безусловной бесплатности  медицинской помощи, а о бесплатности  за счёт средств соответствующего  источника финансирования. Поэтому  если у учреждения нет необходимого  источника финансирования, то с  него снимается и обязанность  предоставления медицинской помощи  на бесплатной основе;

- Конституцией  не определены конкретные виды  и объёмы оказания бесплатной  медицинской помощи;

- имеет место  разделение ответственности: ответственным  за оказание медпомощи является  медучреждение, ответственным за  обеспечение бесплатности – финансирующий  орган: собственник учреждения, фонды  ОМС;

- в Конституции  отражены обязательства предоставления  бесплатной для населения медпомощи  только путём содержания сети  государственных (муниципальных)  учреждений здравоохранения;

- право на  получение медпомощи за плату  также относится к гарантиям, обеспечиваемым государством и нельзя лишать этого права граждан.

Конституция, признавая, что  обеспечение населения медпомощью является одной из важнейших задач  государства, те не менее, не устанавливает  сферы платной и бесплатной для  населения медпомощи. Очевидно, что  границы этих сфер могут быть подвижными. Теоретически, ликвидировав сеть государственных  и муниципальных учреждений здравоохранения, государство, не вступая в противоречие с конституцией, может снять с  себя обязательство предоставления бесплатной медицинской помощи.

Информация о работе Государственное регулирование цен