Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в облости заработанной платы в росии и зарубежом..doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    Шкала и параметры ставок подоходного налога должны быть дифференцированы так, чтобы достичь оптимального баланса между требуемым объемом поступлений в бюджет и суммой средств, остающейся после исполнения физическим лицом налоговых обязательств, достаточной для обеспечения социально необходимого уровня материального достатка (доходы для финансирования текущих нужд в питании, быте, жилье и одежде и для формирования сбережений).

    Налоговая нагрузка должна распределять таким  образом, чтобы:

  • На современном этапе развития и состояния экономики применять в отношении низкооплачиваемых работников (заработная плата которых не превышает величину прожиточного минимума) минимальные налоговые ставки;
  • В среднесрочной перспективе освободить от уплаты подоходного налога малоимущих граждан, являющихся объектом государственной социальной помощи;
  • Высокие ставки подоходного налога применять в отношении сверхвысоких доходов от собственности.

    Льготы  по подоходному налогу должны быть социально обоснованы и представляться на основе единых принципов и критериев, учитывающих социальную нагрузку работника.

    Ежегодно  при уточнении в рамках разработки проекта федерального бюджета параметров шкалы налогообложения доходов с физических лиц следует предусматривать постепенную отмену действующих налоговых льгот отдельным категориям граждан и льгот по профессиональному признаку.

    Действующая система государственного социального страхования не отвечает принципам социального страхования, недостаточно эффективна. При чрезвычайно высоких размерах платежей в государственные внебюджетные фонды до 40,5% от всех выплат размеры пенсии и пособий не позволяют обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам и другим нуждающимся гражданам России. При неизменности в последнее десятилетие тарифов страховых взносов почти вся финансовая нагрузка приходится на работодателя. Как уже отмечалось ранее, это влечёт к сокрытию работодателям всеми возможными способами истинных размеров заработной платы, сдерживанию её роста.

    Предлагаемые  меры в отношении платежей во внебюджетные фонды состоят в поэтапном  переносе части выплат в государственные  фонды с работодателями на работника и снижении суммарного тарифа страховых взносов. В дальнейшем может быть установлено оптимальное соотношение вплоть до паритетного участия работодателей и работников в уплате страховых взносов.

    При этом уплата взносов не должна приводить  к снижению реальной заработной платы работников.

    Соотношение между взносами, уплачиваемыми работодателем  и работником, должно устанавливаться  в зависимости от вида страхования, а страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателя.

    Возложение  на работника частичной уплаты на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное и медицинское  страхование на случай безработицы  следует производить поэтапно, и синхронизировано с увеличением фонда оплаты труда и размеров выплачиваемой заработной платы; а также с установлением предельного размера доходов, с которого взимаются страховые взносы.

    Параллельно следует задействовать существенный фактор совершенствования системы страховых взносов – осуществить меры по переходу на гибкие тарифы отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды путем их дифференциации в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования, а также состояния общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и других социальных и профессиональных рисков.

    Осуществление указанных мер должно быть экономически обоснованно и сопровождаться увязкой  размеров выплачиваемых пособий и объемов предоставляемых услуг в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов.

    С учётом этого на первом этапе следует  обеспечить формирование соответствующей  законодательной базы.

    В основном это будет связано с  реализацией Федерального закона  «Об основах обязательного социального страхования», а также с внесением изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в порядок уплаты страхования взносов в государственные внебюджетные фонды.

    В дальнейшем следует снизить суммарный  тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Первоначально это можно сделать на 3 – 5%. Как показывают расчеты, увеличение фонда оплаты труда и тарифов, уплачиваемых самим работникам до 3 – 5%, обеспечит внебюджетным фондам ту же доходную базу.

    Обязательными условиями переноса уплаты страховых взносов с работодателя на работника должно быть введение персонифицированного учета по всем видам страховых рисков в системе обязательного социального страхования на основе единых социальных номеров граждан Российской Федерации, работа по которому в настоящее время проводится, а также установление предельного размера заработка (дохода), с которого должны взиматься страховые взносы. 

    4.2. Расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства.

    В условиях развития рыночных отношений  и экономической самостоятельности  субъектов хозяйствования главным  механизмом регулирования оплаты труда, по важности сопоставимым с налоговым  механизмом, становится договорное регулирование  социально – трудовых отношений.

    Соглашение  и коллективные договоры должны стать  важнейшей составной частью общей  системы регулирования оплаты труда  во внебюджетном секторе экономики.

    Тарифные соглашения, заключаемые на всех уровнях социального партнерства, становятся основными правовыми актами, с помощью которых на основе единых принципов организации оплаты труда будут формироваться системы оплаты труда, определяться размеры минимальных государственных гарантий, регулироваться различия в оплате труда между отраслями, предприятиями и работниками по уровню квалификации и сложности выполняемых работ.

    Роль  государства заключаются в развитии законодательного обеспечения процесса социального диалога, повышение ответственности сторон за выполнение принятых обязательств, процедур разрешения коллективных трудовых споров, выработке рекомендаций по различным аспектам тарифного регулирования заработной платы.

    В генеральном соглашении, заключаемом  между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, определяются общегосударственные принципы и подходы в организации узловых вопросов оплаты труда, достигнутые в ходе переговорного процесса.

    В этой связи в нем отражаются следующие  основные положения:

  • Предложение по повышению минимального размера оплаты труда, соотношение его с прожиточным минимумом;
  • Обязательства по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы и соотношению его с уровнем зарплаты в промышленности;
  • Обязательства работодателей по индексации заработной платы с учётом роста потребительских цен и порядок этой индексации;
  • Меры ответственности работодателей за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
  • Положение по совершенствованию тарификации и нормирования труда.

    В отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений между общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами устанавливаются нормы оплаты, социальные гарантии и льготы для работников, в том числе:

  • Размеры минимальных ставок оплаты труда с учетом экономических возможностей предприятий;
  • Рекомендации предприятиями отрасли по дифференциации тарифных ставок и окладов по профессионально – квалификационным группам;
  • Доля фонда оплаты труда в затратах на производство продукции;
  • Гарантии по индексации заработной платы и компенсационным выплатам в условиях инфляции;
  • Обязательство работодателей по постепенному повышению уровня заработной платы до среднего уровня по отрасли;
  • Доля тарифной части в общем размере заработка;
  • Надбавка и доплаты, отражающей отраслевую специфику;
  • Меры по улучшению нормирования труда.

    При заключение отраслевых тарифных соглашений должны учитывать возможности предприятий  отрасли с учетом региональных различий в уровнях жизни, ценовых ограничений  по естественным монополиям и другие.

    В региональных соглашениях между  объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации предусматриваются меры по совершенствованию организации оплаты, тарификации и нормирования труда работников, учитывающие региональные особенности положения на рынке труда, в уровнях потребительских цен и показателей уровня жизни и др.

    В региональные тарифные соглашения целесообразно включать следующие положения:

  • Повышение минимальной месячной ставки оплаты труда исходя из необходимости поэтапного приближения этой ставки к величине прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации;
  • размер доли тарифной части оплаты труда (оплаты по тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам) в структуре заработной платы работников;
  • рекомендации работодателям по темпам роста средней заработной платы с целью упорядочения соотношений в оплате труда между предприятиями региона;
  • виды и минимальные размеры надбавок и компенсационных доплат, отражающие региональную специфику.

    Коллективные  договоры заключаются между работниками организаций в лице их представителей и работодателями на основе соответствующих отраслевых тарифных и региональных соглашений.

    В коллективных договорах отражаются конкретные формы и системы оплаты труда, вопросы ее организации, нормирования и повышения производительности труда. С учетом экономических возможностей предприятия могут устанавливать лучшие условия оплаты труда по сравнению с отраслевым и региональным соглашениями.

    К договору прилагаются положения о премировании, установлении надбавок и компенсационных доплат, иных поощрительных выплат.

    Условие и нормы тарифного регулирования заработной платы, установленное в коллективном договоре, являются гарантиями по оплате труда на предприятии. Они учитываются при заключении трудовых договоров (контрактов) с работником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Совершенствование организации заработной платы на предприятиях.

        Внутренним резервом повышения уровня заработной платы являются повышение производительности труда, совершенствование нормирования труда и организации заработной платы на предприятиях и в организациях.

        Государственная политика в сфере заработной платы должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих заинтересованность работников в производительном труде как основы материального благополучия, стимулировании повышения цены рабочей силы и роста реальной заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства и укрепления финансового состояния предприятий. 

    5.1.Повышение производительности груда.

    Для обеспечения системного подхода повышению производительности труда предстоит разработать программы содействия повышению производительности труда на различных уровнях управления экономикой.

    Федеральная и региональная программы должны предусматривать меры по:

  • учету производительности руда с целью осуществления контроля за динамикой этого показателя на макроэкономическом и отраслевом уровнях;
  • анализу динамики производительности труда в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, отраслях экономики;
  • организационному и научно-методическому обеспечению повышения производительности труда;
  • обучению персонала эффективным методам организации труда и управления производством.

    Программу повышения производительности труда должно разработать каждое предприятие. Разработка программ повышения производительности на уровне предприятия должна базироваться на организационных, научно-методических, статистических и аналитических подходах, подготовленных в соответствии с федеральными и региональными программами.

Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом