Госрегулирование деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области госрегулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.

Задачи работы:

•Обозначить экономическую роль государства в исторический ретроспективе
•Выявить сущность государственного регулирования его цели и задачи
•Охарактеризовать сферы государственного регулирование предпринимательской деятельности
•Рассмотреть экономические рычаги государственного регулирования предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬГОСУДАРСТВА:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
2.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Рыночные  механизмыi не реализуютi автоматически правоi на трудi для каждогоi члена общества.i Существующая наi рынке трудаi безработица ставитi перед государствомi задачу регулированияi этого рынкаi с цельюi поддержания определённогоi уровня занятости,i материального обеспеченияi людей, утратившихi рабочие места.i Решающую рольi здесь играетi трудовое законодательствоi и контролирующиеi его исполнениеi государственные организации.

     Государствоi играет главенствующуюi роль вi удовлетворении спросаi на услугиi и товарыi коллективного пользования:i национальную оборону,i государственное управление,i единую энергетическуюi систему, национальныеi сети коммуникаций,i охрану общественногоi порядка, вакцинациюi и т.д.i Кроме того,i оно поддерживаетi те областиi человеческой деятельности,i которые неi могут вi полном объёмеi функционировать наi коммерческой основе:i наука, образование,i культура, здравоохранениеi и т.д.

     Обеспечиваяi нормальное функционированиеi национальных рынков,i государством проводитi соответствующую внешнеторговуюi политику, контрольi за международнойi миграцией капиталовi и рабочейi силы, воздействуетi на валютныеi курсы, управляетi платёжными балансамиi и т.д.

     Системаi рыночных отношенийi предъявляет кi государственному регулированиюi ряд требований.i Первоочередным являетсяi недопустимость любыхi действий государства,i деформирующих илиi разрывающих внутренниеi взаимосвязи элементовi рынка. Следуетi избегать установленияi административного контроляi со стороныi государства надi ценами иi натурального распределенияi имеющихся ресурсов,i так какi эти действияi наносят ударi по центральнымi звеньям рыночногоi механизма -i ценам, спросу,i предложению. Экономическиеi стимуляторы, применяемыеi государством, неi должны ослаблятьi или подменятьi собой рыночныеi стимулы.

     Для регулированияi экономики государствоi использует какi экономические, такi и административныеi методы. Существуютi области, гдеi применение административныхi методов эффективноi и неi противоречит рыночномуi механизму, например,i оправданы жёсткийi государственный контрольi за монопольнымиi рынками, контрольi за экологическойi безопасностью, поддержаниеi минимальных параметровi благосостояния населенияi (гарантированного минимумаi заработной платы,i пособий поi безработице иi др.), защитаi национальных интересовi в системеi мирового хозяйстваi (лицензирование экспортаi и др.).

     Необходимоi отметить теснуюi взаимосвязь экономическихi и административныхi методов государственногоi регулирования рынка,i ибо любойi экономический регуляторi несёт вi себе элементыi администрирования, вi то жеi время вi каждом административномi регуляторе естьi нечто экономическое.i Важнейшим факторомi успешного государственногоi регулирования рыночныхi отношений следуетi считать разумноеi сочетание вi интересах национальнойi экономики экономическихi и административныхi методов воздействияi на рынок.

     Непрерывноi меняющаяся ситуацияi на товарныхi рынках иi конкуренция заставляютi товаропроизводителей объединяться.i В зависимостиi от размеровi капитала, видаi продукции, технологииi производства иi других факторовi создаются различногоi типа хозяйственныеi объединения.

     Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

     - экономический рост;

     - полная занятость;

     - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     В системе экономических целей  обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

     С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

     Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому  достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях  государства.

     Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.8

     Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

     В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей.

     Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии.

     Как показывает опыт развитых стран, самый  разумный вариант – использование  метода постоянного и мягкого  волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения  задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

     Исходя  из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может  функционировать без необходимой  законодательной базы.

Информация о работе Госрегулирование деятельности предприятий