Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа
Таким образом, цель работы - рассмотреть сущность инфраструктуры ранка и особенности ее формирования в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- изучить понятие, сущность и функции инфраструктуры,
- рассмотреть особенности биржевой деятельности,
- проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Введение
1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции
1.1. Понятие инфраструктуры рынка
1.2. Сущность и функции инфраструктуры рынка
1.3. Элементы инфраструктуры рынка
2. Биржевая деятельность в рыночной экономике
2.1. Биржа: ее виды и особенности деятельности
2.2. Биржевые операции и их функции
3. Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.2. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
По результатам работы научно-технологических парков в 2006г. (ЗАО «Технологический парк Могилев», УП «Технопарк БНТУ «Метолит», СООО «Арвит-авто» и их 32 резидента) выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 2006 г. превысила 44 млрд. рублей. В бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды было уплачено налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму около 8,6 млрд. рублей. [10]
К основным проблемам развития и обеспечения эффективного функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь можно отнести:
- низкую инновационную восприимчивость промышленных предприятий, неразвитость малого инновационного предпринимательства и отсутствие заинтересованности частных предприятий в инновациях;
- недостаточный стимулирующий характер действующего законодательства для развития инновационного предпринимательства и коммерческого использования результатов исследования и разработок;
отсутствие системной государственной поддержки как субъектов инновационной инфраструктуры, так потенциальных ее клиентов (резидентов технопарков, инновационных центров и т.п.), и отработанного механизма финансового обеспечения деятельности этих структур, в особенности на начальных этапах их создания;
- отсутствие сформировавшегося рынка инноваций и действенных механизмов передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ технологических работ, выполненных за счет средств республиканского бюджета (в том числе безвозмездного).
С вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесения изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495» от 3.01.2007 г. № 1 сформировались новые правовые нормы в функционировании субъектов инновационной инфраструктуры. В первую очередь Указ направлен на создание благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры, повышения эффективности ее функционирования и определяет порядок создания субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе приобретения юридическим лицом статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишения такого статуса, а также основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.
- Кроме этого законодательного акта на сегодняшний день существует достаточно большое количество других нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов инновационной инфраструктуры. Тем не менее, представляется необходимым дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, как на уровне доработки действующих нормативных актов, так и введения, с учетом зарубежного опыта, правовых новшеств: принятия единого законодательного акта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы государственной инновационной политики, определил виды инноваций, детально регламентировал порядок осуществления инновационной деятельности с учетом сегодняшних потребностей, четко определил формы и условия предоставления государственной поддержки субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, а также расширил бы список видов субъектов инновационной деятельности.
Субъекты инновационной инфраструктуры (СИИ) страны переживают бурный рост, и им приходится сталкиваться со значительными проблемами как-то: проблемами, связанными с законодательством, экономической ситуацией, взаимодействием с клиентами и вышестоящими органами. Кроме того, большинство СИИ находятся на ранних стадиях своего развития и, обладая различной ведомственной подчиненностью, действуют разрозненно и не согласованно, не обеспечивая в полной мере налаживание тесной взаимосвязи между научной и производственной сферами. [7] Поэтому для развития инновационной инфраструктуры видится необходимым:
- совершенствование нормативной правовой базы в инновационной сфере, принятие на законно-дательном уровне норм экономического стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации инноваций, создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
- проведение эффективной государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, оказание им посредством инновационной инфраструктуры прямой финансовой, информационной и иной помощи при реализации проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции;
- установление приоритетного порядка передачи неэффективно используемых помещений и иного имущества для вновь создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры и их резидентов, освобождение этих субъектов на начальных этапах функционирования от налогов и платежей на землю, недвижимость;
- расширение источников финансирования расходов, связанных с созданием субъектов инновационной инфраструктуры, развитием их материально-технической базы, в первую очередь за счет привлечения средств учредителей, инновационных и иных фондов;
- актуализацию и ввод до конца текущего года в постоянную эксплуатацию электронной биржи технологий Республики Беларусь, созданной на базе информационно-маркетинговых узлов и Интернет-порталов РЦТТ и Межвузовского центра маркетинга НИР;
- активное вовлечение в инновационную деятельность молодежи, в том числе путем проведения республиканских, отраслевых и региональных молодежных конкурсов на лучший инновационный проект, создания при региональных университетах отделений Информационного центра молодежной науки Министерства образования, организации на базе Республиканского информационного и социо-культурного центра Национальной библиотеки Беларуси сайта инновационных проектов молодых ученых и предпринимателей;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов республиканских и местных органов управления и работников инновационных структур путем проведения научно-практических и обучающих семинаров, курсов, стажировок.
Таким образом, можно сделать вывод, что рыночной экономике необходима инфраструктурная система взаимосвязанных специализированных организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег и рабочей силы. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются банки и биржи.
Биржи - место, где покупатели и продавцы находят друг друга, где цены устанавливаются на основе спроса и предложения и конкуренции. Они представляют собой типичные рыночные структуры, действующие на свой страх и риск и не управляемые государством.
Важным моментом является и то, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогащают рынок страны товарами, пользующимися большим спросом, а также условия для развития международных связей и торговли.
Что касается нашей республики, то пик развития инфраструктуры и бирж пришелся на 1991-1992 года. Сейчас государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. №136, уделяет особое внимание формированию инновационной инфраструктуры в республике. Как было ранее отмечено на карте действующей инфраструктуры за 2006г и перспективной инфраструктуры в РБ на 2010г, то все показатели планируется улучшить. Например: центров трансфера технологий было 24- планируется 30, научно технических библиотек 476- планируется 490 и т.д.
Необходимо отметить, что постепенно изменяются законы "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", чтобы обеспечить наиболее успешное их функционирование.
1. Аксенов А., Вильдерман О., Нестерович А. Белорусский биржевой рынок государственных ценных бумаг: организация и функционирование // Банковский вестник, 2000. №2.
2. Бобкова И.Н. Особенности и тенденции развития экономики Республики Беларусь, Мн: Академия МВД РБ, 1999. 312 с.
3. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия:ИНФА-М, Москва, 2005. 763 с
4. Герасимов В.Г. Социально-экономическая система: генезис, структура, развитие науки. Мн., 2003. 350 с.
5. Калинушкин А.В. Биржи: Краткий курс лекций. Мн.: БГЭУ, 2003. 147 с.
6. Курс экономической теории. Учеб. пособие. / Под ред. М.И. Плотницкого. М.: ООО «Мисанта», 2003. 496 с.
7. Татьянко Т.С. «Научно-технологические парки в Республике Беларусь: прошлое, настоящее, будующее» Научно-практический журнал «Наука и инновации» №6 - 2007
8. Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж // Вопросы экономики. – 1999. - №5. – с.134.
9. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс: Уч. пос. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. 632 с.
10. Указ Презедента Республики Беларусь от 26 марта 2007г. №136 «О Государственной программе Инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010гг.» С.19
11. Рыночное реформирование экономики Беларуси. Под ред. Г.М.Лыча. – Мн., 1998. – с.66.
12. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. М.: «Дашков и Ко», 2007. 934 с.
13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 1997. 550 с.
14. Жуковец Н. Ф., Шарай С.А., Пручковская О.Н., Судиловская Е.В. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь//Национальная инновационная система Республики Беларусь, Минск 2007
30
Информация о работе Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь