Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа
В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?
Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
общей экономической теории
Курсова работа
с дисциплины « Макроэкономика »
на тему :
Формы
и методы государственного
регулирования рыночной
экономики в развитых
странах
Подготовил студент
факультет
экономики и управления предприятия
II курса, 3 группы
Рабинчук Максим Сергеевич
Научный руководитель
к.э.н.,
доц. Анашенкова Г.И.
Одесса-2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое
регулирование……………………………………………
1.3Финансовое
регулирование……………………………………………
1.4Государственное
предпринимательство……………………………
1.5Социальное
регулирование……………………………………………
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...
Введение
Сущность государства раскрывается в её взаимодействии с обществом. Государство имеет ряд инструментов и методов для усовершенствования
общественной, коллективной и частной деятельности людей. Государство регулирует общественные отношения с целью общего благополучия страны.
Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни.
В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?
Сложно опровергнуть мнение что именно государственное регулирование поможет стабилизировать экономику. Государственное регулирование в широком понимании – это воздействие государственной власти на хозяйственные процессы с помощью определённого способа и с намеченной целью. Государственное регулирование всегда имеет место, но его значение и актуальность зависит от способа организации народного хозяйства, политического строя, методов хозяйствования. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Следует помнить, что при рыночной экономике государство выступает не только как управляющая организация, но и как полноправный субъект рыночных отношений, оно также покупает и производит товары и услуги.
Рыночная система - это, прежде всего свобода выбора, гибкость и динамика
в принятии
решений. Государство выступает
гарантом свобод рыночных отношений и
одновременно накладывает обязанности
на субъекты этих отношений. И все же регулирующие
функции государства здесь приобретают
исключительное значение, так как рыночный
механизм не в состоянии разрешить всех
проблем экономического роста. Усиление
межгосударственной интеграции на основе
разделения труда приводит к перерастанию
общих экономических процессов за государственные
границы, формированию новых социально-экономических
проблем, связанных с обороной, наукой,
регулированием социальных отношений,
воспроизводством рабочей силы, экологией
и т.д. Появляется строгая необходимость
вмешательства государственной структуры
в механизм принятия регулируемых решений.
1.Экономические функции государства
Для каждой страны существуют свои условия государственного вмешательства в экономику, определяющие основные цели и методы государственного регулирования. Существуют общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся :
1. тип экономической системы;
2. цели развития экономически данной системы;
3.экономический потенциал и
4.степень развития рыночных
5.характер межнациональных
6.место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
Государство должно основательно вмешиваться в экономику, когда рынок неспособен к самостоятельному урегулированию рыночных отношений когда наступает так называемое фиаско рынка.
Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
В этих случаях государство выступает правомочным регулятором. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако основных функций государства множество среди них выделяют наиболее важные:
-
создание и регулирование
- антимонопольное регулирование;
-
проведение политики
-
воздействие на размещение
-
деятельность в сфере
- деятельность государства, как
субъекта имущественных
Эти функции менее эффективны по одиночке, поэтому они используются взаимосвязано и действуют они в комплексе.
Рассмотрим эти функции:
Общество существует и развивается благодаря правилам и законам. На государстве, прежде всего, лежит роль создания определенных правил и норм регулирующих экономические отношения. Государство должно непосредственно осуществлять контроль исполнения правовых норм и законов. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. [13;с.15]
Антимонопольное (
Современное
антимонопольное
Государство стремится к увеличению производственной деятельности в стране, именно по этому ему не выгодно появление и расширение неестественных монополий. Также государство защищает потребителя, а как известно монополия по своей сути ухудшает благосостояние потребителя.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.