Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время проблема государственного регулирования занимает одно из важнейших мест в макроэкономической науке, эта проблема приобретает большей актуальности именно в наше время. Как известно «невидимая рука» рынка Адама Смита не справляется с кризисом. Кризис-это в первую очередь диспропорциональность, а именно между спросом и предложением. Тогда как стабилизируется экономика, если рынок сам неспособен это сделать в кризисной ситуации?

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Экономические функции государства…………………………………….5
1.1 Цели и принципы государственного регулирования экономики……...9
1.2Правовое регулирование………………………………………………….12
1.3Финансовое регулирование……………………………………………….13
1.4Государственное предпринимательство………………………………....15
1.5Социальное регулирование……………………………………………….17
1.6Стабилизационная функция государства………………………………...18
1.7Распределительная функция………………………………………………19
2.Формы и методы государственного регулирования экономики…………21
2.1Государственное экономическое прогнозирование……………………..23
2.2Государственное экономическое программирование…………………...23
2.3Бюджетно-налоговая система……………………………………………..26
2.4Денежно-кредитная политика……………………………………………..28
2.5Регулирования валютного курса………………………………………….32
3.Государственное регулирование в современной Украине……………….36
Заключение…………………………………………………………………….43
Список используемой литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Законодательные   Административные   Судебные
 
        Методы

Прямые
Ограничение частного

бизнеса

Государственное

Предпринимательство

 
Косвенные
Кредитно-

Денежные

Налоговые Бюджетные Индикативное

планирование

          Инструменты

-лицензирование

-регистрация

-регламентация

-антимонопольные  запреты

-лимиты  цен

-квотирование

-минимизация  заработной платы

-планы и комплексные

программы

- стандарты

-нормативы

-тарифы

-государственные

инвестиции

-учётная ставка

-резервная  ставка

-операции  открытого

рынка

-синьораж

-валютные  интервенции

-кредитные

льготы

-налоговые ставки

-таможенные  пошлины

-налоговые  льготы

Государственные:

-заказы

-займы

-дотации

-субсидии

-компенсации

-прогнозы

-индикативные

нормативы

 

Рис.1 Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.[ 9;c.422] 
 

2.1 Государственное экономическое прогнозирование

     Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность  прогнозов.[10; с. 89]

     - поэтапность процесса прогнозирования:  составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого  прогноза;

      - разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;

     - корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

     - составления сценария и вариантов прогноза;

     - сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

2.2 Государственное экономическое программирование

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

     В зависимости от использования различных  критериев государственные программы  можно подразделить на несколько  видов.

     По  срокам государственного программирования различают:

     - краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до трех лет;

     - среднесрочные программы, рассчитанные  на 3 - 5 лет;

     - долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

     По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

     - Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

     - Региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

     - Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений,  например, научных исследований, а  также поддержку отдельных групп  населения;

     - Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

     - Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

     Субъектами  экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные  за составление программ, их осуществления  и контроль над ними. Программы  разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

     В большинстве стран, где применяется  экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

[15с. 37]

    2.3 Бюджетно-налоговая система

     Бюджетно-налоговая  система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные  процессы. Масштабы государственного бюджета*, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги* являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

     Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр  тяжести перенесли на доходы предприятия  частного сектора; изменилась структура  доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

     Влияние налоговой системы на экономику  связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных  выплат населению государству нужно  иметь деньги. Необходимые для  покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [9; с. 422]

Бюджетными называются методы регулирования экономики, основанные на использовании ресурсов государственного бюджета в виде ассигнований в национальную экономику в социально-культурную сферу. Их главными функциями являются:

-обеспечение  социальной стабильности общества через смягчение недостатков рыночной экономики, приводящих к имущественному расслоению общества;

-содержание  социальной сферы, переобучение  кадров;

-стимулирование  направлений частного капитала, отвечающих интересам макроэкономической  политики государства;

-стимулирование  развития направлений деятельности, временно не соответствующих  критериям эффективности, но перспективных  в будущем, в первую очередь прогрессивных нововведений с высоким сроком окупаемости и степенью риска.

В практике государственного регулирования различают:

1) прямое  бюджетное финансирование 

2) государственные  капитальные вложения 

3) государственные  заказы

4) дотации

5) субсидии

6) пособия

7) субвенции

Общим для них является безвозвратный  характер ассигнований.

Прямое  бюджетное финансирование используется для поддержания развития неприбыльных предприятий и организаций, полностью находящихся на государственном обеспечении. Также используется для реализации отдельных исследований и разработок в ходе выполнения национальных программ.

Дотации представляют собой выплаты из государственного бюджета средств на покрытия убыточности  товаров или отраслей. С помощью  дотаций государство искусственно поддерживает эффективность производства дотируемого продукта, нарушение  производства которого может привести к негативным последствиям в экономике. В отличие от дотаций субсидии носят единовременный характер и предназначены для оперативного решения финансовых проблем предприятия.

Субвенция- это целевое пособие, вид государственного финансового содействия отдельным производителем, предоставляемого для решения конкретных задач. [8;с.77] 

2.4 Денежно – кредитная политика

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики в развитых странах