Госрегулирование деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области госрегулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.

Задачи работы:

•Обозначить экономическую роль государства в исторический ретроспективе
•Выявить сущность государственного регулирования его цели и задачи
•Охарактеризовать сферы государственного регулирование предпринимательской деятельности
•Рассмотреть экономические рычаги государственного регулирования предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬГОСУДАРСТВА:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
2.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

     В теорииi и практикеi государственного регулированияi важное местоi занимают экономическиеi рычаги i государственного регулирования.i Одним изi экономических рычаговi являются законодательныеi и правовыеi документы, издаваемыеi государством.

     Здесь преждеi всего имеетсяi в видуi промышленное иi банковское законодательство,i при помощиi которого государствоi пытается поддерживатьi определенную структуруi - степеньi монополизации рынка;i тарифно-таможенные механизмы,i очерчивающие границыi национальных системi государственного регулирования;i трудовое законодательство,i регламентирующее условияi и правилаi купли-продажи рабочейi силы; наконец,i различные государственныеi стандарты, регулированиеi условий эксплуатацииi окружающей среды.11

     Материальнойi базой иi важным инструментомi государственного регулированияi являются государственнаяi собственность иi государственное предпринимательство.i Государственная собственностьi используется вi качестве базыi для достиженияi как долгосрочных,i так иi конъюнктурных, антициклическихi целей государственногоi регулирования. Кi числу структурныхi целей относятсяi освоение капиталоемкихi и рисковыхi направлений НТП,i решение рядаi региональных задачi (освоение неразвитыхi территорий, строительствоi новых иi перевод ужеi существующих предприятийi в депрессивныеi районы).

     Государственная собственностьi используется дляi регулирования социальныхi процессов. Инструментамиi государственного регулированияi выступают финансовая,i денежно-кредитная, промышленная,i структурная иi научно-техническая политика.i С помощьюi последних (промышленной,i структурной иi научно-технической) обеспечиваетсяi стимулирование иi достижение экономическогоi роста, макроэкономическойi сбалансированности.

     Социальная  политикаi и внешнеэкономическоеi регулирование являютсяi мерами государственногоi регулирования, неi уступающими поi значимости вышеперечисленнымi инструментам. Сi помощью социальнойi политики обеспечиваетсяi достижение социальнойi безопасности, относительноi справедливого распределенияi доходов.

     Внешнеэкономическое регулированиеi включает вi себя торговуюi политику государства,i управление валютнымi курсом, системуi внешнеторговых тарифов,i квот, лицензий.

     Дляi каждой страныi набор инструментовi и степеньi вмешательства государстваi не являютсяi универсальными. Естьi специфика, отличия,i применение техi или иныхi инструментов толькоi в даннойi стране илиi группе стран.

     Государствоi выполняет своиi функции, применяяi разнообразные методыi воздействия. Методыi классифицируют поi различным критериям.i Различаются методыi прямого иi косвенного влияния.i Методы прямогоi воздействия вынуждаютi субъектов экономикиi принимать решения,i основанные неi на самостоятельномi экономическом выборе,i а наi предписаниях государства.i В качествеi примера можноi назвать размерi налогов, величинуi амортизационных отчислений,i бюджетные процедурыi по государственнымi инвестициям. Прямыеi методы частоi имеют высокуюi эффективность вследствиеi оперативного достиженияi экономического результата.i Но уi них естьi и недостатки.i Они затрагиваютi не толькоi тех агентовi рынка, наi которых непосредственноi направлены государственныеi меры, ноi и субъектов,i связанных сi ними рыночнымиi отношениями. Иначеi говоря, прямыеi методы нарушаютi естественное развитиеi рыночных процессов.12

     Методыi косвенного воздействияi создают лишьi предпосылки кi тому, чтобыi при самостоятельномi выборе субъектыi экономических отношенийi предпочитали варианты,i которые соответствуютi целям экономическойi политики. Кi таким методамi относятся, например,i программирование, предоставлениеi рыночному секторуi экономической информации.i Недостатком косвенныхi методов являетсяi определенный временнойi лаг, возникающийi между моментамиi принятия мерi государством, реакцииi на нихi экономики иi реальными изменениямиi в хозяйственныхi результатах.

     Методы  государственногоi регулирования классифицируютсяi и поi критерию организационно-институциональному.i Здесь различаютi административные иi экономические методы.i Административные методыi подразделяются наi методы запрета,i разрешения, принужденияi и основываютсяi на регулирующихi действиях, связанныхi с обеспечениемi правовой инфраструктуры.i Цель принимаемыхi мер -i создание определенныхi “правил игры”i в рыночнойi экономике. Административныеi методы предписываютi строго контролируемуюi линию поведенияi экономических агентов.13

Информация о работе Госрегулирование деятельности предприятий