Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы - рассмотреть сущность инфраструктуры ранка и особенности ее формирования в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- изучить понятие, сущность и функции инфраструктуры,
- рассмотреть особенности биржевой деятельности,
- проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции
1.1. Понятие инфраструктуры рынка
1.2. Сущность и функции инфраструктуры рынка
1.3. Элементы инфраструктуры рынка
2. Биржевая деятельность в рыночной экономике
2.1. Биржа: ее виды и особенности деятельности
2.2. Биржевые операции и их функции
3. Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.2. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура рынка сущность, функции, элементы. Проблемы формирования инфраструктуры рынка в РБ (2007) - БГЭУ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

По результатам работы научно-технологических парков в 2006г. (ЗАО «Технологический парк Могилев», УП «Технопарк БНТУ «Метолит», СООО «Арвит-авто» и их 32 резидента) выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 2006 г. превы­сила 44 млрд. рублей. В бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды было уплачено налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму около 8,6 млрд. рублей. [10]

К основным проблемам развития и обеспечения эффективного функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь можно отнести:

-      низкую инновационную восприимчивость промышленных предприятий, неразвитость малого инновационного предпринимательства и отсутствие заинтересованности частных предприятий в инновациях;

-      недостаточный стимулирующий характер действующего законодательства для развития инновационного предпринимательства и коммер­ческого использования результатов исследования и разработок;

отсутствие системной государственной под­держки как субъектов инновационной инфраструк­туры, так потенциальных ее клиентов (резидентов технопарков,  инновационных  центров  и т.п.),  и отработанного механизма финансового обеспечения деятельности этих структур, в особенности на начальных этапах их создания;

- отсутствие сформировавшегося рынка инноваций и действенных механизмов передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ технологических работ, выполненных за счет средств республикан­ского бюджета (в том числе безвозмездного).

С вступлением в силу Указа Президента Респуб­лики Беларусь «Об утверждении Положения о по­рядке создания субъектов инновационной инфра­структуры и внесения изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сен­тября 2002 г. №495» от 3.01.2007 г. № 1 сформиро­вались новые правовые нормы в функционировании субъектов инновационной инфраструктуры. В пер­вую очередь Указ направлен на создание благопри­ятных условий для развития инновационной инфра­структуры, повышения эффективности ее функцио­нирования и определяет порядок создания субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе при­обретения юридическим лицом статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишения такого статуса, а также основные направления деятельно­сти субъектов инновационной инфраструктуры.

-      Кроме этого законодательного акта на сего­дняшний день существует достаточно большое ко­личество других нормативных актов, регулирую­щих деятельность субъектов инновационной ин­фраструктуры. Тем не менее, представляется необ­ходимым дальнейшее совершенствование норма­тивно-правовой базы в этой сфере, как на уровне доработки действующих нормативных актов, так и введения, с учетом зарубежного опыта, правовых новшеств: принятия единого законодательного акта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы государственной иннова­ционной политики, определил виды инноваций, детально регламентировал порядок осуществления инновационной деятельности с учетом сегодняшних потребностей, четко определил формы и условия предоставления государственной поддержки субъ­ектам, осуществляющим инновационную деятель­ность, а также расширил бы список видов субъектов инновационной деятельности.

Субъекты инновационной инфраструктуры (СИИ) страны переживают бурный рост, и им приходится сталкиваться со значительными проблемами как-то: проблемами, связанными с законодательством, эко­номической ситуацией, взаимодействием с клиен­тами и вышестоящими органами. Кроме того, большинство СИИ находятся на ранних стадиях своего развития и, обладая различной ведомствен­ной подчиненностью, действуют разрозненно и не согласованно, не обеспечивая в полной мере налажи­вание тесной взаимосвязи между научной и производ­ственной сферами. [7] Поэтому для развития иннова­ционной инфраструктуры видится необходимым:

-      совершенствование нормативной правовой базы в инновационной сфере, принятие на законно-дательном уровне норм экономического стимулиро­вания инновационной деятельности, коммерциализации инноваций, создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

-      проведение эффективной государственной политики развития и поддержки малых предпри­ятий в научно-технической сфере, оказание им посредством инновационной инфраструктуры прямой финансовой, информационной и иной помощи при реализации проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции;

-      установление приоритетного порядка передачи неэффективно используемых помещений и иного имущества для вновь создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры и их резидентов, освобождение этих субъектов на начальных этапах функционирования от налогов и платежей на землю, недвижимость;

-      расширение источников финансирования расходов, связанных с созданием субъектов иннова­ционной инфраструктуры, развитием их материально-технической базы, в первую очередь за счет привлечения средств учредителей, инновационных и иных фондов;

-      актуализацию и ввод до конца текущего года в постоянную эксплуатацию электронной биржи технологий Республики Беларусь, созданной на базе информационно-маркетинговых узлов и Интернет-порталов РЦТТ и Межвузовского центра маркетинга НИР;

-      активное вовлечение в инновационную деятельность молодежи, в том числе путем проведения республиканских, отраслевых и региональных молодежных конкурсов на лучший инновационный проект, создания при региональных университетах отделений Информационного центра молодежной науки Министерства образования, организации на базе Республиканского информа­ционного и социо-культурного центра Националь­ной библиотеки Беларуси сайта инновационных проектов молодых ученых и предпринимателей;

- обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов республиканских и местных органов управления и работников инновационных структур путем проведения научно-практических и обучающих семинаров, курсов, стажировок.

 

 

 


Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночной экономике необходима инфраструктурная система взаимосвязанных специализированных организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег и рабочей силы. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются банки и биржи.

Биржи  - место, где покупатели и продавцы находят друг друга, где цены устанавливаются на основе спроса и предложения и конкуренции. Они представляют собой типичные рыночные структуры, действующие на свой страх и риск и не управляемые государством.

Важным моментом является и то, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогащают рынок страны товарами, пользующимися большим спросом, а также условия для развития международных связей и торговли.

Что касается нашей республики, то пик развития инфраструктуры и бирж пришелся на 1991-1992 года. Сейчас государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. №136, уделяет особое внимание формированию инновационной инфра­структуры в республике. Как было ранее отмечено на карте действующей инфраструктуры за 2006г  и перспективной инфраструктуры в РБ на 2010г, то все показатели планируется улучшить. Например: центров трансфера технологий было 24- планируется 30, научно технических библиотек 476- планируется 490 и т.д.

Необходимо отметить, что постепенно изменяются законы "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", чтобы обеспечить наиболее успешное их функционирование.

 

 

 

 


Список использованных источников

 

1.          Аксенов А., Вильдерман О., Нестерович А. Белорусский биржевой рынок государственных ценных бумаг: организация и функционирование // Банковский вестник, 2000. №2.

2.          Бобкова И.Н. Особенности и тенденции развития экономики Республики Беларусь, Мн: Академия МВД РБ, 1999. 312 с.

3.          Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия:ИНФА-М, Москва, 2005. 763 с

4.          Герасимов В.Г. Социально-экономическая система: генезис, структура, развитие науки. Мн., 2003. 350 с.

5.          Калинушкин А.В. Биржи: Краткий курс лекций. Мн.: БГЭУ, 2003. 147 с.

6.          Курс экономической теории. Учеб. пособие. / Под ред. М.И. Плотницкого. М.: ООО «Мисанта», 2003. 496 с.

7.          Татьянко Т.С. «Научно-технологические парки в Республике Беларусь: прошлое, настоящее, будующее» Научно-практический журнал «Наука и инновации» №6 - 2007

8.          Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж // Вопросы экономики. – 1999. - №5. – с.134.

9.          Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс: Уч. пос. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. 632 с.

10.      Указ Презедента Республики Беларусь от 26 марта 2007г. №136 «О Государственной программе Инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010гг.» С.19

11.      Рыночное реформирование экономики Беларуси. Под ред. Г.М.Лыча. – Мн., 1998. – с.66.

12.      Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. М.: «Дашков и Ко», 2007. 934 с.

13.      Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 1997. 550 с.

14.      Жуковец Н. Ф., Шарай С.А., Пручковская О.Н., Судиловская Е.В. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь//Национальная инновационная система Республики Беларусь, Минск 2007

 

 

30

 



Информация о работе Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь