Государственная политика занятости в период трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллиона дипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и число вакантных мест не уменьшалось.

Содержание

Введение. 3
2. Причины безработицы и ее формы 4
3. Определение полной занятости. 5
4.Государственная политика занятости 6
5. Основные черты переходной экономики в России 11
6.Переквалификации кадров в период трансформации 14
7.Структура занятости как показатель эффективности функционирования экономики …………………………………….. 17
8.Структура занятости накануне реформ………………..17
9.Изменение структуры занятости в ходе реформ…………………18
10.Государственная поддержка малого предпринимательства……22
11. Заключение………………………………………………………..24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.92 Кб (Скачать)

     • жилищного, транспортного и производственного  строительства;

     • государственных (в том числе  муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. д.;

     • предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

     На  региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

     Задачи  политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

     В число задач данного блока  на региональном уровне входят:

     • развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее временно незанятой части);

     • совершенствование информационного  обеспечения (включая компьютеризацию);

     • обеспечение приспособленными помещениями  и подготовленными кадрами центров занятости;

     • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения  работающих;

     • повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных;

     • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан  с ограниченной трудоспособностью  и др.

     • вопросы организации общественных и временных работ.

     На  местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

     Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

     Основной  практической целью политики занятости  в условиях спада производства последних  лет явилось упреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Переход российской экономики в состояние депрессии и накопления ресурсов для восстановительного роста требуют продолжения данной политики с одновременной активизацией структурно-прогрессивных процессов в занятости. Последнее означает повышение внимания федерального правительства к сохранению и созданию новых рабочих мест в отраслях обрабатывающей промышленности, науке, образовании и др.

     При проведении политики занятости существует проблема постоянного поддержания достаточной занятости, причем "достаточность" имеет минимум два аспекта:

     • удовлетворение потребностей в рабочей  силе функционирующего и инвестируемого в экономику капитала;

     • обеспечение рабочими местами трудоспособного  населения как условие нормального  существования.

     В современных условиях отсутствие стратегии  занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.

     Рассмотрим  ряд теоретических постулатов, принимаемых при разработке программ и стратегий регионального развития в сфере занятости.

     В результате экономического, социального, технического развития региона неминуемо возникают факторы, как угрожающие обеспечению занятости, так и способствующие ему. При разработке стратегии можно идентифицировать проблемы, существующие в сфере занятости, и вновь возникающие возможности, при этом необходимо разработать скоординированную и эффективную программу действий.

5. Основные черты переходной экономики в России

 

        Переходный период – период времени, в течении которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

В экономике  переходного периода существует ряд факторов, определяющих важную роль анализа ситуации на рынке труда.

Уменьшение реальных доходов населения, и особенно доходов лиц, работающих по найму, является одной из главных причин экономического спада, а также связанных с ним других негативных социально-экономических процессов.

Именно в сфере  занятости наблюдаются наиболее существенные различия между стабильной рыночной и переходной экономикой, причем порой они приобретают парадоксальный характер. Например, спад производства в переходном периоде не сопровождается адекватным ростом безработицы, производительность труда снижается быстрее, чем реальная зарплата, а рост инвестиций при почти постоянной занятости ведет к углублению экономической депрессии.

Методы оздоровления экономики и преодоления спада, предлагаемые классической экономической  теорией, демонстрируют наименьшую эффективность именно при попытках улучшить положение с оплатой труда.

Оценивая ситуацию на рынке труда в странах с  переходной экономикой, следует, безусловно, учитывать неточность и неполноту  статистической информации. Например, число незанятых в постсоциалистическом секторе экономики может разительно отличаться от числа официально зарегистрированных безработных. Большую роль в ограничении роста безработицы играют социально-политические факторы, такие, как

желание властей  избежать социального взрыва,

патерналистские отношения в коллективах бывших крупных государственных предприятий,

стремление их директоров сохранить наиболее квалифицированные кадры в ожидании будущего промышленного подъема.

Существует также  мнение о том, что влияние этих факторов преувеличено. Однако, даже учитывая все сказанное выше, необходимо признать существование механизмов формирования занятости и оплаты труда, специфичных для переходной экономики. Детальное изучение этих механизмов - задача сложная и многоаспектная, для ее решения требуется применение различных методов - качественных и количественных, включая математическое моделирование.

Все рассмотренные  факторы, а также отсутствие "рыночного" поведения у рабочих и сформировавшиеся у работодателей корпоративные связи приводят к тому, что последние устанавливают уровень платы за труд на основе исключительно своих интересов. Это может привести к доминированию монопольных и олигопольных механизмов ценообразования на рынке труда или в таком его важном сегменте, как крупные бывшие государственные предприятия, что и определит специфику протекающих в нем процессов     

 Россия находится  в некоем переходном состоянии,  в движении от централизованного  хозяйства к рыночной экономике.        

 Страна начала  переход к рынку в условиях  жесточайшего экономического и политического кризиса. Этот кризис характеризовал банкротство старой централизованной системы хозяйствования, а затем начал углубляться в результате зигзагов политики «перестройки». Кризисные явления в нашей экономике начались со второй половины 1987г. и были отмечены резким ростом дефицита госбюджета: с 1,5% ВНП в 1985г. до 3% в 1987г., в 1991г. ВНП составил 21%. Такие показатели позволяли говорить о полном расстройстве госфинансов и невозможности нормального функционирования экономической системы в целом. Правительство пыталось удержать цены на основные виды питания и промышленных товаров, но возросшее количество денег расшатывало денежную систему и в то же время вымывало из различной торговли сначала товары дешевого ассортимента, а потом и целые товарные группы.   

 К общей  картине надо добавить, что в  1991г. распался СССР. Товарооборот  России с бывшими союзными  республиками сократился в 4 раза, и многие предприятия попусту встали. 

6.Переквалификации кадров в период трансформации

     Политика занятости предусматривает, что государственная служба может предложить безработному, не нашедшему работу по своей специальности, бесплатное (за счет фонда занятости) обучение по профилю, на который существует спрос. Выбор ограничен списком профессий, по которым ведется подготовка в том региональном отделении службы, где зарегистрирован безработный.

     Система профподготовки и переподготовки, на которую опирается служба занятости, состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.

     Существующая  система профессиональной подготовки и переподготовки ориентирована на решение преимущественно двух основных задач. Первая из них связана с подготовкой впервые поступающей на рынок труда молодежи по тем специальностям и профессиям, в которых особенно нуждается производство. Их приобретение существенно повышает возможность трудоустройства. В 1993 г. в 4273 профессионально-технических учебных заведениях Министерства образования РФ обучались 1742 тыс. учащихся. В их рамках были подготовлены 922 тыс. рабочих.

     В последние годы отмечается устойчивая тенденция к сокращению числа  учащихся государственной системы  профподготовки. За 1985—1993 годы оно  уменьшилось на 245 тыс. (12,3%), количество подготовленных рабочих — на 456 тыс. (33,1%). В 1994 году число учащихся уменьшилось  еще на 43 тыс. (2,5%), подготовленных рабочих — на 44 тыс. (4,8%).

     Еще быстрее сужаются масштабы ведомственных  профессиональных заведений. В результате, если в 1980 году в общей численности  рабочих кадров, подготовленных для народного хозяйства, удельный вес обученных в профессионально-технических училищах составлял 23%, непосредственно на производстве — 77%; то в 1992 г. соответственно 32% и 68%. Основная причина падения роли ведомственного обучения заключается в ослаблении экономических позиций многих предприятий. А между тем профподготовка непосредственно на предприятии, обладая возможностями быстро учитывать меняющиеся производственные потребности, во многом более эффективна и не требует значительных бюджетных ассигнований государства.

     Другая  задача системы профессиональной подготовки и переподготовки определяется необходимостью постоянного обновления непрерывно устаревающих образовательных и специальных знаний работников, их трудовых навыков, общей и профессиональной подготовки. Такая необходимость диктуется как динамичным развитием современной техники и технологии производства, так и повышением культурного уровня работников, расширением их потребностей.

     И зарубежная и отечественная практика свидетельствует, что переподготовка работников служит непременным условием научно-технического прогресса. По мере технико-технологической и структурной модернизации производства, по мере социального развития человеческого существа на систему подготовки и переподготовки кадров возлагаются функции обеспечения массового «непрерывного» образования и переобучения работников, имеющих трудовой стаж. В 1992 году 2096 тыс. человек прошли подготовку, переподготовку и обучение вторым специальностям и профессиям непосредственно на предприятиях; 5367 тыс.— обучение по повышению квалификации.

     Однако  масштабы переподготовки и переквалификации кадров из года в год сокращаются. В течение 1985—1992 годов число прошедших переподготовку уменьшилось почти наполовину — на 47,3%, курсы повышения квалификации — на 21,8%. Свертывание профессиональной подготовки молодежи и переподготовки участников производственного процесса по крайней мере частично связано с общим падением спроса на рабочую силу и технической стагнацией в условиях глубокого хозяйственного кризиса. Оно чревато негативными последствиями для перспективы экономического возрождения.

     Между тем с увеличением размеров безработицы, с возрастанием потока высвобождения  с производства «излишней» рабочей силы возникает потребность в определенной переориентации системы профессионального обучения на потерявших рабочее место. Система нуждается в дополнительном приспособлении к потребностям и этой категории населения. Таким образом, к двум прежним функциям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья — профподготовка, переподготовка и переквалификация безработных.

     Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде всего через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обучение или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализированными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы профподготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий. Финансирование договоров на обучение безработных осуществляется на средства Фонда занятости. В конце 1992 года на основе таких договоров 1,2 млн. человек могли пройти курс профессионально-квалификационной подготовки.

     Однако  в действительности имеющиеся возможности  во многом остаются невостребованными. Реальные масштабы переобучения несоизмеримы с масштабами безработицы. Например, по данным Федеральной службы занятости на середину 1993 года, при 717,1 тыс. обладавших статусом безработного лишь 18,8 тыс. человек, то есть 2,6% обучались новым профессиям и специальностям.1

Информация о работе Государственная политика занятости в период трансформации