Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.doc

— 239.00 Кб (Скачать)
     Перераспределение доходов.

     Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[14; с.134]

     Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

     Традиционным  объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках  государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

     В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые  для функционирования рыночной экономики.

     Значительный  вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль над деятельностью компании.

     Источником  формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

  1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики

  Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм» или «социализм»), является  «социально-рыночной» (смешанной). Что это значит?

  Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.

  Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих  принципах:

  1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
  2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
  5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).Основной целью государственного регулирования экономики является социально-экономическая стабильность общества. Так как экономика это метосистема (то есть система систем), которая  имеет органическое строение, что является основой взаимодействия и взаимосвязи всех элементов экономики. Это означает, что изменив один из элементов, изменится и вся структура экономических отношений. А как известно рыночная экономика- это более гибкая и изменяемая форма общественных отношений, то вмешательство государства должно быть более тонким и аккуратным.

Государственное регулирование должно преследовать кроме общей цели и ряд второстепенных целей. Цели государственного регулирования:

     1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных* колебаний:

     - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

     - обеспечение экономического роста;

     - поддержка устойчивости национальной  валюты;

     - обеспечение полной занятости;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     2) Обеспечение рамочных условий  функционирования народного хозяйства:

     - обеспечение территориальной целостности;

     - обеспечение правовой основы  функционирования экономики;

     - поддержка внутреннего порядка.

     3) Обеспечение социальной стабильности:

     - социальная обеспеченность различных  слоев населения;

     - предоставление социальных услуг;

     - обеспеченность населения общественными  благами.

     4) Координация хозяйственной деятельности:

     - обеспечение информацией о конъюнктуре  рынка, перспективах развития народного хозяйства;

     - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

     5) Поддержка конкурентной среды:

     - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

     - борьба против недобросовестной  конкуренции;

     - борьба с монополизмом;

     - разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);

     - поддержка мелкого и среднего  предпринимательства.

     6) Управление государственным сектором  в экономике:

     - управление государственными предприятиями;

          - управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[1; с. 36]

1.2 Правовое регулирование

  Правовое  регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

  Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
  • поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
  • антимонопольную экспертизу принимаемых законов

  Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие  её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

  • или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
  • или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
  • или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

1.3 Финансовое регулирование

  Рыночная  экономика невозможна без денежного  опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения  может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

  Однако  понятие «финансы» имеет и  более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

  Хотя  размеры государственных доходов  постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
  • финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
  • государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса

   Понятно, что размеры затрат по каждому  из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих  сферах экономики.

    В настоящее  время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

    1. Налоги  – обязательные государственные  сборы. Именно справедливость  и рациональность налогообложения  придают экономике современный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

    2. Инвестиции. Государственные инвестиции и  заказы создают гарантированный  рынок, обеспечивая стабильную  реализацию продукции фирмам, получающим  госзаказы, и их партнёрам.  Цель государственной инвестиционной политики – структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

    3. Дотации  – денежные суммы, выделяемые  из госбюджета для  преодоления  отраслевых кризисов. За счёт  дотации государство поддерживает  и относительно низкие цены на отдельные товары.

    4. Учётная  ставка – разница между номиналом  ценных бумаг и размером их  досрочной оплаты. Назначая её, Центральный  банк регулирует активность коммерческих  банков, а тем самым и предпринимательскую  активность.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах