Государственная политика занятости в период трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

Содержание

Введение. 3
2. Причины безработицы и ее формы 4
3. Определение полной занятости. 5
4.Государственная политика занятости 6
5. Основные черты переходной экономики в России 11
6.Переквалификации кадров в период трансформации 14
7.Структура занятости как показатель эффективности функционирования экономики …………………………………….. 17
8.Структура занятости накануне реформ………………..17
9.Изменение структуры занятости в ходе реформ…………………18
10.Государственная поддержка малого предпринимательства……22
11. Заключение………………………………………………………..24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.92 Кб (Скачать)

     Федеральная программа содействия занятости  на 1996—1997 годы предусматривает предоставление льгот работодателям, которые создают  и сохраняют рабочие места  в регионах с критической массой безработных (льготное кредитование, налоговые  льготы, снижение арендных платежей и  т. п.). На предприятиях создаются т. н. квотированные рабочие места, специально предназначенные для особо нуждающихся в социальной поддержке.

7.Структура занятости как показатель эффективности функционирования экономики.

     Рассмотрение  влияния экономических процессов  на социальные параметры через призму системы занятости и ее основных характеристик представляет особый интерес. Изменения структуры занятости  отображают как происходящие трансформации в материально-технических факторах и структуре экономики, так и социально-экономические, институциональные изменения.

     Рынок труда – один из важнейших элементов  экономической системы, и от эффективности его функционирования зависят как вектор, так и темпы  макроэкономической динамики. В то же время система занятости опосредует влияние макроэкономического развития на благосостояние населения и на большинство социальных процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура занятости отражает структуру и эффективность функционирования экономики в целом, а все трансформации последней находят отражение в структуре занятости.

8.Структура занятости накануне реформ

     Все бывшие соцстраны к началу 90-х  годов  характеризовались очень высокой степенью вовлеченности населения в экономическую деятельность. Показатели занятости населения в этой группе стран, как правило, были выше, чем в странах с более высоким уровнем экономического  развития . Это стало результатом политики и идеологии полной занятости, не признававшей возможность добровольной незанятости для трудоспособных граждан, с одной стороны, и «экономики» дефицита», постоянно генерировавшей малооплачиваемые рабочие места,- с другой. В  связи с этим с самого начала реформ ожидалось заметное снижение доли населения, участвующего в экономике.

     Система в целом характеризовалась средним  уровнем развития при относительно высоком уровне развития образования, науки, культуры (по сравнению с США, Грецией, Испанией, Португалией)- в этих сферах среднегодовая численность занятых составляла  14 273 тыс. чел., или 19% общей численности занятых. Ее характеризовали «переутяжеленная» структура экономики и низкий уровень развития сферы услуг: в конце 80-х годов доля промышленно-строительного сектора (промышленность и строительство) в занятости соцстран составляла в среднем свыше 40%, по сравнению с 27%в промышленно развитых странах. Наоборот, на сферу услуг приходилось 28-45% занятых по сравнению с 62% на западе.

     Из  последнего тезиса довольно часто делается вывод о невозможности развития новых технологий в условиях «реального социализма». Однако такого рода суждения отражают лишь один из аспектов НТП в СССР – его бюрократическое торможение, особенно в той части, которая связана с внедрением и использованием результатов творческой деятельности исследователей – ученых, инженеров. На самом деле  ситуация была намного сложнее противоречивее, поскольку на другом полюсе этих процессов  были реальные ростки энтузиазма, свободного социального творчества, создававшие новые стимулы численности персонала, занятого исследованиями и разработками – в 1992г. она составляла 1532,6 тыс. чел.

9.Изменение структуры занятости в ходе реформ.

     В трансформационной экономике России в 90-е годы прослеживались разнонаправленные  тенденции. Вектор изменений характеризовали  две группы факторов: трансформационный кризис и становление элементов рыночной экономики (шире – качественно новой экономической системы).

     Трансформационный кризис привел к сдвигам в технологической структуре. Их первым направлением стала массовая деиндустриализацаия промышленности. Оценки этого процесса крайне неоднозначны и противоречивы. Так, ряд исследователей отождествляет эти подвижки с прогрессивным развитием экономической системы, другие же обращают особое внимание на социальные последствия трансформаций и подвергают сомнению прогрессивность преобразований, в основе которых лежит наращивание добывающего сектора и экспортно-ориентированных ресурсных отраслей за счет сокращения высокотехнологичных производств.

     Второе  направление сдвигов в технологической структуре связано со сферой услуг. Именно здесь проявилось основное противоречие трансформационных процессов в России. Анализ показывает, что при переходе к постиндустриальному обществу занятость в собственно постиндустриальной сфере (образование, наука, здравоохранение) сократилась (см рис.1) При этом в системе образования наблюдались не столь значительные количественные сдвиги, однако отмечалось ухудшение его качества2. 

Рис1 Динамика среднегодовой численности занятых

     В «постиндустриальных» отраслях экономики 

     Наконец незначительное сокращение численности  занятых в сельском  и лесном хозяйстве сопровождалось снижением качества рабочей силы.

     С трансформационным кризисом тесно  связано многократное снижение заработной платы в ходе реформ3. Реальная заработная плата в среднем сократилась на 30%. Именно этим и объясняется тот факт, что при снижении объемов производства на 50% занятость уменьшилась лишь на 13%. Этому  же способствовали и «регулярные» невыплаты заработной платы , что приводило к удешевлению доходов трудящихся, по разным оценкам, на 5-30% к моменту их получения.

     Одним из проявлений трансформационного кризиса  стала всесторонняя натурализация  хозяйственной деятельности в России. Она привела к колоссальному  росту доли бартера в продажах. По данным Российского экономического барометра, с 1992 г. этот показатель постоянно рос, приблизившись в период максимального обострения (август 1998г.) к уровню1/2 общего объема хозяйственных трансакций.4 
 
 
 

     
год январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь средний
18. Доля бартера  в продажах, промышленность (%)
1992 8 6 5 4 5 6 9 5 5 6 6
1993 7 7 6 8 8 9 9 9 9 10 11 11 9
1994 12 14 17 16 17 18 20 19 19 17 17 18 17
1995 19 20 18 17 22 22 21 23 25 25 24 26 22
1996 30 29 31 31 33 38 36 37 37 39 39 40 35
1997 38 41 40 45 40 42 45 43 42 39 45 47 42
1998 50 46 50 50 52 52 53 54 52 52 48 49 51
1999 46 46 47 43 44 36 38 36 34 34 34 36 40
2000 33 31 31 29 29 26 26 21 21 20 19 19 25
2001 20 18 17 16 16 16 16 13 14 14 13 13 16
2002 14 12 13 12 12 11 12 11 11 13 11 10 12
2003 11 9 10 12 10 12 8 9 7 7 6 8 9
2004
7                        
 
 

Кроме того, в  начале 90-х годов наметились тенденции  массового перехода к образу жизни, при котором домашнее производство продукции, предназначенной как для продажи, так и для собственного потребления, стало являться единственным занятием, обеспечивающим потребление семьи. Возможно, этим частично объясняется значительное сокращение рабочей силы в 90-е годы, зафиксированное при выборочном обследовании населения по проблемам занятости, но не учитываемое при оценках экономической активности 5.

     Второй  блок факторов, определяющих вектор трансформаций  в России , связан с различными аспектами становления рыночной экономики. Этот процесс повлек за собой ряд сдвигов в экономике в целом и в структуре занятости в частности. За последнее десятилетие ХХ в. наиболее  динамично развивались такие сферы, как финансы и кредит, управление, торговля и питание. Среднегодовая численность занятых в этих отраслях практически удвоилась6 (см.рис.2).

 

Рис 2 Динамика среднегодовой численности занятых

В «рыночных» секторах экономики

                                    

     Становление нового качества экономической системы  сопровождалось рядом противоречий в социально-экономических явлениях и процессах. Одним из таких феноменов, ознаменовавших становление рыночной экономики, стала самозанятость. В эту группу, согласно резолюции 15-й Международной конференции по статистике труда ( 1993г.), обычно включаются работодатели, индивидуальные предприниматели, члены производительных кооперативов и неоплачиваемые работники семейных предприятий.7 Самозанятость в России представляет собой очень неоднородное явление. С одной стороны, в эту категорию входят предприниматели, являющиеся главными генераторами  экономического развития и создающие рабочие места. С другой - в числе самозанятых могут оказаться и те, кто был «вытолкнут» в эту категорию в связи с отсутствием стабильной занятости по найму. В этом случае самозанятость является способом выживания, а тогда речь идет уже о своеобразной форме скрытой безработицы, которую рыночные реформы вовсе не устранили, а лишь завуалировали.

     Вторым  феноменом становления рыночных отношений в сфере занятости стало развития неформального сектора. Во второй половине 90-х годов численность занятых на малых предприятиях колебалась в пределах 6,2-6,6 млн. чел., или около 10% все занятых в экономике. Персонал малых предприятий практически не рос( в 2002г. он составил 7,2млн. чел), по-видимому, уступив потенциальных работников неформальному или полуформальному сектору. Выделяют  несколько причин роста неформального сектора. Общий спад в экономике и снижение уровня  жизни стимулировали поиск новых источником дохода, что ,по мнению многих, было доступно только благодаря малому предпринимательству. А высокие издержки на вход в формальный бизнес  его ведение, неразвитость и «мутантность» институциональной среды лишь способствовала деформализации. Ситуация обострялась вследствие развития специфической перекрестной собственности и образования значительной по масштабам зоны занятости с неоформленными отношениями найма.

  

10.Государственная поддержка малого предпринимательства

Во всех странах государство содействует  и помогает малому бизнесу, но формы и методы государственного регулирования этого сектора различны. Можно выделить два направления регулирования: создание общих условий ля функционирования бизнеса вообще  и малого бизнеса в частности; содействие и помощь отдельным  мелким предприятиям в целях их лучшей адаптации к условиям хозяйствования.

     Для развивающихся стран и стран  с трансформационной экономикой характерно формирование благоприятной среды для развития бизнеса,  стимулирование массового создания малых предприятий, преобладание методов регулирования.

     В России правительство также уделяет  большое внимание малому предпринимательству в соответствии с федеральными программами государственной поддержки малого предпринимательства. Всего таких программ было пять, начиная с первой (1994-1995) и кончая пятой (2001). Затем была принята « Программа социально-экономического развития Российской Федерации на  среднесрочную перспективу (2002-2004)»  и « Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации»

     Все программы содержали широкий  спектр мероприятий :

     -формирование  инфраструктуры для малого предпринимательства;

     -создание  льготных условий использование  финансовых, материальных и информационных ресурсов;

     -установление  упрощенного порядка регистрации  субъекта малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления  статистической и бухгалтерской  отчетности;

     -организация  подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса и др. 
 
 

Заключение

 

     На  протяжении всего переходного периода  в российской экономике наблюдался интенсивный оборот рабочей силы. По темпам движения рабочей силы Россия заметно превосходила подавляющее большинство стран ЦВЕ, причем достигалось это не только и не столько за счет активности выбытий, сколько за счет большей активности приемов на работу. Даже в самые кризисные годы наем поддерживался на устойчиво высокой отметке, что составляет одну из наиболее парадоксальных характеристик российского рынка труда. Это предполагает, что, нанимая новых работников, предприятия не слишком опасались, что потом не смогут от них освободиться.

Информация о работе Государственная политика занятости в период трансформации