Формирование рыночной цены в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изложение литературных точек зрения по исследованию формирования рыночной цены.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить формирование рыночной цены;
- рассмотреть влияние спроса и предложения на рыночные цены;
- изучить государственный контроль цен.

Содержание

Введение 3-4
Формирование рыночной цены товара в процессе
конкуренции 5-10
Влияние спроса и предложения на рыночные цены 11-17
Государственный контроль цен 18-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25-26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - копия.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

  « Многие производители (продавцы)при установлении окончательной цены учитывают некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. К примеру, существуют определенные ценовые пороги, т.е. такие уровни цен, при отклонении от которых объемы продаж резко возрастают или падают. Это могут быть цены в 100, 500 тыс. руб., 1 млн. руб. и т.д. Покупателями гораздо лучше воспринимается цена в 99 тыс. руб., чем в 101 тыс. руб. При этом объем продаж в первом случае может оказаться значительно больше, чем во втором, что компенсирует установление более низкой цены ».8

   Отдельные товары могут иметь  несколько предназначений, и цены  должны быть установлены таким образом, чтобы их воспринимали, как не способных купить дорогой подарок. Считается также предпочтительнее выражать цены нечетным числом. Это создает у покупателей впечатление тщательной обоснованности и продуманности цены. Полученные проекты цен надо еще раз перепроверить с позиции достижения исходных целей ценовой политики.

   Таким образом, процедура формирования  цены длительная и трудоемкая. Она требует прохождения ряда  этапов и учета множества факторов. В рыночном хозяйстве значительная  часть цен на товары устанавливается на рынке в результате конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВЛИЯНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ. 

Рис.19

 

   На рисунке показано влияние  налога на рынок бензина. Налог  для производителя – это увеличение  его издержек, следовательно, цена литра бензина для покупателей поднимется на сумму, равную сумме налогообложения. Налог воздействует на предложение товара как увеличение издержек производства, одновременно уменьшая прибыльность продажи продукта. Как результат введения налога кривая предложения смещается влево с  S до S1. На рисунке видно, что появляется новая более высокая цена P1 с одновременным сокращением объёма продаж с Q1 до Q2. На практике вся сумма налога не включается в цену, то есть это может привести к резкому сокращению объёма производства, что болезненно отразится на производителях, продавцах и покупателях. Налог делится между продавцом и покупателем. Следовательно, установим, что рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. 

Влияние спроса

      «Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.»10

 Например, «в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки»11. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Такая количественная зависимость представлена в виде графика: 

Рис.212 

 
 

    На  оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1-Cна графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.                                                                                                                        Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.  

 Влияние предложения

                   « Закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение ».13 Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике:

Рис.314

 

    По  оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс - количество яблок, которое продавцы готовы продать. Кривая П1на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.   Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены.  Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. «Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения - при условии равновесия цен и за длительный период - имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства)».15

   При рассмотрении двух графиков  было обнаружено два варианта  регулирования, при которых одна  сторона рыночной сделки выигрывает, а другая – проигрывает.

   Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).               

    Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

    Спрашивается: имеется ли третий  вариант, по которому экономические  интересы продавцов и покупателей  совпадают?  

    Равновесная цена

Рис. 416

   Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на  рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения.         

   Рассмотренные кривые показывают, что происходит с покупками  и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне не должна  устанавливаться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.       

   Если наложить друг на друга  два графика, обозначающие совокупный  спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложение интересующего нас  товара. В какой-то точке две кривые перемыкаются.                                                                                                                             

   В точке Е спрос количественно  равен предложению (Q1)и цена (P1) выступает как уравновешенная цена равновесия.

При более  высокой цене (P2) возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижении цены. При цене ниже уравновешивающей (P3)спрос превышает предложение (отрезок CF).

   В этом случае, излишек  спроса  и конкуренция покупателей будут  толкать цену вверх. Лишь в  точке E достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сокращаться. Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. С такими фундаментальными положениями М.Алле (нобелевский лаурят французский экономист) вывел теоремы: «…всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуаией рыночной экономики»17.

   Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – таковое равенство существует при любой цене. Количество  продукции, при цене равновесия, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

   Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Огромное количество имеющегося в обществе данные товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие  изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, всё взаимосвязано. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать её в определённый момент и одновременно в её совокупности. В этом случае говорят об общем изменении цен.

   Следует отметить, что равновесный  метод анализа в микроэкономическом исследовании предлагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального покоя». В состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будь то отдельный производитель, фирма или покупатель-не имеет стимулы к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться влияние условия – уровень цен, технология, ожидание и предпочтения производителей и потребителей. « Понятно, что предприниматели, даже в высокоразвитых  странах,  мало интересуются теорией установления цен.  Они действуют исходя из собственных интересов, направленных на максимальную эффективность, т.е. отдачу вложенного капитала. Однако, именно теоритическая абстракция позволяет  выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма»18.

   Анализ закономерностей спроса и  предложения и механизма образования цены равновесия даст возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает: во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, то есть свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвёртых, свободу ценообразования.

   Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, приспосабливаясь к изменившимся условиям и обеспечивать как частичное, так и общее равновесие. 
 

                

    
 
 
 
 

     

    3ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ ЦЕН.

   Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. « Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие»19.

    Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

   Экономическая политика государства  помимо прямого определения порядка  формирования регулируемых и  свободных цен заключается в  косвенном влиянии на уровень цен через налоги и таможенные тарифы.

   Задавая величину, источник и  объект налогообложения, государство  прямо - путем включения налогов  в себестоимость продукции, в  цену подакцизных товаров - или  косвенно - через налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль - оказывает влияние на цены.

   Устанавливая величину экспортных  и импортных тарифов, государство  регулирует уровень цен на  товары с целью поддержания  национального производителя (протекционистская  политика), стимулирования или ограничения экспорта.

Информация о работе Формирование рыночной цены в современной экономике