Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа
Таким образом, цель работы - рассмотреть сущность инфраструктуры ранка и особенности ее формирования в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- изучить понятие, сущность и функции инфраструктуры,
- рассмотреть особенности биржевой деятельности,
- проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.
Введение
1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции
1.1. Понятие инфраструктуры рынка
1.2. Сущность и функции инфраструктуры рынка
1.3. Элементы инфраструктуры рынка
2. Биржевая деятельность в рыночной экономике
2.1. Биржа: ее виды и особенности деятельности
2.2. Биржевые операции и их функции
3. Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.2. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Опционные биржи создаются и используются для страхования участников биржевой торговли, так как дают возможность ограничить возможные убытки при заключении биржевых сделок.
6. По масштабу деятельности биржи можно разделить на национальные (локальные), региональные и международные (мировые).
Международная биржа — это биржа, удовлетворяющая потребности мирового рынка соответствующего товара.
Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы; свободный перевод прибыли, полученной по биржевым сделкам с другими рынками, что способствует участию в биржевой торговле представителей деловых кругов разных стран. В настоящее время международные товарные биржи сосредоточены в трех странах: США, Великобритании и Японии.
Региональные биржи ориентированы на биржевые операции с более узким кругом участников и обслуживают рынки нескольких стран.
Национальные биржи действуют в пределах одного отдельно взятого государства, ориентируясь на особенности производства, обращения и потребления материальных ресурсов, которые ему присущи [6, c. 8-12].
Технический прогресс (прежде всего, мощнейшая электронно-вычислительная техника, развитие систем и средств связи) ведет к тому, что определяющим типом бирж могут стать электронные биржи.
Биржевой день состоит из сделок (операций).
В соответствии с законом Республики Беларусь «О товарных биржах» биржевая сделка — сделка, заключенная на биржевом собрании участниками торгов от своего имени или по поручению третьих лиц.
Приведенное определение содержит лишь некоторые черты, отражающие специфику биржевой сделки. В литературе подчеркивается, что биржевая сделка должна, кроме того, заключаться в отношении биржевого товара и подлежит обязательной регистрации на бирже в соответствии с ее правилами торговли.
Таким образом, биржевая сделка — это взаимное соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, которое достигается участниками торгов в ходе биржевого торга, регистрируемое на бирже в установленном порядке и отражаемое в биржевом свидетельстве [6, c. 32].
Различают правовую, экономическую, организационную и этическую стороны биржевых сделок.
Под организационной стороной понимается установление порядка выполнения определенных действий, ведущих к заключению биржевых сделок и отражению их в конкретных документах.
Правовая сторона биржевых сделок относится к действиям, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей участников таких сделок.
Экономическая сторона определяет цель заключения биржевой сделки: реализация биржевого товара, спекуляция, страхование (хеджирование) биржевых рисков и т.д.
С этической стороны биржевые сделки связаны с общественным отношением к ним и биржевой торговле в целом, обязательным соблюдением биржевых законов, традиций, норм и правил поведения.
В экономической литературе биржевые сделки классифицируются по различным основаниям. В частности, в зависимости от срока исполнения выделяют сделки с немедленным исполнением и срочные сделки (форвардные, фьючерсные, опционные). Наиболее же часто встречается деление по объекту биржевого торга на сделки с реальным товаром (сделки с немедленным исполнением и форвардные) и сделки без реального товара (фьючерсные и опционные) (рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Классификация сделок по объекту биржевого торга
Примечание. Источник [6, c. 33]
В законе Республики Беларусь "О товарных биржах" виды биржевых сделок не выделяются, но в статье 9 указывается, что они могут производиться как с имеющимся в наличии товаром, так и с товаром, который появится в будущем (форвардные, фьючерсные, опционные и другие сделки).
Таким образом, современный этап развития экономических отношений показал, что биржи и биржевой механизм торговли прочно утвердились в качестве одного из самых главных механизмов совершения торговых операций. Механизм биржи с развитием рыночных отношений эволюционирует. Общая направленность этой эволюции – расширение финансовых операций и уменьшение значимости собственно торговой функции товарной биржи. Постепенно доля сделок на реальный товар снижается, преобладающее значение приобретают фьючерсные сделки, которые предполагают куплю и продажу прав на товар. Наблюдается рост спекулятивных операций и развитие операций страхования прибылей.
Реформирование экономики и появление новых субъектов хозяйствования нуждаются в надежном и эффективном механизме регулирования рынка, одну из составных частей которого должна составлять инфраструктура.
Элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет стихийно, в большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативно-правовой базой и явно отстает от потребностей времени.
Одним из важных элементов механизма организации оптовой торговли является товарная биржа. Предпосылками возникновения товарных бирж в республике послужили, с одной стороны, разрушение централизованной системы материально-технического снабжения, с другой - увеличение самостоятельности производителей, снижение госзаказа и введение договорных цен.
B организации и принципах работы бирж прослеживаются два подхода. Первый характеризуется открытостью, ориентацией на все сектора экономики, обеспечением достаточно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Другой подход - создание бирж закрытого типа на основе государственных структур с целью привлечения ресурсов крупных предприятий для решения проблем снабжения.
В современной рыночной экономике большое влияние имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.
Следует также отметить, что создание инфраструктуры фондового рынка в основном соответствует международным требованиям и включает системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно-клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка.
Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж, устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами следует отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Коммерциализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке [2, с. 59].
Основными тенденциями функционирования коммерческих банков является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.
Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов.
Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.
Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно-правовой формы.
Что касается рынка ценных бумаг, то после принятия в Республике Беларусь в 1992 г. Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Резкий подъем на первых этапах сменился спадом и последующим оживлением уже на новой качественной основе. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимость требовать к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в Республики Беларусь структур, осуществляющих операции с ценными бумагами [1].
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществляющих определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с указом президента от 20 июля 1998 г. №366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами.
Следует отметить, что государство предпринимает меры по развитию рыночной инфраструктуры. Например, развитие рынка государственных ценных бумаг, призванного восполнять дефицит государственного бюджета. Вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику. В частности, осуществлены меры по ограничению импорта и регулированию цен [1].
Таким образом, попытки усилить роль государства в аккумулировании финансовых ресурсов серьезных результатов не могут дать. Перспективы усиления государственного регулирования других сторон экономической жизни в республике также не могут быть признаны удовлетворительными. Они, в конечном счете, лишь оттягивают возможность принятия реальных мер по выводу экономик из кризиса. А целенаправленное и эффективное формирование разнообразных институтов рынка требует создания законодательных и правовых основ функционирования, продуманной системы поддержки предпринимательства, последовательного проведения в жизнь экономических реформ.
Итак, положительное воздействие биржевой деятельности, на рынок товаров пока еще крайне слабо. Одной из причин этого является то, что процесс создания биржевой сети шел стихийно, без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля, как это принято в развитых странах. Будущее биржевого дела в Республике Беларусь будет во многом зависеть от налоговой политики государства. Следует также снять многие ограничения на установление прочных коммерческих связей между предпринимателями нашей республики и иных стран, таможенные барьеры на границах государств СНГ. Создание благоприятных налоговых и организационных условий для деятельности бирж позволит им активно участвовать в формировании рыночных отношений.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. №136, уделяет особое внимание формированию инновационной инфраструктуры в республике: дальнейшее развитие технопарков, Парка высоких технологий, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов. Инновационная инфраструктура рассматривается как важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы Республики Беларусь. В настоящее время в республике функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы. В целом в республике создано более 80 различных структур, работающих в сфере информационного, консультационного, организационного и иного обеспечения инновационной деятельности.
Информация о работе Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь