Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в облости заработанной платы в росии и зарубежом..doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    РОСАТОМ Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального 
    образования 
    "СЕВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Факультет технологий управления

    Кафедра экономики 

    Курсовая  работа по дисциплине "Экономическая  теория"

    Тема  курсовой:

    Государственная политика в области заработной платы  в России и за рубежом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                         Студент  Иванова А.Ю. 

     
     
     
     
     

-2006-

Содержание.

Введение           3 

1. Ситуация в области заработной платы

и трудовых отношений  в России       4

1.1 Низкий уровень оплаты труда       4

1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников    4

1.3 Нарушение принципов организации заработной платы   5 

2. Цели и задачи государственной

политики в  области заработной платы      7

2.1 Макроэкономические условия ее повышения    7 

3. Направления государственной

 политики  в области заработной платы      10

3.1 Районное регулирование заработной платы              10 

4. Регулирование оплаты труда

 в реальном  секторе экономики       11

4.1 Система налогов и платежей,

 начисляемых  на заработную плату       11

4.2 Расширение сферы действия и повышение

 эффективности  социального партнерств      13 

5. Совершенствование организации

заработной платы  на  предприятиях      16

5.1 Повышение производительности груда     16

5.2 Развитие форм и систем оплаты груда     16

5.3 Нормирование труда        17 

6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки

 динамики  заработной платы в России  и за рубежом    18 

7. Коллективно – договорные формы регулирования

заработной платы         21 

8. Законодательное регулирование заработной платы              23 

9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы   26 
 
 
 
 

Введение. 

    "Камень  преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.

    Подобная "разноголосица" свидетельствует не столько о трудностях в выработке общего подхода к решению данной проблемы, сколько о многообразии факторов, влияющих на размер заработной платы, учесть которые достаточно сложно.

    Выделяют  внутренние и внешние факторы, способствующие как повышению, так и снижению ее размера.

    К внутренним относят: уровень производительности труда, масштабы деятельности и уровень доходности предприятия, затраты на заработную плату и др.

    Уровень   производительности труда, безусловно, важнейший критерий, который, в свою очередь, зависит от применения новых технологий. автоматизации производственных процессов, норм выработки, условий труда. Но основным все же остается уровень квалификации; только высококвалифицированный работник способен повышать производительность своего труда, увеличивая количество и качество продукции, что отражается на размере заработной платы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Ситуация в области заработной платы и трудовых отношений в России.

    В переходный период решение основных вопросов оплаты труда – формирование средств, направляемых на выплату заработной платы, распределение этих средств между работающими, применение систем материального стимулирования было передано на уровень предприятий.

      Государственное воздействие на  заработную плату осуществлялось через установление минимальных государственных гарантий оплаты труда работников предприятий и организаций всех форм собственности и определения уровня оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетных источников.

      В процессе коренного изменения  трудовых отношений и передачи  многих полномочий в этой сфере  хозяйствующим субъектам государства  фактически утратило прямое воздействие  на уровень заработной платы.

      В то же время с отказом  от административных методов  управления заработной платы в реальном секторе экономики не были налажены действенные механизмы социального партнерства в регулировании социально – трудовых отношений. Так, коллективные договоры заключаются лишь на 15% предприятий.

      Сохранение минимального размера оплаты труда на низком уровне фактически предоставило право работодателям начислять заработную плату, не соответствующую реальным трудовым затратам, что привело к занижению цены рабочей силы.

      И, наконец, в стремлении минимизировать бюджетные расходы не удалось обеспечить приемлемый уровень тарифных ставок, должностных окладов, размеров доплат и надбавок в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. 

      В условиях экономического и  финансового кризиса отсутствует  со стороны государства контроля в управлении социально – трудовыми процессами привело к возникновению острых проблем. 

    1.1. Низкий уровень оплаты труда.

    За 11 месяцев 1999 года начисленная заработная плата составила 1520 рублей, или немногим более 60 долларов США. Прожиточный минимум трудоспособного населения за этот период составил 996 рублей в расчете на месяц ( 41 доллар США). Таким образом, среднемесячная зарплата 1 работника всего 1,5 раза превышает прожиточный минимум против 2,1 раза в соответствующем периоде 1998года.

      В 6 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата ниже прожиточного минимума. В 10 субъектах Российской Федерации она превышает прожиточный минимум лишь на 5 – 20%. И только в 15 субъектах  Российской Федерации заработная плата обеспечивает более 2 прожиточный минимумов.

    Доля  работников с заработной платы ниже прожиточного минимума составляет около 40%.

    В настоящее время минимальная  заработная плата составляет 8% прожиточного минимума и 5% средней заработной платы. Анализ отраслевых тарифных соглашений во внебюджетном секторе экономики показывает, что размер минимальной отраслевой тарифной ставки составляет, как правило, не ниже 250 рублей.

    В наиболее сложных условиях находятся  работники бюджетных организаций, где размеры тарифных ставок (окладов) по всем разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС) опустились ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Уровень заработной платы работников образования составляет 41,9%, работников здравоохранения 45,5%, работников культуры 42,1% от уровня средней заработной платы в промышленности .

    Сдерживания роста оплаты труда, экономия на издержках, связанных с заработной платой, сложных  экономических и финансовых условиях привело к тому, что доля фонда  оплаты труда в валовом внутреннем продукте снизилось с 44,1% в 1990 году до 24,2% в 1998 году.

    Доля  затрат на оплату труда в структуре  затрат на производства товаров (работ, услуг) в III квартале 1999 года составило в промышленности 12%, на транспорте 19%, в строительстве 21,1%. 

    1.2. Массовые нарушения трудовых прав работников.

    А) В первую очередь права на своевременную  оплату выполненной работы.

    Объем просроченной задолженности составлял на 1 января 2000 года 43,74 млрд. рублей из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней.

    В течении 1999 года общий объем задолженности неуклонно снижался. По сравнению с соответствующим периодом предшествовавшего года задолженность сократилась на 43,2%. Основными причинами этого являются стабилизация и некоторый рост объемов производства, улучшение финансового состояния предприятий и отраслей экономик сокращение неплатежей потребителей за полученную продукцию и услуги.

    Положительное воздействие оказывали активные действия Правительства Российской Федерации по расчетам с бюджетными организациями, Гострудинспекции, других контрольных и инспекционных органов.

    Так, по результатам проверок госинспекциями труда в субъектах Российской Федерации руководителям предприятий и организаций выдано более 32 тыс. предписаний об устранении нарушений действующего законодательства об оплате труда. Общая сумма выплаченной работникам заработной платы по требованиям госинспекторов труда и результате других принятых мер составила в 1999 году свыше 10,5 млрд. рублей.

    Однако  проблема все ещё остается острой. На начало текущего года несвоевременно получали заработную плату более 13 млн. человек, работающих на 82 тысячах предприятий. Задолженность по заработной плате составляла около 3 месяцев.

    Б) Принудительное направление работников в отпуска без сохранения заработной платы и перевод на неполную рабочую неделю.

    За 9 месяцев 1999 года по инициативе администрации  предприятий 2,8 млн. человек было направлено в отпуска без сохранения или  с частичным сохранением заработной платы, а на неполное рабочее время  переводились 2,6 млн. человек.

    В сложной ситуации на рынке труда, когда 8,7 млн. человек не имеют занятия  и активно ищут работу, такие действия администрации представляются оправданными. Однако это приводит к массовым нарушениям трудовых прав работающих, существенному ухудшению их материального положения, к появлению бедности среди занятого населения. 

    1.3 Нарушение принципов организации заработной платы,

      в том числе неудовлетворительное тарифное регулирование оплаты труда, несоблюдение тарификации работ по уровню сложности и условиям труда, ухудшение состояния нормирования труда, отсутствие обоснованных соотношений в оплате труда между различными профессионально – квалификационными группами работников.

      На многих предприятиях надтарифная  часть значительно превышает  базовую, тарифную долю заработка работника. Оплата по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам составляет в целом по экономике 46%, а в отдельных отраслях – 25-35%.

    Эти и другие проблемы в оплате труда  и трудовых отношениях показывают, что, решая проблемы недопущения гиперинфляции и снижения расходов бюджета, государство пока не смогло реализовать характерные для рыночной экономики функции в сфере заработной платы, создать необходимые социально- экономические условия для ее роста, обеспечить законодательную базу развития социально – трудовых отношений.

    Социальные  и экономические последствия  ослабления государственного влияния  на сферу трудовых отношений и  заработной платы привели к тому, что оплата труда перестала зависеть от количества и качества труда и стала определяться уровнем инфляции и состоянием финансов, а рабочая сила стала одним из самых дешевых товаров.

    Низкий  уровень оплаты труда привел к  потере стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и росте производства, к  снижению реальных доходов населения и сдерживанию покупательного спроса, к формированию застойной бедности среди занятого населения и чрезмерному расслоению общества.

Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом