Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в облости заработанной платы в росии и зарубежом..doc

— 173.50 Кб (Скачать)

       Для большей же части работников обрабатывающих отраслей характерны весьма скромные размеры заработной платы, которые позволяют приобрести всего два-три набора товаров, входящих в ПК (с учетом неработающих членов семьи).

       Во многом нынешняя российская ситуация обусловлена экспортно-сырьевой моделью развития экономики, воспроизводящей в расширенном объеме "точечный" или "сегментный" рост отдельных подотраслей и крупных мегаполисов, где концентрируется львиная доля финансовых ресурсов. Фактически повышение стоимостных параметров отечественной экономики на 65-75% обеспечивается деятельностью нескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150-200 населенных пунктах страны.

       По оценкам ученых, при сохранении нынешних тенденций е экономике и дальнейшем усилении неравномерного развития производительных сил, наблюдающегося в стране в последние десять лет, в ближайшие три-четыре года дифференциация заработной платы и доходов населения усилится еще на 40-60%. А это может привести к усилению антагонистических настроений в обществе.

       В этой связи все более актуальным вопросом является разработка и реализация государственной концепции совершенствования доходов населения.

      Ее основой могла бы послужить доктрина достойного труда, разработанная МОТ, основывающаяся на понятии справедливой и достойной заработной платы, приемлемых нормах социальной защиты (размеры пенсий и пособий), а также принципиальных положениях Европейской социальной хартии (например, по соотношению минимальной и средней заработной платы, минимальным уровням социальной защиты пенсионеров, инвалидов и т.д).

    Принимая  за нижнюю границу доходов населения 2 долл. в день, как это рекомендовано МОТ, логический ряд минимальных размеров доходов для России в ближайшей перспективе можно представить следующим образом: минимальная (базовая) пенсия -1800 руб., МРОТ - 2500 руб. Для выравнивания диспропорций в системах заработной платы и социального страхования в среднесрочной перспективе МРОТ следует довести до 5400 руб., .а среднюю зарплату - до 9000 руб.

    Это позволило бы сплотить общество, уменьшить неравенство в доступе к материальным благам, свести к минимуму поляризацию граждан по доходам, обеспечить "зарабатывание" (с помощью зарплаты) достойной пенсии. других социальных страховых выплат. 
 
 
 

8. Законодательное регулирование заработной платы.

    В настоящее время правовой порядок  регулирования размеров заработной платы и доходов населения (расчет ПМ) устанавливается статьями гл.21 Трудового кодекса РФ.

    Практика  применения Кодекса показала, что он не свободен от пробелов и упущений. Во многих случаях в нем отсутствуют механизмы, обеспечивающие гарантии работников. За два с половиной года, прошедших со дня введения ТК в действие, МРОТ практически не приблизился к ПМ: 2002 г- - 24%, вторая половина 2004 г. - 26%.

    20 октября 2004 г. профсоюзы работников бюджетной сферы (образования, здравоохранения, науки, культуры) провели предупредительную массовую забастовку в большинстве регионов страны в знак протеста против "унизительно низкой зарплаты". Главное требование профсоюзов: повышение зарплаты почти вдвое - до 7 тыс. руб.

    Негативную  роль в ситуации с заработной платой бюджетников играет отмена ЕТС. В соответствии с новым разграничением расходных полномочий и предметов ведения между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления с 1 января 2005 г. размеры оплаты труда педагогов, медиков, работников культуры будут устанавливаться на местах.

    Единые  межразрядные соотношения в оплате и диапазон ЕТС представляют собой минимальные социальные стандарты системы социальной защиты, а поэтому они должны быть едиными для всех работников организаций и учреждений бюджетной сферы независимо от их подчинения (федеральные, региональные, муниципальные).

    Крупномасштабные  проблемы в сфере доходов населения во многом обусловлены снижением правового регулирования сферы труда со стороны государства. В последнее десятилетие устойчивый характер приобрела тенденция усиления частноправовых договорных начал трудового права.

    Трудовой договор все чаще выступает основным регулятором трудовых правоотношений, фактически воплощая идею так называемого гибкого трудового права, основной задачей которого является не защита работника (как наиболее слабой в экономическом и социальном отношении стороны трудового правоотношения), а создание максимально благоприятных условий для развития экономики. При этом задачи экономического развития, которое должно обслуживать трудовое право, определяются исходя из сиюминутных интересов малоцивилизованного работодателя, главным стремлением которого является минимизация расходов на рабочую силу.

    По  данным проверок соблюдения норм ТК, проводимых Рострудинспекцией и в порядке прокурорского надзора, выявляются массовые нарушения работодателями практически всех основных трудовых норм (задержки с выплатой зарплаты и ее своевременной индексацией, удлинение продолжительности рабочего времени и т.д.).

       Особенно неблагоприятная обстановка с выплатой заработной платы сложилась в производственной сфере. Наибольшая задолженность сохраняется

    на  предприятиях агропромышленного комплекса, на транспорте и в строительстве.

      Низкий уровень заработной платы, усиление ее дифференциации, массовые задержки выплат образуют "нервный узел" проблем в сфере доходов населения, решение которых во многом зависит от активности законодательной и исполнительной власти всех уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы.

    Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., с учетом которого определены основные макроэкономические параметры федерального бюджета, рост реальных денежных доходов населения в будущем году составит 8-9% (по сравнению с 2004 г.). При этом ожидается 20-22%-ное повышение заработной платы, а в абсолютном выражении - с 6914 до 8450 руб. (или на 11,7%), что позволит довести покупательную способность зарплаты примерно до 80-90% уровня 1990 г.

       Если в 2005 г. стоимость потребительской корзины будет законодательно пересмотрена (на 10-12% больше), уровень бедности увеличится примерно на 8-12 п.п. Соответственно, повысится и доля населения с доходами ниже ПМ: 18-19% в 2005 г., 14-16% - в 2007 г.

    В целом доля расходов федерального бюджета, направляемая на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений ЕСН на фонд оплаты труда) всех категорий бюджетников, в общих его расходах составит 19,5%. увеличившись на 0,4 п.п. по сравнению с 2004 г.

    Существуют  опасения, что во многих регионах, для  которых характерна хроническая недостача финансовых средств, задача обеспечения приемлемого уровня заработной платы учителям и врачам в 2005 г. останется нерешенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Реализация  предложенных принципов политики заработной платы в итоге приведет к существенному повышению реальной заработной платы и позволит добиться:

    усиления  стимулирующей роли заработной платы  в развитии экономики, а также мотивации к труду, применению высоких технологий;

    постепенной переориентации экономики на потребительский  сектор, оживления платежеспособного спроса, повышения покупательной способности заработной платы;

    роста реальной заработной платы и снижения масштабов бедности среди трудоспособного населения;

    существенного повышения доли заработной платы  в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения;

    повышения инвестиционной активности населения;

    увеличения  налоговых поступлений и уменьшения нагрузки на бюджеты всех уровней;

    оптимизации структуры денежных расходов населения за счет увеличения расходов на образование и здравоохранение, жилищно-коммунальных услуг, участия трудоспособного населения в системах социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 
 

  1. О государственной  политике в сфере заработной платы: Доклад Минтруда Правительству РФ // Ваше право.-2000-№10
 
  1. Регулирование заработной платы / В. Роик // Человек  и труд: ежемесячный научно практический журнал.-2005.-№1.-С.54-60.
 
  1. Политика  доходов и борьба с бедностью / А.Сафонов, М.Байгереев //Человек и труд: ежемесячный научно – практический журнал.-2004.-№ 4.-С. 16-21
 
  1. О государственной  политике в сфере заработной платы: Доклад Минтруда Правительству РФ // Ваше право.-2000-№ 12

Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом