Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

3.Государственное  регулирование в  современной Украине

По оценкам  зарубежных специалистов, современное  экономическое положение в Украине определяется как критическое. С позиций зарубежных исследователей, в Украине не продвигаются реформы, не внедряются рыночные механизмы хозяйствования, ухудшается социальное положение населения, государство не выполняет свои обязательства как перед собственным народом, так и перед международными финансово-кредитными фондами и т. д. С такой оценкой можно согласиться лишь частично. Действительно, Украине пока что не удалось преодолеть процессы спада ВВП, остановить сползание экономики и снижение эффективности хозяйствования при переходе к рынку. Однако при этом следует

признать, что исходные условия для развития рыночных механизмов в Украине были не только неблагоприятными, но и слишком сложными. Кроме формирования новых экономических отношений здесь создается новое государство. В течение длительного исторического периода структура государственного управления Украины формировалась как часть административной системы СССР. Лучшие профессионалы переводились на работу в Москву. В результате с провозглашением независимости Украина получила в наследство из советских времен управленческие кадры, недостаточно подготовленные к работе в столь сложных условиях. Политическая и экономическая ситуация вокруг Украины сформировалась

так, что  ее реформаторам не было отведено времени на расчеты и отслеживание различных вариантов развития, поэтому была принята общая концепция перестройки социалистической экономики, которая в значительной степени диктовалась МВФ, Всемирным банком и другими международными финансовыми учреждениями, предоставлявшими финансовую помощь Украине. Анализируя ход реформ с современных позиций, следует констатировать, что они продвигаются по определенному сценарию для всех стран социалистической направленности, однако

в Украине  они происходят медленнее и с  меньшей эффективностью, чем в  странах Восточной Европы и Балтии.

Украинские  экономисты выделяют следующие основные направления

государственного  регулирования:

–       формирование и разработка концепций  и программ государственного

регулирования и поддержки предпринимательства;

–       определение системы отраслевых и региональных приоритетов для

организации государственной поддержки предпринимательства;

–       формирование законодательной базы, обеспечивающей условия

эффективного  развития предпринимательской деятельности;

–       формирование финансово-кредитной  системы и других элементов рыночной

инфраструктуры  для обеспечения предпринимательской деятельности;

–       разработка системы поддержки иностранной  и совместной форм

организации предпринимательства и др.

Для улучшения  экономического положения людей  нужно наращивать потенциал государства.

Во-первых, необходимо привести функции государства в соответствие с его

потенциалом. Если государство пытается сделать  много, имея при этом

ограниченные  ресурсы, то чаще всего это наносит больше вреда, чем приносит пользы.

Во-вторых, необходимо закрепить потенциал  государства путем активизации

общественных  институтов. Имеется в виду разработка эффективных норм и

ограничений, которые бы позволили бороться с  коррупцией. [6, с. 41]

Государственная политика и программы должны быть направлены не просто на содействие экономическому росту, а и на обеспечение справедливого

распределения результатов рыночного развития, особенно – путем инвестиций в начальное образование и здравоохранение. Они также должны обеспечивать защиту имущественной и личной безопасности населения от каких-либо посягательств. Поскольку в Украине рынок еще недостаточно развит, то государство должно взять на себя функции по его стимулированию. Здесь очень важно сделать разумный выбор между разными вариантами государственного вмешательства.

В Украине  наблюдаются реальные попытки создать правовую и методологическую базу для проведения санации и реструктуризации предприятий. Логическим проявлением данного процесса стало утверждение Постановления Кабинета Министров от 8 февраля 1994г. «Положения о порядке санации государственных предприятий». [7, с.27] Этот документ определяет порядок и способы проведения санации предприятий с целью предотвращения их банкротства, улучшения финансового положения и повышения конкурентоспособности продукции. Порядок санации коммерческих банков регламентируется Положением о финансовом

оздоровлении  коммерческих банков, утвержденное постановлением правления НБУ от 30 декабря 1996г. [7, с.27]  Кроме того, данное Положение регулирует порядок предоставления и исполнения коммерческим банкам стабилизационной ссуды.

Централизованная  санационная поддержка может  проводиться:

─        путем прямого бюджетного финансирования;

─        косвенными формами государственного влияния.

Формы и методы государственной финансовой поддержки санации предприятий представлены в приложениях 1 и 2. [7, с.29-30]

Чрезвычайно важна разработка экономически обоснованной концепции

приватизации. Неэффективные государственные  предприятия, в основном, лишь «тянут» деньги из государственного бюджета. Кроме того, их влияние мешает столь необходимой общей реструктуризации экономики. Выбор способа осуществления приватизации чрезвычайно важен для ее конечного результата. Ключевыми факторами являются прозрачность процесса, завоевание доверия работников, создание широкого круга собственников и реализация соответствующей реформы в сфере регулирования. Для этого необходимо реформировать систему управления на приватизированных предприятиях, преобразованных в акционерные общества, обеспечить защиту прав акционеров. К тому же, нужно политически определиться относительно перспектив развития государственной собственности в народном хозяйстве страны, экономически

обосновать  ее оптимальные размеры и отраслевую структуру, разработать

адекватную  законодательную базу. Важно и  правовое закрепление принципов управления предприятиями государственной формы собственности с возможным предоставлением им более широких полномочий для обеспечения их конкурентоспособности.

В условиях распыленности и непрозрачности каналов денежных потоков в

государстве Национальный банк Украины не в состоянии наладить действенный контроль за их движением, не говоря уж об активном влиянии на формирование и использование государственного и местного бюджетов. Ныне де-факто последние даже не находятся в четко обозначенном правовом поле, несмотря на ежегодное принятие Верховным Советом закона о бюджете. На самом деле он является фикцией, ибо ежегодно не исполняются ни доходная, ни расходная его части. В сущности, Минфину приходится административно распределять бюджетные средства и исполнять «законодательные функции», не располагая для этого никакими полномочиями. [5, с.11] В настоящее время в Украине, по расчетам отечественных и зарубежных исследователей — самый высокий уровень теневой экономики, составляющий 60—70 % ВВП. [4, с.20] Такие структуры функционируют, не вкладывая своей доли в формирование ВВП, национального дохода и используя государственные средства

(в том  числе и предусмотренные для  защиты необеспеченных слоев  населения). Таким образом, субъекты теневой экономики дважды (или даже более) используют государственные средства, перекладывая все бремя переходной экономики на население Украины, на еще работающие предприятия. Следовательно, критичность состояния отечественной экономики как раз тем и характеризуется, что далее идти путем снижения уровня жизни населения и осуществлять реформирование за счет интересов народа невозможно. Следует искать собственный путь выхода из

кризиса не за счет интересов людей, а за счет привлечения всех резервов и

источников, способных поднять национальную экономику и обеспечить ее

развитие. Такие резервы в Украине есть, но использовать их на практике пока что не удалось. На основе снижения уровня налогообложения объектов предпринимательской деятельности и учреждений бюджетной сферы необходимо разработать механизмы снижения уровня теневой экономики, расширения базы налогообложения. Для решения таких задач в Украине имеются весьма реальные условия. Со стороны государства необходимы конкретные действия, которые бы поощряли людей к расширению предпринимательской деятельности. В первую очередь это касается

сферы малого и среднего бизнеса. По нашим  расчетам, в Украине структуры  бизнеса развиваются очень медленно и функционируют с низкой отдачей. Более того, от 30 до 50 % зарегистрированных предприятий в зависимости от сферы экономики, в которой они должны функционировать, самоликвидируются, так и не начав практической деятельности, Многочисленные социологические опросы предпринимателей показывают, что среди всех причин, тормозящих развитие предпринимательства, главными являются высокий уровень налогов, неотработанность законодательной базы защиты прав и собственности предпринимателей. С учетом опыта других стран с переходной экономикой, в Украине уже в ближайшие два — три года число предпринимательских структур с

частной формой собственности необходимо увеличить  в 3—4 раза. [4, с.20]  Это даст возможность снизить остроту вопросов, связанных с занятостью населения, необходимостью содержания значительного числа безработных, предоставлением дотаций и помощи низкооплачиваемым категориям населения. Государство, не имея средств на содержание трудоспособного, но не обеспеченного работой населения, должно создавать условия для его самообеспечения, самозанятости, однако не в сфере теневой экономики, а в русле перспективных направлений развития общества. Таким образом, следует подчеркнуть, что на основе снижения налогового бремени на функционирующие структуры и работающее население

государство имеет реальные шансы успешно  решать социальные проблемы.

Одним из важнейших направлений совершенствования государственного

регулирования экономики при построении демократического правового государства является создание эффективной законодательной базы. Таким образом, эффективность государственного регулирования экономики прямо зависит от эффективности системы законодательства, от соблюдения принципов верховенства права (как основного начала построения системы права) и закона (как основы построения системы законодательства).

В условиях переходного периода полностью  оправданно и целесообразно развитие предпринимательского законодательства путем создания норм, закрепляющих принципиальные начала в рамках отраслевых кодифицированных актов, а также законодательных актов интеграционного характера, которые уже создали отдельную комплексную отрасль законодательства. Основными частями этого законодательства являются инвестиционное, антимонопольное, биржевое, страховое, банковское и т. д. Именно в этом законодательстве должны быть определены объем публично-правового регулирования предпринимательских отношений, формы, методы и границы вмешательства государственных институций в эти отношения.

Совершенствование законодательства по вопросам государственного регулирования экономического развития общества должно быть направлено на создание условий, способствующих стимулированию юридических и физических лиц к инвестиционным накоплениям за счет капитализации прибылей, а также оптимальной и эффективной государственной налоговой политики. Важно регулировать налоговые отношения, за счет создания необходимой правовой базы, гарантирующей субъектам предпринимательской деятельности, а также гражданам стабильность и

прогнозируемость  налогообложения, обеспечивающей условия  и механизм

надлежащей  уплаты налогов всеми налогоплательщиками. В сфере финансового обеспечения экономической реформы в дальнейшем

совершенствовании нуждаются бюджетное законодательство и законодательство о банках и банковской деятельности.

В условиях интеграции Украины в мировую  хозяйственную систему особого

внимания  заслуживает состояние и дальнейшее развитие внешнеэкономического сектора. К сожалению, в этой сфере экономики существует довольно много проблем – как взаимосвязанных, так и тесно связанных с проблемами внутренней политики.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах