Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа
Анализ российской действительности не обнаруживает признаков кризиса перепроизводства и наличия платежеспособного населения, пресыщенного товарами и услугами. Потребительский бум постепенно набирает обороты, позволяя компаниям успешно существовать на рынке и продавать товары и услуги невысокого качества. Однако ситуация складывается так, что получать прибыль с каждым годом становится все сложнее, т.к. у потребителя быстро формируется вкус, возрастают требования к преподнесению товара, имиджу производителя, дизайну упаковки и т.д. Постепенно на первый план выйдет конкурентоспособность компании, т.е. соответствие производимых товаров и услуг, цены, сервиса, рекламы и т.д. условиям рынка. Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также рассмотрение распределения доходов и методы обеспечения конкурентоспособности.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Функции конкуренции 6
1.3 Виды конкуренции 8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 11
2.2 Монополистическая конкуренция 12
2.3 Олигополия 13
2.4 Чистая монополия 14
Глава 3. Распределение дохода 18
Глава 4. Методы обеспечения конкурентоспособности 24
Глава 5. Особенности конкуренции в России 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Поскольку
продукцию производят крупные предприятия,
затраты на производство за счет эффекта
масштаба снижаются. В условиях олигополии
неценовые методы конкуренции - от рекламы
до экономического шпионажа - оказываются
эффективнее, поэтому используются
чаще. Вступление в олигополистический
рынок ограничено. Нужны значительные
капитальные вложения, чтобы создать
предприятие, способное противостоять
фирмам, уже контролирующим данный
рынок. При олигополистической конкуренции
фирма в состоянии
2.4
Чистая монополия
Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные черты чистой монополии:
1. единственный продавец - производитель;
2.
товарная дифференциация
3.
продавец осуществляет
4.
очень трудные условия
Различают несколько типов монополий:
1.
естественная монополия. Ею
2.
искусственные монополии. Под
этим условным названием
Возникнут разные организационные формы монополии:
1.
Картель - простейшая форма
2.
Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий
сообща) - организационная форма
монополистического
синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизировано. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка
3.
Трест - форма монополистического
объединения, при которой
4.
Концерн - (от англ. concern - участие,
интерес) - организационная форма
объединения предприятий
5.
Пул получил распространение
в области использования
6.
Холдинг - (от англ. holding) - акционерная
компания, владеющая контрольным
пакетом акций одного или
7.
Законными формами чистой
Итак, мы изучили виды конкуренций, и получили,
что модель совершенной конкуренции пока
является теоретической абстракцией,
в реальной жизни - существующие рынки
в той или иной степени несовершенны, и
в теории выделяют различные виды рынков
с несовершенной конкуренцией (по степени
убывания конкурентности): монополистическая
конкуренция, олигополия, монополия. Самая
близкая к совершенной - монополистическая
конкуренция.
Распределение дохода
Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости, состояние производительности труда.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным значением. В ее составе учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия:
*
прибыль от продажи продукции,
товаров, работ и услуг
*
прибыль от продажи прочей
продукции, основных фондов, другого
имущества и нематериальных
*
прибыль от операций с ценными
бумагами и валютными
*
прибыль от финансовых
* прибыль (убытки) от внереализационных операций.
Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи товарной продукции. Она определяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налога на добавленную стоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданной продукции и услуг.
На величину прибыли от продажи товарной продукции влияют как факторы, не зависящие от деятельности предприятия (изменение государственных регулируемых цен, природные и транспортные условия и т.д.), так и факторы, находящиеся в компетенции предприятий.
В составе факторов, влияющих на величину прибыли от продажи товарной продукции и находящихся в компетенции предприятия являются:
-
изменение объема производства
и продажи продукции. Чем
-
изменение уровня
- уровень применяемых цен.
Планирование прибыли является
составной частью финансового
планирования и важнейшим
- от продажи товарной продукции;
- от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера;
-
от продажи основных фондов, другого
имущества и нематериальных
- от нереализационных доходов и расходов.
Прибыль - конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Она синтезирует в себе финансовые результаты работы предприятия от различных сфер деятельности:
* операционной (основной);
* прочей операционной;
* финансовой и инвестиционной
* внереализационных операций.
Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи продукции, работ, услуг - валовая прибыль.
Валовая прибыль представляет собой разницу между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). При этом чистым доходом (выручкой) от реализации считается сумма денежных средств, поступивших предприятию от продажи (отпуска) продукции (товаров, работ, услуг) по ценам реализации без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других налогов, предоставленных скидок и др.