Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:02, курсовая работа
Роль анализа оплаты труда как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:
Во-первых – необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства.
Во-вторых – необходимостью поиска новых направлений совершенствования оплаты труда.
В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Все управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Недооценка роли анализа организации оплаты труда, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери.
Введение 3
1 Общая характеристика заработной платы 5
1.1 Понятие заработной платы 5
1.2 Функции заработной платы 6
1.3 Основные принципы организации регулирования оплаты труда 10
2 Формы и системы заработной платы 13
2.1 Понятие форм и систем заработной платы 13
2.2Тарифная система оплаты труда 19
2.3 Бестарифная система оплаты труда 21
3 Направления оптимизации заработной платы 23
3.1 Необходимость совершенствования оплаты труда 23
3.2 Внедрение бестарифной системы оплаты труда 25
3.3 Резервы увеличения заработной платы на предприятии 29
Заключение 31
Список использованных источников 32
Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации рабочих и формы оплаты труда. Тарифная система включает в себя:
- тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час или за день;
-
тарифную сетку, показывающую
соотношение в оплате труда
между различными разрядами
-
тарифно-квалификационные
Тарифные ставки (оклады) определяют исходные размеры оплаты труда работников с учетом их квалификации. В соответствии с ч. 1 ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), которые определяются в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в организациях, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - в соответствии с Единой тарифной сеткой Республики Беларусь (далее - ЕТС) [6].
Тарифная ставка (оклад) - это твердо установленная денежная сумма, которая, как правило, находит отражение в трудовом договоре (контракте) и не может изменяться по причинам невыполнения работником трудовых обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом (например, простой не по вине работника, выпуск бракованной продукции по вине работника и др.). Тарифная ставка первого разряда отличается от личной тарифной ставки работника тем, что является исходной нормативной величиной, входит в состав тарифной системы оплаты труда и устанавливается Правительством. Вместе с тем величина тарифной ставки первого разряда может устанавливаться нанимателями, кроме бюджетных, коллективным договором. Месячные тарифные ставки (оклады) определяются путем умножения применяемой в организации тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда ЕТС. Часовые тарифные ставки определяются путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами, с учетом годового баланса рабочего времени.
Общим принципом построения системы тарифных ставок является их возрастание по мере увеличения разряда, который представляет собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
Ставки используются как средство дифференциации и регулирования уровня оплаты труда рабочих в зависимости от условий труда, квалификации, важности производства.
Тарификация работы осуществляется администрацией предприятия по представлению квалификационной комиссии.
Для определения уровня квалификации и требований, предъявляемых к руководителям, специалистам и служащим, используется квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Тарифный
(квалификационный) разряд характеризует
уровень квалификации работника. Он
зависит от степени сложности
и точности выполняемых работ, а
также ответственности
Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда.
С момента введения ЕТС (январь 1992 г.) число разрядов, межразрядные соотношения тарифных коэффициентов и диапазон тарифной сетки изменялись в зависимости от установленных уровней тарифных ставок первого разряда в связи с инфляцией и финансовых возможностей.
Тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице, тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда[6].
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (ЕТС) является важнейшим элементом тарифной системы и представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении единой в стране политики в области заработной платы.
В
целях обеспечения необходимого
единства меры труда и его оплаты
при помощи ЕТС производится дифференциация
и регулирование основной (тарифной)
части заработной платы различных
профессионально
-сложности труда (квалификации)
-
в пределах одной профессии,
должности (
-содержания
и специфики труда у рабочих,
технических исполнителей, руководителей
подразделений административно-
-
общих условий труда,
-бытовых
условий, режимов труда и
При
построении тарифной системы важное
значение имеет выбор структуры
и принципа построения тарифной сетки.
В зависимости от характера нарастания
тарифных коэффициентов могут
- с прогрессивным нарастанием коэффициентов;
-
с равномерным нарастанием
-
с прогрессивно-снижающимися
Каждая
из указанных типов сетки имеет
как положительные, так и отрицательные
характеристики. Однако важным преимуществом
тарифных сеток с прогрессивным
нарастанием тарифных коэффициентов
является обеспечение наибольших материальных
стимулов при переходе к высшим разрядам.
Это заинтересовывает материально
рабочих в повышении
Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива и представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки, а как правило, эта доля определяется на основе присвоенного работнику постоянного коэффициента, который определяет уровень его трудового участия. Применение такой системы целесообразно только в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива.
Как уже отмечалось ранее, системы и формы оплаты труда организации и предприятия определяют самостоятельно.
Конституция РБ гарантирует вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).
МРОТ определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (1 разряд тарификационной таблицы)[5].
В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.
В настоящее время МРОТ осуществляет три основные функции:
-
является государственной
-
выполняет роль норматива при
исчислении административных
-
служит критерием для
С переходом к рыночным отношениям требуется принципиально новая организация оплаты труда. И это не самоцель, а реальная необходимость замены устаревшей, низкоэффективной модели оплаты труда, которая в значительной мере сдерживает реализацию потенциала работников и их коллективов, тормозит развитие экономики. Организация заработной платы, основанная на использовании ее традиционных элементов в виде тарифных ставок и окладов, разного вида премии, доплат и надбавок, слабовосприимчива к научно-техническому прогрессу, повышению качества продукции, экономии ресурсов. Всевозможные премии, доплаты и надбавки утратили стимулирующую роль и превратились по сути в механическую прибавку к тарифным ставкам и должностным окладам, как правило, не связанную с результатами труда[12].
Чтобы оплата труда соответствовала современным условиям хозяйствования нужно провести ее преобразования. Прежде всего надо окончательно отказаться от использования гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Именно они выступают главным ограничителем и шлагбаумом размеров заработной платы и заинтересованности персонала в развитии и реализации имеющихся способностей.
Дело в том, что превышение меры труда, за которую выплачивается ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение незначительно и слабо ощутимо для трудящихся. Поэтому тарифные ставки и должностные оклады работники традиционно связывают с тем предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной ставки или оклада.
Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда (сначала устанавливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад. Такой механизм организации и выплаты ставок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределения по труду в его классическом понимании и принципу социальной справедливости, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.
Именно в этом видится одна из основных причин сознательного недоиспользования трудящимися своих физических и интеллектуальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.
Установление тарифных ставок и должностных окладов в большей мере соответствует не экономическим, а командно-административным методам хозяйствования, когда средства, предназначенные на оплату труда, централизованно выдаются «сверху» чаще без учета связи их размеров с конечными результатами работы предприятий и трудовым вкладом конкретных работников. Это не способствует углублению демократизации распределительных отношении, расширению прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении экономических проблем[12].
Наконец, гарантированные ставки и оклады в большей степени отвечали лишь первой, «отмирающей» модели хозрасчета, поскольку только она предполагала гарантированный фонд заработной платы. Другим, более прогрессивным моделям хозяйствования и тем более рыночным отношениям они не только не соответствуют, но и противоречат, ибо в этих условиях размеры заработной платы работников полностью зависят от итогов хозяйственной деятельности предприятий, спроса потребителя на продукцию, размеров заработанных средств на оплату труда. В данном случае уже нет экономической основы для того, чтобы заранее, до получения трудовым коллективом конкретных конечных результатов, устанавливать гарантированные тарифные ставки и оклады, которые затем могут быть не выплачены работникам из-за недостаточных размеров заработанного фонда оплаты труда. Не логично распределять не гарантированный, динамичный фонд оплаты труда между работниками по гарантированным стабильным ставкам и окладам. Это равносильно попытке преждевременно точно распределить еще не созданный продукт. Приведенные аргументы убеждают в неэффективности тарифных ставок и должностных окладов, нецелесообразности их применения в условиях рыночных отношений.