Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель работы - рассмотреть сущность инфраструктуры ранка и особенности ее формирования в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- изучить понятие, сущность и функции инфраструктуры,
- рассмотреть особенности биржевой деятельности,
- проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции
1.1. Понятие инфраструктуры рынка
1.2. Сущность и функции инфраструктуры рынка
1.3. Элементы инфраструктуры рынка
2. Биржевая деятельность в рыночной экономике
2.1. Биржа: ее виды и особенности деятельности
2.2. Биржевые операции и их функции
3. Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь
3.2. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура рынка сущность, функции, элементы. Проблемы формирования инфраструктуры рынка в РБ (2007) - БГЭУ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции

1.1. Понятие инфраструктуры рынка

1.2. Сущность  и функции инфраструктуры рынка

1.3. Элементы инфраструктуры рынка

2. Биржевая деятельность в рыночной экономике

2.1. Биржа: ее виды и особенности деятельности

2.2. Биржевые операции и их функции

3. Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

3.1. Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

3.2. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Помимо внутренней структуры объекта исследования системный анализ также обязывает выделять его инфраструктуру.

Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

Рыночная инфраструктура — это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ней отно­сятся товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фир­мы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; ауди­торские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготов­ки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Таким образом, цель работы  - рассмотреть сущность инфраструктуры ранка и особенности ее формирования в Республике Беларусь.

Задачи работы:

- изучить понятие, сущность и функции инфраструктуры,

- рассмотреть особенности биржевой деятельности,

- проанализировать проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию основных понятий экономической теории.

 


1. Рыночная инфраструктура: понятие, сущность, функции

 

1.1. Понятие инфраструктуры рынка

 

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.).

Термин "инфраструктура" произошел от лат. infra — ниже, под; structura — строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина, существуют различные его трактовки [12, c. 82].

Инфраструктура — совокупность материальных и организационных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономичское развитие. К материальным условиям относится наличие развитой сети путей сообщения, средств связи, сетей электро и водоснабжения и т.д., а к организационно правовым- наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы[3].

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, связанных с крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — вызвало дальнейший рост продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что, в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовую торговлю и т. д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т, д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно подчеркнуть, что она не производит какой-либо продукт, а лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики — лишь следствие своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении процесса производства.

Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т. д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура.

Рыночную инфраструктуру иногда определяют как совокупность материально-технических и организационных условий, без которых нормальное функционирование товарно-денежного обращения и ак­тов купли-продажи становится невозможным [9, c. 451].

При таком «широком» подходе в инфраструктуру рынка легко включаются до­роги, все виды используемого транспорта, материальная (магазины, склады) и тех­ническая база (измерительная техника, средства автоматизации), а также информа­ционный комплекс, банки, учреждения страхования и т. д. Если быть до конца пос­ледовательными, то к рыночной инфраструктуре придется отнести не только кассовый аппарат, но и даже квартирные счетчики электроэнергии.

При более «узком» подходе рыночная инфраструктура трактует­ся как система организаций, адекватных рыночному механизму[9, c. 452].

В этом случае содержание рыночной инфраструктуры определя­ется вслед за изложением структуры рынка вообще.

Так, на рынке финансового капитала выделяются фондовые бир­жи, инвестиционные фонды, инспекция по контролю за ценными бу­магами и т. п.

На рынке средств производства — товарная биржа, торговые дома, лизинговые компании.

На рынке труда — биржи труда, центры по переподготовке, фонд занятости и т. п.

Таким образом, рыночная инфраструктура выступает как:

а) совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих продвижение и реализацию экономических благ;

б) совокупность институтов или организаций, а также соответ­ствующих подразделений предприятий, обслуживающих рынок и вы­полняющих определенные функции по обеспечению нормального ре­жима его функционирования.

С учетом обозначенного выше подхода есть смысл выделять пер­вичные и вторичные элементы рыночной инфраструктуры.

Первичные элементы непосредственно связаны с актами купли-продажи, с движением денег и товаров

Вторичные элементы отражают дальнейшее развитие рынка, его усложнение, дифференциацию услуг, тенденцию сведения к миниму­му трансакционных издержек. Наличие таких элементов отражает сте­пень цивилизованности рыночных отношений.

На рис. 1.1 выделены частная и общая инфраструктура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Рынок и рыночная инфраструктура

Примечание. Источник [9, c. 452]

 

Рынок (вид)

Частная инфраструктура

Рынок товаров

Биржи

Ярмарки

Посредники

Предприятия оптовой торговли

Рынок труда

Биржи труда

Центры занятости

Конторы найма

Рынок инвестиционных товаров

Биржи, ярмарки

Общая инфраструктура

Банковская система. Страховые компании. Рекламные агентства, СМИ.

Аудиторские, консалтинговые фирмы

Органы экономического самоуправления

Торговые палаты, третейские суды

Государственные финансовые фонды

Правовое обеспечение

Рисунок 1.2. Частная и общая инфраструктура рынка

Примечание. Источник [9, c. 453]

Частная инфраструктура — это система узкоспециализированных организаций, призванных содействовать функционированию конкрет­ного рынка (например, рынок сахара, свежемороженой рыбы и т. д.).

Общая инфраструктура — это система организаций, которые обслуживают потребности развития всего национального рынка. Об­щая инфраструктура обеспечивает формирование и сохранение еди­ного рыночного пространства.

Если частная инфраструктура связана с обслуживанием конкретных опера­ций по реализации продукции (взвешивание, транспортировка и т. д.). Общая инф­раструктура призвана обеспечить единство и целостность единого экономического пространства, правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Поэтому здесь отражается роль государства, ассоциаций в регулировании хозяйственной деятель­ности (рис. 1.2).

Таким образом, рыночное хозяйство включает в себя рыночную инфраструктуру, а также особые организации, которым поручено кон­тролировать и регулировать рыночные процессы.

 

1.2. Сущность  и функции инфраструктуры рынка

 

Инфраструктура рынка - система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятель­ности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреж­дений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ­ционирование рынка [12, c. 184].

. Организационная база инфраструктуры рынка включа­ет снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посредни­ческие организации, коммерческие фирмы крупных про­мышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков­ские и страховые системы, крупные самостоятельные бан­ковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер­ческие банки.

В качестве основных функций инфраструктуры рынка выделя­ются:

- облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

- повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики [12, c. 185].

Информация о работе Формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь