Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.
Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы
Невысокая заработная плата и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения стали тормозом проведения реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (до 70-80%) расходуется на питание и покупку непродовольственных товаров, а оставшейся части недостаточно для оплаты услуг.
Сложившийся
уровень и структура заработной
платы не позволяют использовать налоги
и платежи в социальные внебюджетные фонды
в качестве основного мощного источника
формирования на основе страховых принципов,
обеспечивающих достойные социальные
выплаты по всем видам страховых рисков.
2. Цели и задачи государственной политики в
области
заработной платы.
2.1. Макроэкономические условия ее повышения.
Ближайшей целью государственной политики является недопущение снижения реальной заработной платы.
В результате активной политики государства по улучшению социально – экономического положения в стране произошли позитивные изменения в макроэкономических тенденциях, которые характеризуются снижением темпов инфляции, укреплением рубля, устойчивым восстановлением производства, позитивными изменениями в сфере государственных финансов, прекращением инвестиционного спада, улучшением финансового состояния предприятий.
Была погашена задолженность по выплате пенсий, значительно уменьшился объем задолженности по заработной плате.
Новые
условия, характеризующиеся началом
выхода из системного кризиса и созданием
предпосылок экономического роста,
требуют иного подхода к
Важнейшей перспективой целью этой политики должно стать кардинальное повышение реального размера заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, превращение ее в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье, и рост инвестиционного потенциала населения.
Государственная политика в области заработной платы должна быть увязана со всеми комплексом преобразований в экономике.
Исходя из этого политика в сфере трудовых отношений заработной платы должна формироваться с учетом того, что в условиях рыночных отношений рост заработной платы, повышение доли оплаты труда в денежных доходах населения являются одним из важнейших факторов экономического подъема и стимулирования производства.
Комплекс мер, направленных на формирования модели российской экономики, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и способной обеспечить эффективное воспроизводство, предусмотрен проектом Программы социально – экономического развития Российской Федерации в 1999 – 2002 годах.
В 2000 году необходимо улучшить условия для долгосрочного экономического роста, принять решительные и комплексные меры по поддержанию доходов и активизации спроса со стороны населения, проведению активной политики, направленной на интенсивное расширение производства с использованием существующих благоприятных факторов внутреннего и внешнего характера.
Выход в среднесрочной перспективе на траекторию роста будет сопровождаться изменением макроструктурных пропорций, в том числе восстановлением сбалансированности между производством и потреблением, опирающимся в основном на внутренние источники воспроизводства ресурсов, обеспечением опережающего роста валовых сбережений и инвестиций.
Индексная заработная плата и пенсий, погашение задолженности по выплатам населению, рост заработной платы вследствие улучшения финансового положения предприятий должны привести к увлечению реальных доходов населения и соответствующему росту расходов на конечное потребление домашних хозяйств.
Между тем если принятые параметры экономического развития не позволят, а краткосрочный период достигнуть докризисного уровня реальных доходов населения, то низкий уровень спроса со стороны домашних хозяйств, являющийся одним из наиболее значимых факторов, препятствующих активным восстановительным процессам в производстве, продолжит оказывать негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в последующие года.
Несмотря на то, что в 1999 году произошло заметное оживление экономики, реализация экономической политики позволяет обеспечить относительно незначительный рост ВВП, инвестиций и других макроэкономических показателей, медленное восстановление доходов населения и уровня жизни, что в свою очередь может ограничить перспективы для долгосрочного устойчивого и динамичного экономического развития.
Для расширения спроса со стороны домашних хозяйств требуется проведение дополнительных мер по повышению доходов населения, как со стороны государства, так и со стороны предприятий реального сектора экономики с тем, чтобы на ближайшую и среднесрочную перспективу осуществить не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение.
В этих условиях важнейшей задачей должна стать мобилизация всех возможных ресурсов неинфляционного роста заработной платы.
Среди мер по стимулированию спроса следует выделить экономически обоснованную индексацию заработной платы работников бюджетной сферы.
Объявление конкретных параметров постепенного роста заработной платы работников организаций бюджетной сферы может стать ориентиром и для реального сектора экономики.
Источником повышения заработной платы в реальном секторе экономики могли бы стать изменения структуры заработной платы и издержек производства на основе снижения налогов и размеров страховых взносов, тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов, высвобождение относительно излишней численности работников и рост производительности труда за счет совершенствования технологии, а также легализации теневых доходов, в том числе и через законодательно установленное декларирование источников доходов при совершении дорогостоящих покупок.
Неинфляционное повышение заработной платы в результате улучшения общеэкономической ситуации, оживления производства будет способствовать расширению потребительского спроса и тем самым стимулировать дальнейший экономический рост.
В этой связи в среднесрочном периоде основными задачами государственной политики в области заработной платы в контексте намечаемых экономических преобразований являются:
В
перспективе довести долю фонда
оплаты труда в цене готовой продукции
до 40 – 60 процентов по аналогии со странами
с развитой рыночной экономикой на
основе оптимизации программ тарифов
и совершенствования
3. Направления государственной политики в области заработной платы.
Содержание государственной политики в новых экономических условиях заключается в усилении государственного регулирования в сфере заработной платы, установлении для предприятий и организаций всех форм собственности, единых правил в этой сфере.
Суть политики должна строиться не на возврате к административным принципам регулирования в сфере заработной платы, а формироваться на основе рыночных принципов.
Так, в реальном секторе экономики политика государства в сфере трудовых отношений и оплаты труда реализуется через рыночные механизмы регулирования на основе:
Сферой
прямого и непосредственного
воздействия государства, как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Федерации
и муниципальных образований остается
установление и обеспечение минимальных
социальных гарантий в оплате труда, регулирование
оплаты труда, регулирование оплаты труда
работников бюджетных организаций и районное
регулирование заработной платы.
3.1. Районное регулирование заработной платы.
К заработной плате работников бюджетного сектора экономики предлагается сохранить применение районных коэффициентов. Размеры коэффициентов, определенные с учетом величины прожиточного минимума, целесообразно установить централизованно соответствующим федеральным актом, предусмотрев механизм их пересмотра.
Процентные надбавки к заработной плате, ранее применявшиеся в целях привлечения работников в районы Севера, в современных условиях потеряли экономический смысл.
В то же время в целях создания инвестиционного потенциала населения северных регионов целесообразно сохранить выплату процентных надбавок к заработной плате для работников организаций, расположенных в районах Севера, до окончания срока работы и выезда за его пределы.
При
необходимости привлечения специалистов
на Север по срочному трудовому договору
предлагается предусмотреть выплату процентных
надбавок в течении периода адаптации
работника к природно – климатическим
условиям в размерах, дифференцированных
по зонам Севера. Выплату процентных надбавок
при перезаключении работником срочного
трудового договора в последующий период
определять в территориальных, региональных
соглашениях и в коллективных договорах.
4.Регулирование оплаты труда в
реальном секторе экономики.
В
реальном секторе экономики политики
государства в сфере трудовых отношений
и оплаты труда реализуется через расширение
сферы действия и повышение эффективности
социального партнерства, и совершенствование
системы налогов и платежей во внебюджетные
социальные фонды.
4.1. Система налогов и платежей, начисляемых на заработную плату.
Система
налогов и платежей, помимо фискальных
функций, должна способствовать решению
социальных проблем, а именно сглаживать
необоснованно высокую
Основной недостаток, действующий системы налогообложения – в распределении налоговой нагрузки среди налогоплательщиков.
Высокие ставки подоходного налога, в том числе и на средние доходы, создают ситуации, когда нормальное и здоровое стремление активных работников и деловых граждан к повышению благосостояния своих семей за счёт увеличения продуктивности и качества труда приводит к тому, что основные доходы населения со средним достатком «уходят в тень».
Основным направлениям налоговой политики на среднесрочный период являются:
Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом