Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является необходимость получить знания в области госрегулирования деятельности предприятий, ознакомиться с методами, инструментами, функциями государственного контроля.
Задачи работы:
•Обозначить экономическую роль государства в исторический ретроспективе
•Выявить сущность государственного регулирования его цели и задачи
•Охарактеризовать сферы государственного регулирование предпринимательской деятельности
•Рассмотреть экономические рычаги государственного регулирования предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬГОСУДАРСТВА:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
2.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Первая иi вторая мировыеi войны, породившиеi систему острыхi политических, социальныхi и экономическихi проблем, потребовалиi более активнойi роли государстваi в решенииi экономических проблем.i Но главнойi причиной активизацииi государства явилсяi экономический кризисi 30-х годов,i который окончательноi подорвал довериеi к саморегулирующимi возможностям рыночнойi экономики.4
Теоретически необходимостьi государственного регулированияi экономики обосновалi Дж. М.i Кейнс, аi опыт СШАi при Ф.i Рузвельте иi в Германииi при Гитлереi подтвердил егоi тезис оi том, чтоi путем государственныхi расходов можноi повернуть ходi развития экономикиi в нужномi направлении. Государственныеi заказы оживлялиi спрос, стимулировалиi занятость, даваяi и прибылиi предпринимателям. Известныйi французский экономистi Фитусси вi этой связиi писал, чтоi в 30-хi годах капитализмi (рыночная экономикаi тоже) исчезi и былi заменен смешаннойi экономикой.
Кейнсианская модельi государственного регулированияi экономики показалаi свою эффективностьi не толькоi в 30-еi годы иi во времяi второй мировойi войны, ноi и вi послевоенный период.i Восстановление, перестройкаi и реконструкцияi народного хозяйстваi в 50-60-еi годы былиi осуществлены приi активной ролиi государства. Триумфомi кейнсианства считаютсяi 50-е -i начало 70-хi годов.
Но сi середины 70-хi годов начинаютсяi контратаки наi кейнсианство представителейi либеральной мыслиi (М.Фридман, Ф.Хайек),i завоевавшей умыi государственных деятелей.i Причинами томуi послужили дефицитыi государственных бюджетов,i ставшие хроническими,i высокий уровеньi инфляции. Кi этому добавилсяi нефтяной кризисi 70-х годов.
Виновникамиi этих катаклизмовi объявлялись кейнсианскиеi рецепты государственногоi регулирования, обусловившиеi неимоверный ростi государственных расходов,i иждивенческой частиi населения. Создавалосьi политическое лоббиi для урезанияi социальных расходов.i А вi обосновании государственногоi невмешательства главныеi позиции занялиi представители неолиберализма,i монетаризма иi теории “экономикиi предложения”.5
Объединяющей идеейi этих направленийi является вераi в саморегулирующуюi возможность рыночнойi экономики. Возрождаяi идеи либераловi классической школы,i неолибералы экономическуюi роль государстваi сводят кi созданию наиболееi благоприятных условийi функционирования рыночнойi экономики. Защищаяi тезис “конкуренцияi везде -i где возможно,i государство -i где необходимо”,i они сравниваютi его сi судьей наi футбольном поле,i который неi играет непосредственно,i а следитi за соблюдениемi правил игры.i Забота государства,i следовательно, выработкаi порядка иi правил игрыi и контрольi за ихi соблюдением.
Л.Эрхард, идеологi социального рыночногоi хозяйства, считал,i что вi задачу государстваi не входитi непосредственное вмешательство,i но ответственнымi за экономическуюi политику являетсяi исключительно государство.i Монетаристы, вi частности М.Фридман,i считают, чтоi в принципеi существуют лишьi два способаi координации экономическойi жизни -i централизованное руководство,i сопряженное сi принуждением, иi добровольное сотрудничествоi индивидов -i метод, которымi пользуется рынок.i Поэтому регулирующиеi функции монетаристыi признают заi рынком. Единственнаяi сфера вмешательстваi государства -i денежное обращение.i Контроль заi денежной массойi в обращении,i сохранение стабильностиi денег
- первыйi приоритет нынешнейi экономической политикиi государства.
Сторонники теорииi “экономики предложения”i считают, чтоi государственное регулирование,i если оноi необходимо, должноi иметь долгосрочныйi характер иi ориентироваться наi стимулирование предложенияi товаров, капиталовi и факторовi производства. Вi частности, дляi обеспечения устойчивогоi экономического ростаi рекомендуется регулированиеi предложения кредитныхi ресурсов посредствомi налоговой политики.
Таковыi различные взглядыi на экономическуюi роль государства.i При всейi их противоречивостиi и несовпаденииi можно определенноi отметить: различияi касаются формi и долиi государственного вмешательстваi в экономику.i Современный рынокi невозможен безi вмешательства государства.i Рынку присущиi антисоциальные действияi и тенденции,i приводящие кi нарушению неi только микро-,i но иi макропропорций, аi следовательно, кi финансовым, экономическим,i энергетическим иi другим кризиснымi явлениям иi процессам. Опытi показал, чтоi их ограничиваютi только государственныеi регуляторы.6
Информация о работе Госрегулирование деятельности предприятий