Государственная политика занятости в период трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

Содержание

Введение. 3
2. Причины безработицы и ее формы 4
3. Определение полной занятости. 5
4.Государственная политика занятости 6
5. Основные черты переходной экономики в России 11
6.Переквалификации кадров в период трансформации 14
7.Структура занятости как показатель эффективности функционирования экономики …………………………………….. 17
8.Структура занятости накануне реформ………………..17
9.Изменение структуры занятости в ходе реформ…………………18
10.Государственная поддержка малого предпринимательства……22
11. Заключение………………………………………………………..24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.92 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

1. Введение. 3

2. Причины безработицы  и ее формы4

3.  Определение полной  занятости. 5

4.Государственная  политика занятости 6

5. Основные черты  переходной экономики в России  11

6.Переквалификации кадров в период трансформации 14

7.Структура  занятости как показатель эффективности                     функционирования экономики …………………………………….. 17

8.Структура  занятости накануне реформ………………..17

9.Изменение  структуры занятости в ходе  реформ…………………18

10.Государственная  поддержка малого предпринимательства……22

 

11. Заключение………………………………………………………..24 

Список используемой литературы 
 
 
 

1. Введение.

     На  протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

      Переход к рыночной экономике неизбежно  привёл к большим переменам в  использовании трудовых ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Причины безработицы  и ее формы.

      Неотъемлемой  чертой рыночной экономики является безработица - временная не занятость  экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны:

      1. Структурные сдвиги в экономике,  выражающиеся в том, что внедрение  новых технологий, оборудования  приводит к сокращению излишней рабочей силы;

      2. Экономический спад или депрессия,  которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

      3. Политика правительства и профсоюзов  в области оплаты труда: повышение  минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

      4. Сезонные изменения в уровне  производства в отдельных отраслях экономики;

      5. Изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в  трудоспособном возрасте увеличивает  спрос на труд и, возрастает  вероятность безработицы.

      Исходя  из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

      Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".

      Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

      Сезонная  безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

      Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

      Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

3.  Определение полной  занятости.

      Полная  занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

      Полный, или естественный, уровень безработицы  возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы.  
 
 

4.Государственная  политика занятости

     Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

     Программы содействия занятости  населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

     Программа содержит обзор ситуации на рынке  труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

     Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

     На  макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

     1) согласование целей и приоритетов  политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят:

     • пенсионная политика (регулирование  численности трудоспособного населения);

     • образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество рабочей силы, в первую очередь новой);

     • социальная политика (с точки зрения поддержки слабо защищенных групп: молодежи, женщин, инвалидов и др.);

     • регулирование доходов, рассматриваемых  как цена труда;

     • содействие занятости мигрантов, в  том числе беженцев и вынужденных переселенцев;

     2) согласование системы целей и  приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости, к которому относятся вопросы:

     • государственных, инвестиционных программы, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;

     • организация санации и банкротства  предприятий с наименьшим ущербом  для занятости;

     • государственных заказов и закупок  продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения;

     • государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и  среднего бизнеса.

     Особую  задачу составляет регулирование внешнеэкономических связей (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока улучшают инвестиционный климат, создают предпосылки для развития системы рабочих мест. Поддержание курса рубля на минимально, возможном уровне по отношению к доллару стимулирует поддержание и создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке);

3) политику  трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения. Основа данного блока - политика органов Государственной службы занятости на рынке труда. Приоритеты ее деятельности определены Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и другими нормативными документами. Среди этих приоритетов:

• развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда;

• целевая  поддержка рабочих мест для сдерживания  высвобождения работающих;

• развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.

     В число задач данного блока  входят также вопросы регистрации  и социальной поддержки безработных, организации общественных и временных работ и др.

     На  региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.

     Часть названных выше приоритетов осуществляется преимущественно властями федерального уровня, такова, например, демографическая  политика.

     Регионы должны включать содействие занятости  в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

     На  региональном уровне также в интересах  политики занятости возможно осуществление  программ:

Информация о работе Государственная политика занятости в период трансформации