Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Анализ российской действительности не обнаруживает признаков кризиса перепроизводства и наличия платежеспособного населения, пресыщенного товарами и услугами. Потребительский бум постепенно набирает обороты, позволяя компаниям успешно существовать на рынке и продавать товары и услуги невысокого качества. Однако ситуация складывается так, что получать прибыль с каждым годом становится все сложнее, т.к. у потребителя быстро формируется вкус, возрастают требования к преподнесению товара, имиджу производителя, дизайну упаковки и т.д. Постепенно на первый план выйдет конкурентоспособность компании, т.е. соответствие производимых товаров и услуг, цены, сервиса, рекламы и т.д. условиям рынка. Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также рассмотрение распределения доходов и методы обеспечения конкурентоспособности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции

1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5

1.2 Функции конкуренции 6

1.3 Виды конкуренции 8

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 11

2.2 Монополистическая конкуренция 12

2.3 Олигополия 13

2.4 Чистая монополия 14

Глава 3. Распределение дохода 18

Глава 4. Методы обеспечения конкурентоспособности 24

Глава 5. Особенности конкуренции в России 32

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

экономика-курсовая работа.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

                                                   -14-

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта  масштаба снижаются. В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы  до экономического шпионажа - оказываются  эффективнее, поэтому используются чаще. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать  предприятие, способное противостоять  фирмам, уже контролирующим данный рынок. При олигополистической конкуренции  фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей  деятельности - цену и объем выпуска  продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и  в большей степени завысить цену. 

                                    2.4 Чистая монополия 

     Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

    Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

     Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

     Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные  черты чистой монополии:

1. единственный продавец - производитель;

                                                    -15-

2. товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;

3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;

4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным условиями.

     Различают несколько типов монополий:

1. естественная монополия. Ею обладают  частные собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  составе редкие и свободно  не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные  участки и т.д.)

2. искусственные монополии. Под  этим условным названием понимают  объединения, создаваемые ради  получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают  в виде различных монополистических  отношений.

     Возникнут разные организационные формы монополии:

1. Картель - простейшая форма монополистического  объединения. В отличие от других  более устойчивых форм, монополистических  структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную  самостоятельность. Объектами соглашения  могут быть: ценообразование, сферы  влияния, условия продаж, использование  патентов. Действует, как правило,  в рамках одной отрасли. Затрудняет  функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного  законодательства. В одних странах  мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется  в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и  комплектующих, ограничения конкуренции  между мелкими фирмами

2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий  сообща) - организационная форма  монополистического объединения,  при которой вошедшие в него  компании теряют коммерческую  сбытовую самостоятельность, но  сохраняют юридическую и производственную  свободу действий. Иными словами,  в 

                                                    -16-

синдикате сбыт продукции, распределение заказов  осуществляется централизировано. Были широко распространены в дореволюционной  России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший  в своих руках реализацию практически  всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает  возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного  вытеснения с рынка

3. Трест - форма монополистического  объединения, при которой вошедшие  в него предприятия теряют  и производственную, и коммерческую  самостоятельность предприятий,  руководство осуществляется из  единого центра. Прибыль треста  распределяется в соответствии  с деловым участием отдельных  предприятий.

4. Концерн - (от англ. concern - участие,  интерес) - организационная форма  объединения предприятий различных  отраслей, находящихся под единым  управлением и финансовым контролем.  Обычно в состав концерна, кроме  производственных, транспортных и  торговых предприятий, входят  банки или какие-то другие финансовые  организации - страховые, пенсионные  фонды, кредитные учреждения и  т.п. Участники концерна остаются  формально самостоятельными, но  контролируются и управляются  единым центром компании. Такая  структура позволяет повысить  конкурентоспособность фирмы за  счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям  концерна по внутренним трансфертным  ценам.

5. Пул получил распространение  в области использования проектов. Участники пула приходят к  взаимовыгодным соглашениям о  форме передачи патентов и  лицензий. Прибыль распределяется  в соответствии с квотой, определяемой  при вступлении в пул. 

                                                 -17-

6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная  компания, владеющая контрольным  пакетом акций одного или нескольких  акционерных обществ с целью  контроля и управления их деятельностью.  Существуют два основных вида  холдинговых компаний: чистый холдинг,  выполняющий лишь контрольно-финансовые  функции для обеспечения единого  управления; смешанный холдинг, который,  кроме того, занимается предпринимательской  деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и  др.). Захватывая контрольный пакет  акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему  участия подчиняет себе эти  формально независимые фирмы,  которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

7. Законными формами чистой монополии  являются также патенты, авторские  права, товарные знаки. Патент - документ, выдаваемый уполномоченным  государственным органом, удостоверяющий  авторство изобретения, а также  исключительное право патентообладателя  на использование изобретения.  Действует в течение установленного  законом срока. Товарные знаки  - это символы, используемые предприятиями,  зарегистрировав которые государство  делает незаконным ее использование  другими.

    Итак, мы изучили виды конкуренций, и получили, что модель совершенной конкуренции пока является теоретической абстракцией, в реальной жизни - существующие рынки в той или иной степени несовершенны, и в теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самая близкая к совершенной - монополистическая конкуренция. 
 
 

                                                   -18-

                                Глава 3.

                        Распределение дохода

     Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости, состояние производительности труда.

     Прибыль как конечный финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным значением. В ее составе учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия:

* прибыль от продажи продукции,  товаров, работ и услуг нетоварного  характера;

* прибыль от продажи прочей  продукции, основных фондов, другого  имущества и нематериальных активов;

* прибыль от операций с ценными  бумагами и валютными ценностями;

* прибыль от финансовых операций;

* прибыль (убытки) от внереализационных  операций.

     Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи товарной продукции. Она определяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налога на добавленную стоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданной продукции и услуг.

     На величину прибыли от продажи товарной продукции влияют как факторы, не зависящие от деятельности предприятия (изменение государственных регулируемых цен, природные и транспортные условия и т.д.), так и факторы, находящиеся в компетенции предприятий.

                                                     -19-

    В составе факторов, влияющих на величину прибыли от продажи товарной продукции и находящихся в компетенции предприятия являются:

- изменение объема производства  и продажи продукции. Чем больше  объем продажи продукции, тем,  в конечном счете, больше прибыли  получит предприятие, и наоборот.

- изменение уровня себестоимости  продукции. Связь между величиной  прибыли и уровнем себестоимости  обратная. Чем ниже себестоимость  продаваемой продукции, определяемая  уровнем затрат на ее производство  и продажу, тем выше прибыль,  и наоборот.

- уровень применяемых цен.

     Планирование прибыли является  составной частью финансового  планирования и важнейшим участком  финансово-экономической работы  на предприятиях. Планирование прибыли  производится раздельно по всем  видам деятельности предприятия:

- от продажи товарной продукции;

- от продажи прочей продукции  и услуг нетоварного характера;

- от продажи основных фондов, другого  имущества и нематериальных активов;

- от нереализационных доходов  и расходов.

     Прибыль - конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Она синтезирует в себе финансовые результаты работы предприятия от различных сфер деятельности:

* операционной (основной);

* прочей операционной;

* финансовой и инвестиционной

* внереализационных операций.

     Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи продукции, работ, услуг - валовая прибыль.

 

                                                     -20-

    Валовая прибыль представляет собой разницу между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). При этом чистым доходом (выручкой) от реализации считается сумма денежных средств, поступивших предприятию от продажи (отпуска) продукции (товаров, работ, услуг) по ценам реализации без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других налогов, предоставленных скидок и др.

Информация о работе Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности