Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Анализ российской действительности не обнаруживает признаков кризиса перепроизводства и наличия платежеспособного населения, пресыщенного товарами и услугами. Потребительский бум постепенно набирает обороты, позволяя компаниям успешно существовать на рынке и продавать товары и услуги невысокого качества. Однако ситуация складывается так, что получать прибыль с каждым годом становится все сложнее, т.к. у потребителя быстро формируется вкус, возрастают требования к преподнесению товара, имиджу производителя, дизайну упаковки и т.д. Постепенно на первый план выйдет конкурентоспособность компании, т.е. соответствие производимых товаров и услуг, цены, сервиса, рекламы и т.д. условиям рынка. Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также рассмотрение распределения доходов и методы обеспечения конкурентоспособности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции

1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5

1.2 Функции конкуренции 6

1.3 Виды конкуренции 8

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 11

2.2 Монополистическая конкуренция 12

2.3 Олигополия 13

2.4 Чистая монополия 14

Глава 3. Распределение дохода 18

Глава 4. Методы обеспечения конкурентоспособности 24

Глава 5. Особенности конкуренции в России 32

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

экономика-курсовая работа.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

     Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не

                                                -26-

определит круг задач   по повышению конкурентоспособности.     Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное

оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности,   нецелесообразен с экономической точки зрения.

    Факторы определяющие конкурентоспособность, можно разделить на 6 групп:

. Качество товаров и услуг

. Цена товаров и услуг

. Уровень квалификации персонала

. Технологический уровень производства

. Доступность источников финансирования

. Насыщенность рынка, спрос и  предложение

Проанализируем  все эти факторы.

    Качество товаров и услуг.

    Качество главная характеристика товара.

Товар может занять достойное место  в ряду аналогов (то есть стать      конкурентоспособным) только обладая  определённым качеством. В понятие

качества  входят долговечность, надёжность, точность, простота      эксплуатации, а также отсутствие дефектов и  брака. Однако не все эти      качества являются в каждом товаре необходимыми, так например странно

ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой      важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого      товар должен удовлетворять следующие  потребности потребителей:

      . физические

      . технические

                                                   -27-

      . эксплуатационные

      . эстетические

     . затратные (ценовые и расходы  связанные с эксплуатацией)

      . престижа и прочее

     Цена товаров и услуг. 

     Цена это экономическая категория, которая   является денежным выражением стоимости товара. Она служит для    косвенного измерения величины затраченного  на производство товара        необходимого рабочего времени.

     Исторически сложилось, что цены  устанавливали покупатели и продавцы        в ходе переговоров друг с  другом. Продавцы обычно запрашивали  цену        выше той,  что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что        рассчитывали заплатить. В конце  концов, поторговавшись, сходились  на        взаимоприемлемой  цене.

    Факторы, влияющие на определение  цены товара:

      1)Совокупные издержки производства;

      2)Затраты общественного труда;

      3)Качество товара;

      4)Функции и свойства товара;

      5)Квалификация персонала;

      6)Технологический уровень производства;

      7)Налоговое законодательство страны;

      8)Затраты, связанные с транспортировкой  и хранением товара;

      9)Затраты, связанные с арендой  помещений для реализации товара;

      10)Упаковка товара;

      11)Известность фирмы;

      12)Уровень сервисного и гарантийного  обслуживания;

      13)Маркетинговая деятельность фирмы;

      14)Спрос и предложение на данную  продукцию;

                                                   -28-

      15)Торговая наценка фирмы.

     При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели      будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются      следующие цели:

      . обеспечение выживаемости фирмы,  например в случае острой конкуренции

      . максимизация текущей прибыли

      . завоевание лидерства по показателям  доли рынка

      . завоевание лидерства по  показателям качества товара, то есть        создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет   весьма высокой, например трудно представить, что БМВ или Мерседес    будут даже временно, снижать цену на свою продукцию до уровня   Опеля  или ФИАТа.

     Уровень квалификации персонала.

    Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при      минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров  просто не может быть произведён без высококвалифицированного     персонала. Огромное значение имеет и наличие  высококвалифицированного      менеджмента, так как даже при  наличии идеально обученных рабочих вряд  ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко    подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт    без предварительных расчётов опытных маркетологов.

     Технологический уровень производства.

    Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию    высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок, тем самым   снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти  постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении  большей массы товара практически не  

                                                 -29-

возможно, в этом случае большое значение имеет доступность источников финансирования.    

    В основном используется два вида финансирования это заёмное и размещение ценных бумаг (в основном  выпуск и котирование на бирже акций). Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию  решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа  финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов.

     Во-вторых, причиной отказа от  этого способа финансирования  может быть опасение управляющих  в том, что в случае ненадлежащего  выполнения      менеджментом  предприятия своих функций, новый  акционер потребует      смещения существующих управляющих  с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций   может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность    финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий   скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают  демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители

предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники      и  способы решения этой задачи сегодня  существуют.

     Безусловно, процесс привлечения  капитала посредством размещения  акций  требует значительных  усилий, затрат времени и денег.  Необходимо не      только  разработать все финансовые документы  в соответствии с      международными требованиями, но  и обеспечить проведение финансового  и 

                                                  -30-

юридического  аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к      привлечению  инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально  подготовленное предприятие имеет      значительно больше возможностей для  привлечения требуемого капитала.

     Способность менеджмента привлекать  капитал из внебюджетных источников  является одним из наиболее  важных факторов, обеспечивающих      конкурентоспособные преимущества  предприятия. То есть проблема      финансирования также является, в первую очередь, проблемой  качества      управления  предприятием. Следует учитывать,  что структура капитала      предприятия состоит как из  заемных, так и из собственных  средств. При      этом  соотношение собственного и заемного  капитала существенно влияет      на уровень дохода частных  инвесторов. Частные инвесторы, финансируя      предприятие, берут на себя  коммерческие риски. В то же  время      государство  может выступить гарантом перед  банком по финансированию      заёмной части капитала при  условии, что акции предприятия  будут      размещены среди  частных инвесторов или среди  определённых инвесторов      (Такие гарантии предлагала Италия  в  случае продажи контрольного      пакета ФИАТ компании ДжМ). То есть гарантия вступит в силу при      условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов.

     Учитывая, что профессиональные  инвесторы обычно очень глубоко  и      серьезно изучают  объект инвестирования, такой способ  государственной      поддержки  может быть достаточно эффективным  и обеспечит возвратность      средств.

    Насыщенность рынка, спрос и  предложение.

    Соотношение спроса и      предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы    и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим      его подробнее.

     Конкретная потребность покупателя  может быть более или менее      настоятельной — это зависит  от огромного числа факторов. Заметим,

                                                -31-

кстати: умение определить настоятельность  потребности - важное      преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных     

потребностях  как бы ранжирует для покупателя его готовность платить      деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает      индивидуальный спрос, который на рынке  превращается в рыночный спрос,      зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их      доходов и настоятельности соответствующей  потребности. В принципе,      фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса      мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в      известной мере способна смещать  оценку настоятельности потребности      покупателем. Тот факт, что сегодня  в США подавляющее большинство  семей      являются обладателями компакт-дисков и видеомагнитофонов (в отличии от      Европы, где видеомагнитофоны почти полностью  заменены на DVD      проигрыватели  и уже частично на DVD рекордеры) - не столько результат      естественно развивающейся настоятельности  этих потребностей, сколько      плод массированного воздействия глубоко  продуманных рекламных      мероприятий, связавших указанные  товары с представлениями о стандартах      прогресса, престижа и благополучия для американской семьи конца 90-х      годов. Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя      факторами, о которых сказано  выше.

     Подводя итог можно суммируя  выделить 3 главных пути повышения

Информация о работе Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности