Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.
Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы
Шкала и параметры ставок подоходного налога должны быть дифференцированы так, чтобы достичь оптимального баланса между требуемым объемом поступлений в бюджет и суммой средств, остающейся после исполнения физическим лицом налоговых обязательств, достаточной для обеспечения социально необходимого уровня материального достатка (доходы для финансирования текущих нужд в питании, быте, жилье и одежде и для формирования сбережений).
Налоговая нагрузка должна распределять таким образом, чтобы:
Льготы по подоходному налогу должны быть социально обоснованы и представляться на основе единых принципов и критериев, учитывающих социальную нагрузку работника.
Ежегодно при уточнении в рамках разработки проекта федерального бюджета параметров шкалы налогообложения доходов с физических лиц следует предусматривать постепенную отмену действующих налоговых льгот отдельным категориям граждан и льгот по профессиональному признаку.
Действующая система государственного социального страхования не отвечает принципам социального страхования, недостаточно эффективна. При чрезвычайно высоких размерах платежей в государственные внебюджетные фонды до 40,5% от всех выплат размеры пенсии и пособий не позволяют обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам и другим нуждающимся гражданам России. При неизменности в последнее десятилетие тарифов страховых взносов почти вся финансовая нагрузка приходится на работодателя. Как уже отмечалось ранее, это влечёт к сокрытию работодателям всеми возможными способами истинных размеров заработной платы, сдерживанию её роста.
Предлагаемые меры в отношении платежей во внебюджетные фонды состоят в поэтапном переносе части выплат в государственные фонды с работодателями на работника и снижении суммарного тарифа страховых взносов. В дальнейшем может быть установлено оптимальное соотношение вплоть до паритетного участия работодателей и работников в уплате страховых взносов.
При этом уплата взносов не должна приводить к снижению реальной заработной платы работников.
Соотношение между взносами, уплачиваемыми работодателем и работником, должно устанавливаться в зависимости от вида страхования, а страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателя.
Возложение на работника частичной уплаты на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное и медицинское страхование на случай безработицы следует производить поэтапно, и синхронизировано с увеличением фонда оплаты труда и размеров выплачиваемой заработной платы; а также с установлением предельного размера доходов, с которого взимаются страховые взносы.
Параллельно следует задействовать существенный фактор совершенствования системы страховых взносов – осуществить меры по переходу на гибкие тарифы отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды путем их дифференциации в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования, а также состояния общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и других социальных и профессиональных рисков.
Осуществление указанных мер должно быть экономически обоснованно и сопровождаться увязкой размеров выплачиваемых пособий и объемов предоставляемых услуг в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов.
С учётом этого на первом этапе следует обеспечить формирование соответствующей законодательной базы.
В основном это будет связано с реализацией Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», а также с внесением изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в порядок уплаты страхования взносов в государственные внебюджетные фонды.
В дальнейшем следует снизить суммарный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Первоначально это можно сделать на 3 – 5%. Как показывают расчеты, увеличение фонда оплаты труда и тарифов, уплачиваемых самим работникам до 3 – 5%, обеспечит внебюджетным фондам ту же доходную базу.
Обязательными
условиями переноса уплаты страховых
взносов с работодателя на работника должно
быть введение персонифицированного учета
по всем видам страховых рисков в системе
обязательного социального страхования
на основе единых социальных номеров граждан
Российской Федерации, работа по которому
в настоящее время проводится, а также
установление предельного размера заработка
(дохода), с которого должны взиматься
страховые взносы.
4.2. Расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства.
В
условиях развития рыночных отношений
и экономической
Соглашение и коллективные договоры должны стать важнейшей составной частью общей системы регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.
Тарифные соглашения, заключаемые на всех уровнях социального партнерства, становятся основными правовыми актами, с помощью которых на основе единых принципов организации оплаты труда будут формироваться системы оплаты труда, определяться размеры минимальных государственных гарантий, регулироваться различия в оплате труда между отраслями, предприятиями и работниками по уровню квалификации и сложности выполняемых работ.
Роль государства заключаются в развитии законодательного обеспечения процесса социального диалога, повышение ответственности сторон за выполнение принятых обязательств, процедур разрешения коллективных трудовых споров, выработке рекомендаций по различным аспектам тарифного регулирования заработной платы.
В генеральном соглашении, заключаемом между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, определяются общегосударственные принципы и подходы в организации узловых вопросов оплаты труда, достигнутые в ходе переговорного процесса.
В этой связи в нем отражаются следующие основные положения:
В отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений между общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами устанавливаются нормы оплаты, социальные гарантии и льготы для работников, в том числе:
При
заключение отраслевых тарифных соглашений
должны учитывать возможности
В региональных соглашениях между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации предусматриваются меры по совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда работников, учитывающие региональные особенности положения на рынке труда, в уровнях потребительских цен и показателей уровня жизни и др.
В региональные тарифные соглашения целесообразно включать следующие положения:
Коллективные договоры заключаются между работниками организаций в лице их представителей и работодателями на основе соответствующих отраслевых тарифных и региональных соглашений.
В коллективных договорах отражаются конкретные формы и системы оплаты труда, вопросы ее организации, нормирования и повышения производительности труда. С учетом экономических возможностей предприятия могут устанавливать лучшие условия оплаты труда по сравнению с отраслевым и региональным соглашениями.
К договору прилагаются положения о премировании, установлении надбавок и компенсационных доплат, иных поощрительных выплат.
Условие
и нормы тарифного
5. Совершенствование организации заработной платы на предприятиях.
Внутренним резервом повышения уровня заработной платы являются повышение производительности труда, совершенствование нормирования труда и организации заработной платы на предприятиях и в организациях.
Государственная политика в сфере заработной
платы должна быть направлена на создание
условий, обеспечивающих заинтересованность
работников в производительном труде
как основы материального благополучия,
стимулировании повышения цены рабочей
силы и роста реальной заработной платы
в зависимости от увеличения объемов производства
и укрепления финансового состояния предприятий.
5.1.Повышение производительности груда.
Для обеспечения системного подхода повышению производительности труда предстоит разработать программы содействия повышению производительности труда на различных уровнях управления экономикой.
Федеральная и региональная программы должны предусматривать меры по:
Программу повышения производительности труда должно разработать каждое предприятие. Разработка программ повышения производительности на уровне предприятия должна базироваться на организационных, научно-методических, статистических и аналитических подходах, подготовленных в соответствии с федеральными и региональными программами.
Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом