Автор: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
"Камень преткновения" - разногласия по поводу факторов, определяющих размер заработной платы. Палитра мнений достаточно широка: одни специалисты считают, что ее величина должна отражать квалификацию работника, его производственные показатели и соответствовать уровню жизни в регионе; вторые - что зарплата должна быть увязана со средней по стране; третьи убеждены, что ее размер зависит от рыночных условий, в частности, состояния отрасли спроса на работников; четвертые полагают, что дифференциация заработной платы должна соответствовать вкладу работника в увеличение прибыли предприятия.
Введение 3
1. Ситуация в области заработной платы
и трудовых отношений в России 4
1.1 Низкий уровень оплаты труда 4
1.2 Массовые нарушения трудовых прав работников 4
1.3 Нарушение принципов организации заработной платы 5
2. Цели и задачи государственной
политики в области заработной платы 7
2.1 Макроэкономические условия ее повышения 7
3. Направления государственной
политики в области заработной платы 10
3.1 Районное регулирование заработной платы 10
4. Регулирование оплаты труда
в реальном секторе экономики 11
4.1 Система налогов и платежей,
начисляемых на заработную плату 11
4.2 Расширение сферы действия и повышение
эффективности социального партнерств 13
5. Совершенствование организации
заработной платы на предприятиях 16
5.1 Повышение производительности груда 16
5.2 Развитие форм и систем оплаты груда 16
5.3 Нормирование труда 17
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки
динамики заработной платы в России и за рубежом 18
7. Коллективно – договорные формы регулирования
заработной платы 21
8. Законодательное регулирование заработной платы 23
9. Налогово-бюджетное регулирование заработной платы
Реализация
таких программ создаст реальные условия
для кардинального повышения уровня заработной
платы.
5.2.Развитие форм и систем оплаты груда.
Одним из важнейших аспектов повышения производительности является применение эффективных систем оплаты труда и материального стимулирования.
На предприятиях должны использоваться обоснованные нормы трудовых затрат, применяться тарифные ставки (оклады), обеспечивающие воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации, создание высокой материальной заинтересованности в результатах труда.
Основными направлениями, по которым предстоит осуществить совершенствование системы оплаты труда, являются:
На предприятиях необходимо провести работу по пересмотру премиальных положений, сокращению вознаграждений и выплат, не связанных с результатами труда, а также увязать оплату труда руководителей с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий и размерами средней заработной платы работников. В частности, на государственных унитарных предприятиях устанавливать, а в акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежа государству, и на предприятиях других форм собственности рекомендовать предельно допустимые соотношения размеров заработной платы руководителей и работников.
5.3.Нормирование труда.
В условиях перехода к рыночным отношениям неизмеримо возрастают требования к проведению постоянной работы по снижению затрат на производство и норм трудовых затрат.
Нормирование труда должно стать составной частью организации управления производственным процессом, эффективным средством снижения трудоемкости выпускаемой продукции на основе внедрения научно обоснованных норм труда на изготовление продукции (выполнение работ), учитывающих конкретные организационно-технические, социально-экономические и научно обоснованные режимы труда и отдыха. Это позволит более объективно устанавливать прямую зависимость размеров оплаты труда от результатов работы каждого работника и предприятия в целом.
На государственном уровне необходимо обеспечить повышение эффективности нормативно-методического обеспечения управления нормированием труда, предусмотрев совершенствование межотраслевых, региональных и отраслевых методических и нормативных материалов для нормирования труда и обеспечения ими организаций.
Необходимо
создать новую действенную государственную
систему информационного обеспечения
управления нормированием труда (через
Минтруд России, отраслевые и региональные
органы по труду).
6. Состояние и среднесрочные прогнозные оценки динамики заработной платы в России и за рубежом.
Важнейшие показатели состояния заработной платы на микро- и макроуровне:
минимальная и средняя заработная плата, соотнесенная с покупательной способностью (количество приобретаемых наборов потребительской корзины), их соотношение между собой (доля минимальной заработной платы по отношению к средней ее величине), соотношение зарплаты нижней и верхней децильных групп ее получателей (децильный коэффициент дифференциации оплаты труда), доля заработной платы в структуре затрат на рабочую сипу и по отношению к ВВП.
Практически по всем этим показателям состояние заработной платы в стране специалистами оценивается как неудовлетворительное.
Так, размер минимальной заработной платы составляет всего четвертую часть ПМ работающего, а доля работников с оплатой труда ниже ПМ является недопустимо высокой - более 30% их общей численности. Это свидетельствует о том, что базовый источник доходов населения не выполняет своих важнейших функций - социальной защиты (борьбы с бедностью) и воспроизводственной. Затраты на наемного работника (а их главная составляющая - заработная плата, доля которой в совокупных затратах на эти цепи составляет примерно 70%) объективно должны обеспечивать нормальное воспроизводство работника и его семьи.
Существующая в России система заработной платы не отвечает требованиям рыночной экономики. Уровень затрат на рабочую силу у нас по сравнению с развитыми странами остается недопустимо низким: в 2002 г. в расчете на один отработанный час в промышленности этот показатель в Германии достигал 24 долл., в Японии - 23, в США - 20,5, 8 РФ - 1,8 долл. То есть разрыв в показателях составляет 11-14 раз. Даже с учетом более низкой производительности труда в России по сравнению с развитыми странами (в два-три раза) разрыв в заработной плате составляет три-пять раз. Аналогичная величина разрыва в показателе "среднегодовые затраты работодателей на рабочую силу",
В то же время, по оценкам экспертов, "новые русские" тратят от 40 до 50 млрд. долл. в год на удовлетворение личных нужд и прихотей (примерно треть совокупных объемов оплаты труда в стране).
Согласно оценкам Федерации европейских работодателей (по состоянию на февраль 2004 г.), по уровню заработной платы работников Россия занимает в Европе 40-е место, опережая лишь другие страны СНГ, Албанию, Болгарию и Сербию.
Соотношение минимальной и средней заработной платы россиян едва дотягивает до 10% (МОТ рекомендует, чтобы этот показатель достигал 50%, Евросоюз - 60%).
Для того чтобы выйти на указанное соотношение, нынешнюю величину МРОТ пришлось бы увеличить в шесть раз (с 600 до 3600 руб.). По прогнозам ученых, реально ситуация здесь улучшится весьма незначительно: с 10% до 12 - 25%. что в итоге не позволит создать сбалансированную рыночную модель заработной платы.
Показатель соотношения средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников (выступающий в качестве индикатора социальной стабильности в обществе) позволяет оценить степень дифференциации заработной платы в стране. Считается, что за гранью десятикратного превышения начинается "зона" дестабилизации.
Децильный показатель дифференциации заработной платы в России составляет 20 раз, что свидетельствует об отсутствии в стране регулирующих механизмов по выравниванию доходов наемных работников. Для сравнения: в западноевропейских странах это соотношение колеблется в диапазоне от 4,4 (Австрия) до 10,4 (Великобритания).
В нашей стране, напротив, сохраняется устойчивая тенденция к усилению поляризации населения страны по зарплате практически между всеми группами работающих (по отраслям, регионам и предприятиям). Если в начале 90-х годов заработная плата в отраслевом и региональном разрезах разнилась максимум в два-три раза, то сейчас - в десятки раз. Так, поданным Росстата, дифференциация по зарплате в августе 2004 г. в газовой промышленности (35264 руб.) и сельском хозяйстве (2663 руб.) составила 13,3 раза, а между работниками предприятий, например, топливной отрасли -100-150 раз.
В результате усиливается неоправданная фрагментация социальной структуры общества на множество все более атомизированных. изолированных друг от друга слоев и групп, углубляется индивидуализация поведения, снижается общественная солидарность и взаимопонимание, наблюдается маргинализация значительных слоев населения.
Важным показателем уровня доходов населения является доля заработной платы и социального страхования (отложенной или зарезервированной формы заработной платы на случаи наступления социальных рисков) в ВВП страны. По оценкам экспертов МОТ, доля заработной платы в развитых странах составляет 45-60% ВВП, а доля социального страхования (пенсионного, медицинского, от безработицы и др.) -12-25% ВВП, т.е. совокупные расходы на материальное потребление населения и медицинскую помощь находятся в диапазоне 55-65% ВВП.
У нас эти пропорции существенно занижены: в ВВП доля заработной платы - 26%, а доля взносов на социальное страхование (пенсионное, медицинское, социальное страхование) - 7,5%. Таким образом, совокупные расходы по двум базовым институтам доходов россиян (заработная плата и социальное страхование) едва превышают 33% ВВП (в 1,8-2 раза меньше, чем в развитых странах).
Начиная с 2000 г. темпы роста заработной платы в России (в среднем 10% в год) превышали темпы роста производительности труда. По мнению отечественных специалистов и экспертов Всемирного банка, это во многом связано с обвальным снижением зарплаты в начале 90-х годов и в 1998 г. В то же время кумулятивный рост заработной платы все еще отстает от динамики производительности труда. На конец 2003 г. покупательная способность зарплаты составила 85% уровня 1991 г., ожидается, что ее дореформенный уровень будет достигнут не раньше 2011 г.
Невысокие размеры оплаты труда - "традиционны" для нашей страны. Другое дело, что заниженный в советские времена размер оплаты труда в существенной степени (по разным оценкам, от четверти до половины ее номинального размера) дополнялся ресурсами общественных фондов потребления (бесплатное жилье, образование, здравоохранение, низкая стоимость проезда на транспорте).
Покупательная способность совокупных доходов населения СССР (включая социальные гарантии государства) и современной России разнится примерно в два раза. Выйти на уровень доходов 90-х годов основная масса населения сможет только через одно-два поколения, что свидетельствует о низкой эффективности экономических и социальных преобразований в стране. Очевидно, что этот фактор будет во многом блокировать динамичное экономическое развитие страны на протяжении ряда десятилетий.
В этой связи задачами национального масштаба являются:
•
повышение минимальной
•доведение
в среднесрочной перспективе удельного
веса официально регистрируемой заработной
платы - до 35-38% ВВП и расходов на все виды
социального страхования - до 12-15% ВВП,
с тем чтобы совокупные расходы на заработную
плату и социальное страхование достигли
к 2008 г. не менее 50% ВВП, т.е. увеличились,
а 1.4 раза.
7. Коллективно – договорные формы регулирования заработной платы.
Основными
механизмами регулирования
Ориентиром здесь может служить Типовая модель национального межпро-фессионального коллективного соглашения, разработанного МОТ на основе международных трудовых норм*. В частности, в разделе "заработная плата" предусматривается:
•определение размера минимальной заработной платы с учетом потребностей трудящихся и их семей, уровня заработной платы, существующего в стране, стоимости жизни, видов и размеров социальных пособий, а также экономических факторов (производительность труда, поддержание высокого уровня занятости);
• равенство а оплате труда и защита заработной платы, что подразумевает стабильность в исполнении обязательств, принятых сторонами, когда размеры заработной платы, установленные соглашением, не могут быть снижены.
Следует отметить, что в ряде субъектов Федерации накоплен значительный опыт использования договорных форм регулирования заработной платы на региональном уровне. Например, в Воронежской области на протяжении ряда лет разрабатывается и заключается трехстороннее соглашение, в котором одно из центральных мест занимает вопрос регулирования оплаты труда.
К
положительным сторонам данного
соглашения относится высокий
Вместе с тем многие ученые считают, что существующий договорной механизм регулирования заработной платы в частном секторе (в котором занято более 75% наемных работников) не решает задачу установления достойной заработной платы для большинства наемных работников.
Приемлемую зарплату получают работники финансово-кредитной сферы, ограниченного числа отраслей ТЭК (газовая и нефтяная) и отраслей первичной переработки (цветная и черная металлургия), которые в силу удачной конъюнктуры имеют сверхвысокие доходы. При этом не следует забывать, что их работники, как правило, трудятся в неблагоприятных производственных и природно-климатических условиях. Поэтому, оценивая их немалую зарплату, следует делать поправку на значительный профессиональный риск. которому подвергается персонал этих предприятий, и вытекающие из этого высокие уровни профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, сокращение на пять, десять и более лет периода их трудовой деятельности, меньшую продолжительность жизни.
Информация о работе Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом