Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     Кафедра общей экономической теории 
 
 
 
 

    Курсова работа

    с  дисциплины « Макроэкономика »

    на  тему :

    Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах 

           

Подготовил  студент

     факультет

     экономики и управления предприятия

     II курса, 3 группы

     Рабинчук  Максим Сергеевич

     Научный руководитель

     к.э.н., доц. Анашенкова Г.И. 
 
 
 
 

     Одесса-2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Экономические функции государства…………………………………….5

1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9

1.2Правовое регулирование………………………………………………….12

1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13

1.4Государственное предпринимательство………………………………....15

1.5Социальное регулирование……………………………………………….17

1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18

1.7Распределительная функция………………………………………………19

2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21

2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23

2.2Государственное экономическое программирование…………………...23

2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26

2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28

2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32

3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36

Заключение…………………………………………………………………….43

Список  используемой литературы…………………………………………...45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Сущность  государства раскрывается в её взаимодействии с обществом. Государство имеет ряд инструментов и методов для усовершенствования 

общественной, коллективной и частной деятельности людей. Государство регулирует общественные отношения с целью общего благополучия страны.

Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни.

В наше время проблема государственного регулирования  занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется  с кризисом.  Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?

Сложно  опровергнуть мнение что именно государственное  регулирование  поможет стабилизировать экономику. Государственное регулирование в широком понимании – это воздействие государственной власти на хозяйственные процессы  с помощью определённого способа и с намеченной целью. Государственное регулирование всегда имеет место, но его значение и актуальность зависит от способа организации народного хозяйства, политического строя, методов хозяйствования. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Следует помнить, что при рыночной экономике  государство выступает не только как управляющая  организация,  но и как полноправный субъект  рыночных отношений, оно также покупает и производит товары и услуги.

Рыночная  система -  это, прежде всего свобода  выбора, гибкость и динамика

в принятии решений. Государство выступает  гарантом свобод рыночных отношений и одновременно накладывает обязанности на субъекты этих отношений. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за государственные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Экономические  функции государства

Для каждой страны существуют свои условия государственного вмешательства в экономику, определяющие основные цели и методы государственного регулирования. Существуют общие для всех стран факторы,  которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся :

                   1. тип экономической системы;

                    2. цели развития экономически данной системы;

                    3.экономический потенциал и система  отношений собственности;

                    4.степень развития рыночных отношений;

             5.характер межнациональных отношений  и уровень развития регионов;

               6.место данного государства в мировом хозяйстве и  международном разделении труда.

Государство должно основательно вмешиваться в экономику, когда рынок неспособен к самостоятельному урегулированию рыночных отношений когда наступает так называемое фиаско рынка.

Фиаско  рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. монополия
  2. несовершенная информация
  3. внешние эффекты
  4. общественные блага

В этих случаях государство выступает  правомочным регулятором. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя  антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако основных функций государства множество среди них выделяют наиболее важные:

     - создание и регулирование правовой  основы функционирования экономики;

     - антимонопольное регулирование;

     - проведение политики макроэкономической  стабилизации;

     - воздействие на размещение ресурсов;

     - деятельность в сфере распределения доходов;

          - деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений

Эти функции  менее эффективны по одиночке, поэтому  они используются взаимосвязано  и действуют они в комплексе.

Рассмотрим  эти функции:

     Общество  существует и развивается  благодаря правилам и законам. На государстве, прежде всего, лежит роль создания определенных правил и норм регулирующих экономические отношения. Государство должно непосредственно осуществлять контроль исполнения правовых норм и законов. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. [13;с.15]

           Антимонопольное (антитрестовское)  законодательство представляет  собой пакет законов, который  выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией* и монополией*, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями  компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.[14;c156]

Государство стремится к увеличению производственной деятельности в стране, именно по этому ему не выгодно появление и расширение неестественных монополий. Также государство защищает потребителя, а как известно монополия по своей сути ухудшает благосостояние потребителя.

     Макроэкономическая  стабилизация.

     Другое  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

     Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией*. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная* и денежная политика.[14;с.166]

     Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать  налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой  безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

     Размещение  ресурсов.

     Наряду  с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия  государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность  эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах