Формирование фондового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования на сегодняшний день подтверждает то, что жизнеспособность экономики рыночного типа в значительной степени зависит от эффективности функционирования механизма, обеспечивающего трансформацию сбережений в инвестиции и мобильное перемещение ресурсов между отраслями экономики страны. Важнейшим элементом данного механизма является рынок ценных бумаг, позволяющий регулировать движение денежных и капитальных средств, стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране и создавать условия для экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Фондовый рынок: реализация отношений собственности...…5
1.1 Понятие и функции фондового рынка……………………………….5
1.2 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг………………..…..11
Глава 2. Формирование фондового рынка в России…………………..17
2.1 Состояние рынка ценных бумаг в России………………………....17
2.2 Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций……………………..19
2.3Особенности развития современных фондовых бирж…………….30
2.4 Тенденции развития фондовых бирж………………………………32
Заключение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

      отсутствие подготовленных кадров в области рын­ка ценных бумаг и низкая правовая культура потенциальных инвесторов.

Именно государству необходимо на дан­ном этапе найти механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций рынка цен­ных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факто­ров обеспечения экономической безопасности страны.

Как отмечено выше, одним из главных пре­пятствий масштабных дополнительных эмиссий являет­ся противодействие держателей значительных пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадле­жащих им ценных бумаг акционерного общества.

Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию допол­нительных эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам, эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения интересов акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец крупного пакета, например, 30% акций об­щества решает многие  вопросы, связанные с управле­нием     предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения уставного капитала доля (в варианте 30%) владельца крупного пакета уменьшается. Если еще учесть, что у многих акци­онерных обществ сегодня уставные капиталы мини­мальные, то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не интересно владельцу круп­ного пакета и он проголосует против увеличения устав­ного капитала. Следовательно, необходимо учесть ин­тересы владельцев крупных пакетов акций.

В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного ресурса земельные участки, занима­емые акционерными обществами, находящиеся в го­сударственной собственности. В целях вовлечений в хозяйственный оборот земли в качестве инвестицион­ного ресурса государство (собственник земельных участков) может внести стоимость земельных участков, занимаемых акционерным обществом, в устав­ный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения дополнительных эмиссий, их акций, опос­редующих привлечение инвестиций. Таким образом, государство станет владеть определенным пакетом ак­ций акционерного общества. Вариант очень реальный, если исходить из факта, что сегодня акционерные обще­ства, не имея возможность выкупить землю, занимае­мую данным акционерным обществом, заключают до­говор аренды с государством. А с точки зрения привлече­ния инвестиций вопрос "кому же принадлежит земля?", занимаемая данным акционерным обществом, само­му хозяйственному субъекту или государству, стано­вится важным. Поэтому само по себе решение о по­купке земельных участков для акционерного общества в целом, для его дальнейшего развития, а не для дер­жателей контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они занимают в силу своей деятельности.

Необходимо отметить, что сегодня нет законода­тельной возможности внесения стоимости земельных участков, занимаемых акционерными обществами, в оплату акций дополнительных эмиссий этих обществ.

 

Экономика  большинства регионов России остро нуждается в оживлении инвестиционной   деятельности, что, в свою очередь, делает особо актуальными проблемы функционирования регионального фондового рынка, главным предназначением которого должно стать привлечение средств в сферу производства.

К сожалению, важнейшие функции рынка ценных бумаг, традиционные для общемировой практики привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор и информирование инвесторов о текущих тенденциях развития экономики, в условиях российской действительности практически не реализуются. Эта особенность фондового рынка наиболее заметна на региональном уровне. Тем не менее, на территориях с достаточно развитыми промышленным и банковским секторами, имеющих потенциально привлекательные для инвесторов сферы вложения капитала, есть реальные предпосылки для построения цивилизованного регионального  рынка  ценных бумаг  при условии стабильной обстановки в стране и решения ряда проблем правового, организационного, информационного характера. Рассмотрим подробнее ситуацию на фондовом рынке и возможные пути решения тех проблем, которые тормозят его развитие.

Региональный рынок ценных бумаг  харак­теризуется прежде всего своей обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, безусловно, оказывают на него свое влияние, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчи­вого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков и вносит ряд особенностей в их функционирование.

Главное, что отличает региональный рынок от столичного, это отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным прямой доступ юридических и физических лиц к организованному рынку ценных бумаг. Это приво­дит к дополнительным издержкам инвесторов, сни­жая привлекательность для них операций с ценными бумагами. Отрицательной чертой региональ­ного рынка является также слаборазвитая сеть про­фессиональных участников рынка ценных бумаг, что в определенной мере объясняется чрезмерно жесткими, а порой и невыполнимыми в региональ­ных условиях требованиями, предъявляемыми Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР создана в 2004 году. Наряду с полномочиями ее предшественницы ФКЦБ были переданы функции по регулированию бирж и негосударственных пенсионных фондов) к профессиональным участникам.

Основными операторами регионального фон­дового рынка являются банковские учреждения, причем как местные, так и филиалы иногородних банков. Между тем банки не спешат получать лицензию        профучастника, дающую им право зани­маться брокерской, дилерской и депозитарной дея­тельностью, доверительным управлением ценными бумагами.

Пассивность региональных банков в отноше­нии приобретения статуса профучастника рынка ценных бумаг связана прежде всего с несоизмери­мостью затрат на осуществление этих видов дея­тельности и их доходностью. Отсутствие достаточ­ного количества фондовых инструментов, низкая ликвидность корпоративных ценных бумаг, непредсказуемость макроэкономической и политической ситуации обуславливает осторожную и выжидательную позицию кредитных организаций в отношении тех направлений деятельности, которыми дает им право заниматься лицензия профучастника рынка ценных бумаг.

Экономическая политика государства по-преж­нему ориентирует банковские учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами.

Однако обращающиеся сегодня на рынке госу­дарственные ценные бумаги и векселя не могут слу­жить источником долгосрочных инвестиций для ре­гиональных предприятий. Такие инвестиции может привлечь в производственные отрасли рынок кор­поративных ценных бумаг, прежде всего обыкно­венных и привилегированных акций организаций и предприятий, а также долгосрочных корпоративных облигаций. В 1999 г. наметилась тенденция роста объема операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потен­циальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как макроэкономического характера, так и прису­щими исключительно фондовому рынку.

Инвестиционная привлекательность корпора­тивных ценных бумаг продолжает оставаться край­не низкой, за исключением, быть может, "голубых фишек". Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в корпо­ративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструк­турные составляющие рынка ценных бумаг благо­приятствовали  положительным тенденциям в экономике. Первоочередными мерами по улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, на­правленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков.

За годы приватизации региональными эмитен­тами было размещено множество выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к не­обходимости приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР. Однако многими акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением зако­нодательства необходима перерегистрация сущест­вующих обществ.    Это снизит вероятность при­знания сделок купли - продажи ценных бумаг не­действительными в связи с неправомерностью эмиссии.

Серьезной проблемой регионального фондово­го рынка является его информационная "закры­тость". В настоящее время очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участ­ников рынка ценных бумаг.

Реализация права потенциальных инвесторов на получение информации о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием формирования вторичного рынка корпо­ративных бумаг. В связи с чем большое значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам регионов с до­ступом к ним через сеть "Интернет". Это даст воз­можность своевременно информировать инвесто­ров, в том числе физических лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе ак­ционерных обществ, допущенных правонарушени­ях, незаконных схемах работы тех или иных компа­ний.

Ликвидность фондового рынка напрямую свя­зана с издержками по перерегистрации прав собст­венности. Из-за малого количества профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг в регионах явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты не гарантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь по существующим пра­вилам реестродержатель обязан исполнить поруче­ние по переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая система учета прав на именные ценные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержа­тель и обойти его невозможно. Не устраивает ин­весторов и отсутствие единой системы регистрации прав на ценные бумаги.

Что касается снижения стоимости услуг проф­участников рынка ценных бумаг, то решение этой проблемы требует формирования            конкурентной среды на фондовом рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных ор­ганов появлению новых профучастников.

Высокая технологичность современного фон­дового рынка обязывает действующих на нем опе­раторов иметь соответствующее программное и ап­паратное обеспечение, каналы связи, доступ к раз­личным базам данных. Это увеличивает стоимость "выхода" на рынок и затрудняет появление на нем новых компаний. Решение проблемы видится в создании и развитии региональных фондо­вых центров, которые могут осуществлять комплекс­ное обслуживании юридических и физических лиц, т.е. одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве отдельной струк­туры, помогут и работать при кредитных орга­низациях, обладающих необходимыми лицензиями.

С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет актуальной органи­зация центров мелкооптовой торговли ценными бу­магами (подобных Московскому фондовому цент­ру), где частные лица имели бы возможность с ми­нимальным участием посредников заключать сдел­ки, а также знакомиться с информацией о фондо­вом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать не­обходимую консультацию. Работа таких центров бу­дет способствовать росту доверия граждан к фондо­вому рынку и стимулировать процесс превращения сбережений в инвестиции.

До настоящего времени значительные затруд­нения возникали у региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе ор­гана федеральной власти, регулирующего эту сферу.

Участники регионального фондового рынка связывают с началом активной работы региональ­ного отделения ФСФР надежды на улучшение си­туации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в регионах.

Важно, чтобы на местном уровне был разрабо­тан комплексный механизм контроля за соблюде­нием законодательства о ценных бумагах, защите прав инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел отражение в нормативных доку­ментах региональных органов власти. Принятие та­ких документов повысит инвестиционную привлекательность региона.

Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике, до выхода на рынок ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, компания обычно раз­вивается за счет собственных ресурсов либо бан­ковских кредитов. То есть на фондовый рынок вы­ходит участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внеш­ними инвесторами и заемными средствами. Фондо­вый рынок им был нужен для передела собствен­ности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, ма­нипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизер­ные дивиденды и, как следствие, исчезновение ин­тереса мелких инвесторов практически к любым видам акций.

Особенно сложно преодолевать крайне скеп­тическое отношение населения к фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности ком­паний типа "финансовых пирамид". Объем реальных активов, приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем.

В интересах акционеров целесообразно законо­дательное закрепление положения о расчете пред­приятиями величины чистых активов, как это де­лается кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина станет меньше уставного            капитала, то предприятие должно уменьшить раз­мер уставного капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая через средства массовой информации, позволит инвесто­рам принимать более взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу  рабочих активов с предприятия.

Информация о работе Формирование фондового рынка в России