Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа
В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?
Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45
5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.
1.4 Государственное предпринимательство
Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
В
результате предпринимательства
Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений.
Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.
Роль
государства в удовлетворении потребностей
в общественных товарах и услугах
отнюдь не сводится к тому, чтобы
их обязательно производить в
государственном секторе. Наряду с
собственным производством
Особенно
возрастает в современных условиях
роль государства в связи с
необходимостью обеспечения экологической
безопасности общества. Вовлекая всё
больше природных ресурсов в хозяйственный
оборот, частные предприятия не возмещают
всех затрат, связанных с эксплуатацией
природных ресурсов, перекладывая тем
самым часть собственных затрат на общество.
Более того, руководствуясь только законами
рынка, они не останавливаются и перед
коммерческой эксплуатацией невоспроизводимых
национальных ресурсов. И только вмешательство
государства, во-первых, позволяет обеспечить
полное возмещение предприятиями всех
затрат, связанных с использованием природных
ресурсов, во-вторых, предотвращает вовлечение
в хозяйственный оборот невоспроизводимых
природных богатств, несущее угрозу здоровью
и жизни человека.
1.5 Социальное регулирование
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:
1. Гарантия
минимума заработной платы.
2. Обеспечение
занятости. Главной целью
3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.
Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Например,
одно из наиболее распространенных несовершенств
- недостаточная занятость
1.6 Стабилизационная функция государства
Эта
функция предполагает обеспечение
сохранности рыночного
К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица также постоянно растёт.
Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В
целях стабилизации экономики государство
должно иметь свою чрезвычайную программу
выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной
и специфичной, как, например, программа
«Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство
должно решать такие задачи, как: создание
рынка и его инфраструктуры, рыночных
механизмов саморегулирования; формирование
эффективно работающего негосударственного
сектора экономики; создание самого государственного
сектора, использующего принципы рыночного
механизма, вместо тотально национализированной
рыночной экономики, действующей в административно-командном
режиме.
1.7 Распределительная функция государства
Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США, около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может выступить и государство. [3;с.59]
2.Формы и методы государственного регулирования экономики
Государство,
осуществляя регулирование
процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в
зависимости от экономических задач, материальных возможностей
государства, накопленного опыта регулирования.
Общепринято
деление методов
правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое
регулирование состоит в
«экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система
законодательных норм и правил определяет формы и права собственности,
условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные
обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и
др.
Административное
регулирование включают в себя меры
по регулированию, контингентированию,
лицензированию, квотированию и т. д.
С помощью системы
разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных
связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования
через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень
концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий,
использование факторов экономического роста. С этой целью используются:
• бюджетная и фискальная политика;
• денежно-кредитная политика;
• программирование;
• прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового
и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Рассмотрим
в виде схемы способы, методы
и инструменты
Способы |