Формирование фондового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования на сегодняшний день подтверждает то, что жизнеспособность экономики рыночного типа в значительной степени зависит от эффективности функционирования механизма, обеспечивающего трансформацию сбережений в инвестиции и мобильное перемещение ресурсов между отраслями экономики страны. Важнейшим элементом данного механизма является рынок ценных бумаг, позволяющий регулировать движение денежных и капитальных средств, стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране и создавать условия для экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Фондовый рынок: реализация отношений собственности...…5
1.1 Понятие и функции фондового рынка……………………………….5
1.2 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг………………..…..11
Глава 2. Формирование фондового рынка в России…………………..17
2.1 Состояние рынка ценных бумаг в России………………………....17
2.2 Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций……………………..19
2.3Особенности развития современных фондовых бирж…………….30
2.4 Тенденции развития фондовых бирж………………………………32
Заключение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

В связи с тем, что с самого начала построение и  развитие  российского фондового рынка регулировалось множеством государственных ведомств, нынешняя его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит много противоречий и в целом не удовлетворяет требова­ниям участников рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законода­тельных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии от­слеживать все изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы слишком зарегулированы (например, про­цедура выпуска эмиссионных ценных бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рын­ка, напротив, не охвачены законодательством (фью­черсы, опционы, складские свидетельства и т. д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для решения своих проблем.

Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых рынков способствует принятие ряда мер на региональном уровне. Помимо тех, о которых уже говорилось, хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законодательных и нормативных актов об инвестиционной деятельности на территории региона, принятие крупных целевых программ социальной направленности (жилье, связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий       инвесторов на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы штрафов за наруше­ния федерального законодательства. Большое значение имеет разработка системы показателей эффективности работы предприятий, повышение информационной прозрачности эмитентов, организация просветительных программ по вопросам фондового рынка для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д.

Ускоренное решение перечисленных проблем требует объединения усилий всех заинтересованных сторон — представителей государственных и муни­ципальных органов, профессиональных участников фондового рынка, банков, крупнейших акционер­ных обществ региона — и будет способствовать раз­витию цивилизованного регионального рынка цен­ных бумаг. Однако радикальные положительные перемены станут возможными только в случае устойчивого экономического роста и политической стабильности в стране, наличия благоприятных внешних факторов, активных действий правитель­ства в области структурных преобразований эконо­мики и принятия мер, направленных на стимулиро­вание инвестиций в реальной сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности развития современных фондовых бирж

 

Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борь­бу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштаб­ные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.

Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определен­ные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инстру­ментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно - правовой формы. Динамику деятельности фондовых бирж можно проследить при анализе некоторых статистических показателей орга­низаций - членов Международной федерации фондовых бирж (далее - Федерация, или FIBV).

Рынки и инструменты

Исследования различных рынков, организованных биржами-чле­нами Федерации, показывают, что их активность концентрируется пре­имущественно на традиционных продуктах акциях и облигациях. Неудивительно, что 98% бирж формируют рынки акций , 82% - также рынки облигаций. Следовательно, доходы фондовых бирж складываются преимущественно за счет экс­плуатации типичных биржевых продуктов - акций и облигаций. Рынки производных инструментов — дериватов — пока еще не­достаточно представлены в Федерации, особенно если учесть колоссальное развитие в мире торговли фьючерсами и опционами с сере­дины 80-х. Среди бирж — членов Федерации 48% организуют рынки опционов и 30% — рынки фьючерсов (приложение 1).

Тенденции совершенствования организационно-правовой формы бирж.

В последнее время, как свидетельствуют факты, ряд фон­довых бирж изменил свою организационно-правовую форму, чтобы укрепить внутреннюю архитектуру для успешной конкуренции с дру­гими международными рынками. Наблюдается тенденция перехода от форм ассоциаций и организаций, регулируемых специальными пра­вовыми актами, к компаниям акционерного типа, в результате чего их членская (акционерная) база стала более открытой и многообразной.

Фондовый рынок России сталкивается с новыми ис­пытаниями, в частности, такими, как усиление конкуренции со сто­роны других рынков, включая частные торговые системы и Интернет. Это внешнее давление вынуждает фондовые биржи адаптиро­вать свою внутреннюю структуру к меняющимся воздействиям. Успех адаптации все больше и больше зависит от структуры самих бирж. Кроме того, для большей адаптации и постоянного развития технологии и модернизации рынков необходимы масштабные инвестиционные программы, что требует существенных  новых капиталовложений. Для привлечения нового капитала некоторые фондовые биржи решили принять статус регулируемых специальными правовыми актами и открыть доступ для более широкого круга инвесторов в качестве своих совладельцев, а не только для профессиональных участников финансового рынка.

Таким образом, необходимость поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в значительной мере  динамику деятельности ряда бирж в направлении преобразования своего статуса и инкорпорирования.

 

 

 

2.4 Тенденции развития фондовых бирж

В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глу­боким кризисом. Он был вызван целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функциониро­вать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в насто­ящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов может оказаться более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, если им не будет оказана поддержка, то в будущем российский рынок ценных бумаг может перейти под кон­троль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направ­лении.

Рассматривая проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные части — политику самих бирж и поли­тику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Политика бирж. В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило в двух на­правлениях — создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных институтов, формирующих рынки различ­ных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг — от организации торгов до осу­ществления клиринга и обеспечения расчетов, как по ценным бума­гам, так и по денежным средствам.

Примером первого направления является Российская торговая система (РТС), второго - Московская межбанковская валютная биржа. Российская торговая система создала Расчетную палату, усилила свое взаимодействие с Депозитарно-клиринговой компанией. Таким образом, организация рынка по принципу единой технологической цепочки, используемому первоначально только на ММВБ, развивается на всех ведущих фондо­вых площадках России (РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать рынок валюты и рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондо­вых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997 г. организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валю­те.) В целом тенденция универсализация в России прослеживается.

Сохраняются различия и в организационно-правовой форме организаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принципами государственного регулирова­ния наложены жесткие ограничения на организационно-правовую фор­му отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бу­маг. Так, фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором торговли может быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое акционерное общество), являющийся по функциям полно­ценной фондовой биржей, обладает лицензией организатора торговли (что, в общем, не мешает ей успешно развивать данный вид деятельнос­ти  и   конкурировать с  полноценными  фондовыми  биржами).

Что касается технологического аспекта, то в данной области в России отмечается редкое единство — все биржи и торговые систе­мы используют электронные торговые системы, а не механизм зально­го голосового аукциона. В плане регионального охвата все ведущие      площадки России благодаря электронным технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных участников. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных участников нескольких десятков регионов России, в семи городах функциониру­ют представители ММВБ, обеспечивающие участникам доступ к тор­гам на ММВБ; в РТС также работают региональные участники; МФБ неоднократно декларировала свои региональные планы. Те региональные биржи, которые ориентируются только на профессиональных уча­стников данного конкретного региона, стагнируют, несмотря порой на активную поддержку местных властей.

Таким образом, можно отметить, что на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надеж­ду,  что именно рынок,   то есть сами  профессиональные участники,  в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные услуги с меньшими издержками.

Политика государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание России от мировых тенденций. В качестве отдельных примеров можно привести особую привержен­ность российских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-право­вой формы) и патологическое недоверие к открытым акционерным обществам. Сохранены ограничения на совмещение ряда видов про­фессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мне­ние профессиональных участников откровенно игнорируется регуля­торами рынка ценных бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся профессиональные участники, полезно для рынка ценных бумаг вооб­ще, поскольку разные интересы у государственных органов, регулирующих рынок, и у различных профессиональных участников. Но если целиком игнорировать мнение последних, прикрываясь как щи­том задачей защиты инвесторов, то можно полностью ликвидировать отдельные группы профессиональных участников.

Надежда на оптимистический прогноз российского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).

В 2005 году международные рейтинговые агентства (Standard and Poor’s, Moody’s) неоднократно повышали кредитные рейтинги РФ, что косвенно свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности  России.

«В 2006 году экономический рост в России продолжится, по-прежнему будут  увеличиваться положительное торговое сальдо, объемы золото - валютных резервов и стабилизационного фонда, поэтому, скорее всего, рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны будет повышен всеми агентствами не менее чем на 1 пункт с перспективой достижения в ближайшие 2-3 года максимального кредитного рейтинга «А» (по версии Fitch)»-считает Д. Письменный. По мнению В. Остапенко, финансового директора ООО «Нитэк», наблюдающийся рост инвестиционной привлекательности России отражает общее оздоровление ее экономики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что бизнес чувствует себя все более и более комфортно, с другой — привлекает иностранные капиталы, что при условии должного государственного регулирования способствует развитию экономики в целом.

Однако не все эксперты считают, что можно говорить о росте инвестиционной привлекательности России. Так, А. Ходарев, финансовый директор группы компаний «Сапсан», полагает, что рейтинги агентств — это лишь ответ на некоторые изменения российского законодательства по защите прав инвесторов в этом году: «О росте инвестиционной привлекательности страны в первую очередь свидетельствует покупательная способность населения, но этот показатель в среднем по России в 2005 году практически не изменился.

Однако, не смотря на спекулятивный оборот, в настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

 

Прогнозы по индексу РТС на 2010 год

 

Экономисты предупреждают о затяжном, трудном восстановлении экономики после кризиса и вероятных потрясениях на финансовых рынках в связи с началом сворачивания антикризисных мер. Но индекс РТС все же вырастет еще на треть, заявляют крупнейшие инвестбанки. Дело в том, что, несмотря на двукратный рост в 2009 году, Россия еще отстает от других развивающихся рынков.

Информация о работе Формирование фондового рынка в России