Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Анализ российской действительности не обнаруживает признаков кризиса перепроизводства и наличия платежеспособного населения, пресыщенного товарами и услугами. Потребительский бум постепенно набирает обороты, позволяя компаниям успешно существовать на рынке и продавать товары и услуги невысокого качества. Однако ситуация складывается так, что получать прибыль с каждым годом становится все сложнее, т.к. у потребителя быстро формируется вкус, возрастают требования к преподнесению товара, имиджу производителя, дизайну упаковки и т.д. Постепенно на первый план выйдет конкурентоспособность компании, т.е. соответствие производимых товаров и услуг, цены, сервиса, рекламы и т.д. условиям рынка. Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также рассмотрение распределения доходов и методы обеспечения конкурентоспособности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции

1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5

1.2 Функции конкуренции 6

1.3 Виды конкуренции 8

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 11

2.2 Монополистическая конкуренция 12

2.3 Олигополия 13

2.4 Чистая монополия 14

Глава 3. Распределение дохода 18

Глава 4. Методы обеспечения конкурентоспособности 24

Глава 5. Особенности конкуренции в России 32

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

экономика-курсовая работа.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

конкурентоспособности:

1. Повышения качества товара

2. Снижение цены на товар

3. Улучшение сбыта товара. 
 
 
 

                                                 -32-

                                   Глава 5.

             Особенности  конкуренции   в  России

     В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция  не играла той роли, которая  ей отводится при рыночных  методах хозяйствования. С точки  зрения организации плановой  экономики концентрация производства  в монополиях считалась наиболее  эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась  не только в систему высокомонополизированных  производств, но буквально в  сумму гигантских промышленных  натуральных хозяйств, самостоятельно  обеспечивающих себя всем необходимым:  от вспомогательного производства  до социальной сферы. В конечном  счете, всё это привело к  низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к  глубокому технологическому отставанию  от передовых научно-технических  разработок.

     С переходом России на рыночные  методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества  значительно возросла. Созданию  полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного  законодательства и многое другое.

     Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях  законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились  тогда, когда уже существовали  рыночные отношения, и государство,  чтоб воспрепятствовать удушению  конкуренции, стало вводить ограничивающие  нормы. Российское законодательство  о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь  формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм  и злоупотребления доминирующим 

                                                    -33-

положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю

     Сейчас в России  ситуация такая  ,что по мере расширения прав  предприятий и ограничение властных  полномочий органов управления  все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении  договорных обязательств, и участившемся  натуральном обмене. Одним из  факторов, тормозящих развитие экономики  на пути ее демократизации, является  государственная монополия на  предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России  не может появиться без разрешения  соответствующих государственных  органов. Что же всё-таки необходимо  в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики?  В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Конкурентная  среда может быть определена  как исторически конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный  обмен, организованный по законам  товарного производства, она функционирует  согласно строго рассчитанным  целевым программам.

     Государство в борьбе с монополиями  использует меры экономического  и административного характера.

     Антимонопольное регулирование  - это система нормативных правовых  актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии,  связанных с властью, позволяющих  им подавлять сводную конкуренцию  и контролировать цены.

     Методы антимонопольного регулирования:  ограничение монополизации рынка;  постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических  цен; сохранение и поддержание  конкуренции всех цивилизованных  фирм.

                                               -34-

     Экономические меры: поощрение создания  товаров - заменителей; поддержка  новых фирм, среднего и малого  бизнеса; привлечение иностранных  инвестиций, учреждение совместных  предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по  расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов. 

     26 июля 2006г. в России  был принят  Федеральный Закон «О защите  конкуренции» №135-ФЗ, который определяет  организационные и правовые основы  предупреждения, ограничения и пересечения  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение  условий для создания и эффективного  функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной  политики по ограничению монополистической  деятельности («Положение о Федеральной антимонопольной службе» в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 N 628, от 28.11.2006 N 724, от 08.02.2007 N 83, от 28.03.2008 N 217, от 27.10.2008 N 786, от 07.11.2008 N 814, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07-320) была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Обычно государство прибегает  к ценовому контролю, устанавливая  или конкретные значения цен,  или их предельные уровни для  предприятий - монополистов. Нередко  государство для таких субъектов  определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции.  Степень ограничений еще зависти  от того, является ли естественный  монополист частной или государственной  структурой.

     В современных условиях главными  функциями государства становятся  организация экономического, правового  и социально –политического 

                                                  -35-

  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического  развития: повышению качества жизни,  защите окружающей среды и  др. Отсюда можно сделать вывод,  что антимонопольное законодательство  закрепляет основополагающие правила  деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

     Но уровень развития конкуренции  в нашей стране явно недостаточен.

Называются  несколько причин:

Приватизация  не привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

Принудительная  реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

     Малый бизнес так и не получил  должного развития. Во многих  странах именно малый бизнес  является естественной основой  формирования конкурентной среды,  полигоном для испытания технологических  и экономических проектов. У него  больше возможностей манипулировать  капиталом, переключаясь с одного  вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у  работников выше чувство причастности  к делам фирмы и заинтересованность  в её успехе. Даже в условиях  повышенного риска малые предприятия  охотно берутся за новации.  Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых,  тем меньше безработица и больше  конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в  основном торговлей и посреднической  деятельностью. Для развития малого  бизнеса необходимы доступные  кредиты и льготное налогообложение,  создание лизинговых компаний, технопарков,  информационных, консалтинговых и  учебно-деловых центров, 

                                               -36-

а также вовлечение малых предприятий  в новые сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим

пожеланием  из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль  за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при  размещении заказов на поставки  продукции для государственных  и муниципальных нужд (только  в 1998 г. финансовые обороты  на таких конкурсах и торгах  достигли 122 млрд рублей); Ввести  жёсткие меры против действий  региональных властей, препятствующих  свободе перемещения товаров  и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной  среды, снижения концентрации  производства и уменьшения ведомственного  монополизма; адаптировать конкурентную  политику к международным принципам  и правилам. 
 

                                Заключение 

     За последние десятилетия усиление  конкуренции отмечено фактически  во всем мире. Еще не так  давно она отсутствовала во  многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие  позиции на них были четко  определены. И даже там, где  существовало соперничество, оно  не было таким ожесточенным.

     Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы.

                                                 -37-

     Позитивное влияние конкуренции  на экономику заключается в  следующем:                                               

1. она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы.

2. она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев ведет к  их снижению;

3. в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики.

     К числу негативных сторон  можно отнести:

1. придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

     Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике,  и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 -38-

Информация о работе Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности