Формирование рыночной цены в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изложение литературных точек зрения по исследованию формирования рыночной цены.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить формирование рыночной цены;
- рассмотреть влияние спроса и предложения на рыночные цены;
- изучить государственный контроль цен.

Содержание

Введение 3-4
Формирование рыночной цены товара в процессе
конкуренции 5-10
Влияние спроса и предложения на рыночные цены 11-17
Государственный контроль цен 18-23
Заключение 24
Список использованной литературы 25-26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - копия.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

   Изменение мировых цен оказывает  непосредственное влияние на  динамику внутренних цен благодаря  импорту и экспорту товаров,  изменению курса национальной  валюты.

   Влияние инноваций, научно-технического  прогресса (НТП) на цены имеет  сложный, противоречивый характер. Во-первых, НТП ведет к росту производительности труда и снижению стоимости и цены товара. Во-вторых, он приводит к повышению качества товара, а значит, и его стоимости и цены. Но, с другой стороны, улучшение потребительских характеристик товаров (например, долговечности) в результате НТП имеет следствием относительное удешевление товара (снижение цены на единицу полезного эффекта).

   Взаимосвязь цен на взаимозаменяемые  товары имеет прямой характер, т.е. повышение цен на одни  товары ведет к росту цен на другие. « Например: мясо и рыба в определенной степени взаимозаменяемы. Рост цен на мясо вызывает ограничение его потребления и увеличение потребления рыбы. Последнее приводит к росту цен на рыбу».20

   Условия реализации товаров существенно влияют на конечную цену реализации. Уровень цен определяется количеством и условиями посредников реализации, сервисным обслуживанием и т.д.

   По терминологии маркетинга, цены  зависят от типа и длины  канала товародвижения.

   Потребительские ожидания, связанные с прогнозируемым ростом цен, ведут к усилению инфляции, повышению цен, и наоборот.

   Государственное регулирование  цен осуществляется с различными целями:

   с целью стимулирования или  ограничения развития отдельных  отраслей, производств;

   с целью борьбы с инфляцией;

   с целью поддержания определенных  пропорций между отраслями и  сферами народного хозяйства;

   с целью осуществления структурной  перестройки;

   с целью поддержания жизненного  уровня населения;

   с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.

   Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с  помощью косвенного и прямого  регулирования. 

   К косвенному регулированию относятся  меры, воздействующие на спрос,  предложение, уровень конкуренции  и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

   Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

  « С ценами потолка мы сталкиваемся чаще, они используются в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на "замораживание" цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения»21
  « Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. Можно указать на многочисленные случаи завышения цен, на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата »22.

   Политика «коридора цен» заключается  в том, что устанавливаются  два предела цен: верхний и  нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.

  « При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов»23. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

   Эффективность системы государственного  регулирования цен зависит от  гибкого сочетания прямых и  косвенных форм ценового регулирования.  Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.

   По целям воздействия на цены  различают методы:

   ограничивающие (ограничительные);

   запрещающие (запретительные);

   стимулирующие (поощрительные).

   Они применяются в зависимости  от степени монополизации и  состояния экономики.

   Ограничительные методы применяются  с целью ограничения роста  цен в основном в условиях  высокомонополизированной экономики  и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление:

   предельных цен;

   фиксированных цен;

   предельных коэффициентов изменения  цен;

   предельных уровней рентабельности;

   декларированных цен и т.д.

   Запретительные методы применяются  с целью преодоления монополизма,  развития конкуренции в условиях  развитого рыночного хозяйства,  стабильной экономики и направлены  на запрет, главным образом, возможностей  фиксации цен. К запретительным относятся следующие методы: запрещающие фиксирование цен; запрещающие дискриминационные, хищнические и другие цены; запрещающие рекламу по принципу “заманивания и переключения”.

   По методам, запрещающим фиксирование  цен, правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями по установлению цен. Вертикальное фиксирование цен имеет место, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены.

   Методы, запрещающие ценовую дискриминацию,  предназначены для защиты мелких  розничных магазинов. Цель запрещения - предотвратить снижение цен  ниже издержек крупными фирмами  с целью устранения мелких  конкурентов.

   Поощрительные методы направлены на стимулирование или поощрение производства жизненно важных или базовых видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции, рыбопродукции, электрической энергии). К ним относятся рассмотренные ранее методы установления залоговых цен, целевых цен и др.

    
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   В рыночном хозяйстве значительная  часть цен на товары устанавливается  на рынке в результате конкуренции.

   Процедура формирования цены  длительная и трудоемкая. Она  требует. Технология формирования  цены в рыночных условиях состоит из нескольких этапов: изучение рынка, определение целей ценовой политики, определение спроса, оценку издержек, анализ предложения и цен конкурентов и установление окончательной цены.

   Методика ценообразования существенным  образом отличается в условиях разных типов рыночной структуры (свободная конкуренция, олигополия, монополия) и, соответственно, приводит к тому, что требуются разные механизмы государственного регулирования и контроля данных процессов.

   По целям воздействия на цены различают методы: ограничивающие (ограничительные), запрещающие (запретительные) и стимулирующие (поощрительные). Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики.

   Понятно, что предприниматели,  даже в высокоразвитых  странах,  мало интересуются теорией установления цен.  Они действуют исходя из собственных интересов, направленных на максимальную эффективность, т.е. отдачу вложенного капитала. Однако именно теоритическая абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Алле М. Единственный критерий истины – согласие с данными опыта // Мировая экономика  и международные отношения. – 2008. - №11 – С.27-29.
  2. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей, учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А.В. Бондарь и др.]. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.
  3. Булатов А.С. Экономика: учебник – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЮНОСТЬ 2002 – 894с.
  4. Гекасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие. / под ред. Д.э.н., профессора А.И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФА – М, 2000. – 199с.
  5. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник – М.: Экономикс, 2006. – 491с.
  6. Ивчиков Н.Н. Трансфертные цены в рыночной экономике // Финансовый менеджмент. – 2002 - №2. – С.51-54.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник-3-е изд. - М.: Финансы и статистика,2004.- 432с.
  8. Малкина Е.Л. Методика формирования рыночных цен на продукцию предприятия// Управленческий учет –2006 - №2. – С. 33-36.
  9. Океанова З.К. Основы экономической теории: учеб. пособие 4-е изд. Перераб. и дополн. – М.: ИД «ФОРУМ», 2009. – 320с.
  10. Полещук И.И. Ценообразование. Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 304с.
  11. Раицкий К.А. Экономика организаций (предприятия): учебник. - М.: Дашков и К, 2003. – 1012с.
  12. Савицкий А.А Основы ценообразования: учеб. пособие для учащихся ССУЗОВ. – Мн.: Дизайн ПРО, 2008. – 120с.
  13. Д. Сиваков, М. Котяшкин.  Симфония спроса и предложения//Эксперт. – 2001. – №13. – С. 22-24.
  14. Слагода В.Г. Экономическая теория: учебник 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368с.
  15. Слепнёва Т.А. Цена и ценообразование: учеб. пособие/ Т.А. Слепнева, Е.В. Яркин. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 240с.
  16. Ценообразование и рынок. / Под ред. И.К. Салижманова. – М.: Финстатинформ, 2006. – 396с.
  17. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 192с.
  18. Экономическая теория: Учебник для студентов высшего учеб. заведения. / под ред. В.Д. Камаева. -9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 640с.
  19. Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. -7-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 236с.
  20. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. – М.: Финэксперт, 2000. – 438с.
 

     

Информация о работе Формирование рыночной цены в современной экономике