Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:21, реферат

Описание работы

Во всех экономических системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Содержание

Введение
Понятие цены и заработной платы
Сущность и понятие цены
Формирование цены в системе здравоохранения Республики Коми
Сущность и понятие заработной платы
Формирование заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми
Государственное регулирование цен и заработной платы
Государственное регулирование цен
Государственное регулирование заработной платы
Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы
Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми

Заключение

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 85.45 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Понятие цены и заработной платы
    1. Сущность и понятие цены
      1. Формирование цены в системе здравоохранения Республики Коми
    2. Сущность и понятие заработной платы
      1. Формирование заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми
  2. Государственное регулирование цен и заработной платы
    1. Государственное регулирование цен
    2. Государственное регулирование заработной платы
  3. Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы
    1. Проблемы и перспективы государственного регулирования цены и заработной платы в системе здравоохранения Республики Коми

Заключение 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всех экономических  системах государство играет весомую  экономическую роль, выполняя больший  или меньший набор хозяйственных  и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые  находятся между собой  в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий  в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий  для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются  между собой,  находясь в отношениях взаимозависимости.         

Многолетняя практика показала, что в условиях развитой экономики всегда сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. В частности объектом государственного регулирования выступают цены и оплата  труда. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.

Общеизвестно, что бюджетные  учреждения финансируются недостаточно как в абсолютном выражении, так  и в относительном. В России расходы  государства на здравоохранение  составляют 3,7% ВВП. В то время как  в странах Организации экономического сотрудничества и развития – 6,6% ВВП. Это не обеспечивает возможности оказания доступной и качественной мед. помощи.

Финансовое положение  зачастую предопределяется не показателями эффективности финансовой деятельности, а уровнем тарифов, специализацией учреждения и т.д. тарифная (ценовая) политика государственных органов  нуждается в серьезном совершенствовании. Несмотря на существующее законодательное  закрепление положения о том, что тарифы в системе ОМС должны обеспечивать рентабельность мед. учреждений и современный уровень мед. помощи, реально они даже не обеспечивают возмещение всех затрат. В отношении цен на платные услуги, часто имеют место, различные ограничения, сводящие их к уровню ниже рыночных, что провоцирует бюджетные учреждения к отказу от официальных платных услуг в пользу теневых.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и основные понятия, проблемы и перспективы государственного регулирования цен и оплаты труда, в частности системы здравоохранения: Муниципальное Учреждение.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть сущность и направления государственного регулирования цен и заработной платы в частности системы здравоохранения;
  • рассмотреть проблемы и перспективы государственного регулирования цен и заработной платы в частности системы здравоохранения;

Метод исследования: теоретический, частично эмпирический.

 

 

 

 

1. Понятия цены и заработной платы

1.1 Сущность и направления государственного регулирования цен

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Ценой называется количество денег, за которое продается  и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Установившиеся равновесные  цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное  вмешательство в этом случае может  принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных  цен.Такие фиксированные цены могут  быть двух типов:

1) когда равновесные цены  представляются обществу слишком  высокими, государство устанавливает цены ниже равновесной (максимальные цены, или потолок цены);

2) когда равновесная цена  представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются  цены выше равновесной (минимальные  цены, или нижний уровень цены).

Решая с той или иной степенью успешности, поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:

- если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;

- если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании  рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда  же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения  возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

Другое негативное последствие установления потолка цены - черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны - часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства - от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу “время - деньги”, до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.

Государство может ликвидировать  дефицит и в условиях фиксированных  цен двумя путями:

  1. увеличить предложение за счет, например, дополнительных закупок данного товара за рубежом;
  2. уменьшить спрос на товар путем установления каких-то дополнительных, помимо денежных, ограничений на объемы покупок.

Оба этих способа широко использовались в нашей стране в  период существования директивных, устанавливаемых государством цен.

Из сказанного может сложиться  неверное впечатление, что любое  вмешательство государства в  рыночный механизм ценообразования  абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда это вмешательство используется как экстренная мера:

1. При существовании прямой  угрозы жизни человека. Принципы  гуманности не позволяют, скажем, отказывать в неотложной медицинской  помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. В  большинстве развитых стран даже  частнопрактикующие врачи (не  говоря уже о государственных  клиниках) в случае неоказания  экстренной помощи подлежат уголовной  ответственности.

2. По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с огромными скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.

3. В случае природных или социальных катаклизмов, принявших размах общенационального бедствия.

Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство  устанавливает обязательную цену, максимально  близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок, от точки равновесия, а приближают к ней.

      1. Цена в системе здравоохранения Республики Коми

Согласно Программе государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, в состав тарифа по ОМС могут быть включены следующие  текущие расходы:

1. Заработная плата;

2. Начисления на выплаты  по оплате труда;

3. Приобретение мягкого  инвентаря и обмундирования;

4. Приобретение продуктов  питания;

5. Приобретение медикаментов  и перевязочных средств, медицинского  инструментария, реактивов и химикатов,  стекла, химпосуды и прочих материальных запасов;

6. Расходы по оплате  стоимости лабораторных и инструментальных  исследований, производимых в других  учреждениях (при отсутствии своей  лаборатории и диагностического  оборудования), а также расходы  по оплате организации питания  предприятиями общественного питания  (при отсутствии своего пищеблока);

7. Иные расходы в соответствии  с бюджетным законодательством  Российской Федерации, при выполнении  норматива финансовых затрат  на единицу объема медицинской  помощи.

Рентабельность при формировании тарифа не включается.

В рамках реализации Программы  ОМС на территории Республики Коми, а также в случае перехода на одноканальное  финансирование состав расходов, включаемых в тариф на медицинскую помощь (услугу), определяется на основании  решения Республиканской согласительной комиссии по вопросам обязательного  медицинского страхования в Республике Коми.

Для оплаты труда  работников рассчитываются тарифы.

Существует методика, которая является единой для расчета тарифов на медицинскую помощь (услуги), оказываемую учреждениями здравоохранения Республики Коми, а также иными медицинскими организациями (далее – ЛПУ) в рамках Программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации на территории Республики Коми  (далее – Программа ОМС) и подлежит пересмотру при изменении нормативных правовых актов, являющихся основанием для ее разработки.

Тарифы разрабатываются  и согласовываются в установленном  порядке и используются для оплаты медицинской помощи (услуг), оказываемой  по Программе ОМС, финансируемой  за счет средств бюджета Фонда  ОМС Республики Коми.

Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения затрат и состав расходов ЛПУ на оказание медицинской помощи (услуг) в рамках утвержденной Программы ОМС.

Расчет тарифов производится в пределах средств, предусмотренных  в бюджете Фонда обязательного  медицинского страхования Республики Коми на соответствующий финансовый год на выполнение Программы обязательного  медицинского страхования, и в соответствии с утвержденными в установленном  порядке годовыми расчётными заданиями  на предоставление медицинской помощи по Программе ОМС (далее –годовые расчётные задания) на соответствующий год.

Объектом установления тарифа по ОМС является медицинская помощь (услуги), выраженная в объемных показателях  деятельности ЛПУ по обязательному  медицинскому страхованию:

  • стационарная медицинская помощь - 1 койко-день профильного отделения стационара;
  • амбулаторно-поликлиническая помощь - 1 минута полезного рабочего времени врача амбулаторно-поликлинического приема;
  • стоматологическая помощь - 1 УЕТ (условная единица трудоёмкости при оказании стоматологической помощи);
  • медицинская помощь, оказываемая в условиях дневных стационаров всех типов - 1 пациенто-день.

Перечень статей расходов, подлежащих включению в состав тарифа, определяется решением Республиканской  согласительной комиссии и закрепляется в ежегодно принимаемом Генеральном  тарифном соглашении в системе ОМС.

В состав тарифа не включаются статьи и группы расходов, финансируемых  из других источников:

- расходы, не включенные в состав расходов на выполнение Программы ОМС, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и бюджетов муниципальных образований (далее- бюджетов);

Информация о работе Государственное регулирование цен