Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- разработан Налоговый кодекс Республики Беларусь, унифицированный с Налоговым кодексом Российской Федерации, который должен быть принят Парламентом Республики Беларусь в 2002г. Данные изменения в основном действовали в сторону упрощения налоговой системы, снижения налоговой нагрузки и уменьшения числа налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Однако некоторые изменения привели к росту налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, в частности, в 2000г. были введены сборы в новый жилищно-инвестиционный фонд и увеличена ставка налога на прибыль с 25% в 1999г. до 30% в 2000г.
Формирование и исполнение бюджета на 2006г. происходит, ни, в достаточно непростых условиях. С одной стороны, в последние годы нарастает напряженность бюджетного процесса, что, а значительной степени связано со складывающейся общеэкономической ситуацией в стране. С другой стороны, в 2007г. необходимо выполнять достаточно жесткие условия в области макроэкономической и монетарной политики, предусмотренные соответствующими соглашениями с РФ по введению российского рубля.
В последние годы, несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, происходит ухудшение отдельных качественных параметров реального сектора экономики. Это касается, прежде всего, финансовых показателей - прибыли и рентабельности, количества убыточных предприятий и организаций, показателей платежеспособности, ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, особенно высоколиквидными, качественного состояния производственного потенциала. Так, физический износ (не говоря о моральном) активной части основных фондов по народному хозяйству превышает 75%, а в промышленности - основной экспортной отрасли - он более 80%. В этих условиях конкурентоспособность белорусской экономики и экономический рост в Беларуси обеспечивается за счет значительного занижения рыночного обменного курса белорусского рубля по сравнению с паритетным (почти в 6 раз), т.е. за счет демпингового экспорта и проедания основных и оборотных средств, других видов ресурсов. Для сравнения, в Словении, наиболее успешно среди транзитивных стран реформирующей свою экономику, данное соотношение составляет 1,6, в Польше, Чехии, Венгрии и Эстонии - 2,3, в Литве - 2,5, Все это свидетельствует о неустойчивости экономического развития национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В результате белорусская экономика уже не в состоянии выдержать существующую фискальную нагрузку. Уровень ее конкурентоспособности по сравнению с российской будет неизбежно снижаться. Более того, если перейти на принятые мировой практике нормы бухгалтерского учета (в РФ в этом плане уже сделаны серьезные подвижки), то рентабельность в РБ окажется как минимум в 2 раза ниже. Таким образом, устойчивость наполнения доходной части госбюджета во многом будет зависеть от снижения общего уровня налоговой нагрузки, что в свою очередь потребует пересмотра расходной части бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аначин, О. Основные задачи бюджетно-налоговой политики выполнены. Стратегические цели определены / О. Аначин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №2.
2. Астанов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики / К.Л. Астапов. // Финансы. – 2002. - №10.
3. Балацкий, Е. О природе несостоятельности российской фискальной политики / Е. Балацкий. // Общество и экономика. – 2004. - №11-12.
4. Бушман, Ю. Взаимодействие денежно-кредитной и фискальной политики / Ю.Бушман. // Банковский вестник. – 2004. - №1.
5. Еланчук, О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства / О. Еланчук. // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №2.
6. Игнацкая, М. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах / М. Игнацкая. // Экономист. – 2000. - №5.
7. Макроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.
8. Корбут, Н.П. Бюджетно-налоговая политика предстоящего года: поиск оптимальных решений / Н.П. Корбут. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №6.
9. Киреева, Е. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе / Е. Киреева. // Директор. – 2005. - №3.
10. Киреева, Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е.Ф. Киреева. // БЭЖ. – 2006. - №1.
11. Курлыпо, А. Плюс защита населения / А. Курлыпо. // Белорусская думка. – 2005. - №4.
12. Матяс, А. Отдельные проблемы формирования и использования бюджета Республики Беларусь / А. Матяс. // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. - №39.
13. Мисюров, С. Бюджетно-налоговая политика на 2003 год / С. Мисюров. // Налоговый вестник. – 2002. - №24.
14. Сергиенко, Я. Финансы и реальный сектор в условиях переходной экономики / Я. Сергиенко. // Экономист. – 2002. - №2.
15. Тилин, А. Состоялось плановое заседание коллегии, на котором был рассмотрен вопрос «О проекте Основных направлений бюджетно-налоговой политики на 2004год» / А. Тилин. // Финансы. Учет. Аудит. – 2003. - №4.
16. Титов, Е.О. Особенности политики налогового регулирования в отдельных странах / Е.О. Титов. // Вестник БДЭУ. – 1999. - №4.
17. Чепикова, Е.М. Современные направления исследований фискальной политики / Е.М. Чепикова. // Вестник БДЭУ. – 2006. - №1
18. Хотько, А. В. Анализ бюджетно финансовой политики государства./ А. Хотько // ЭКОНОМИКА. ФИНАНСЫ. УПРАВЛЕНИЕ.- №9.- сентябрь.- 2007
18. Шебеко, К. Институциональная структура, фискальная политика и инвестиционные решения / К.Шебеко. // Финансы. Учет. Аудит. – 2006. - №5.
Модель Манделла – Флеминга
В своей новаторской статье о краткосрочных эффектах стабилизационной политики [Mundell 1963a] Манделл рассматривает краткосрочные эффекты монетарной и фискальной политики в открытой экономике. Манделл расширил так называемую модель IS-LM для закрытой экономики, разработанную Нобелевским лауреатом 1972 года Джоном Хиксом, введя в модель внешнюю торговлю и движение капитала. Эта модель проясняет движение капитала в ответ на разницу учетных ставок и реакцию чистого экспорта на соотношение цен на местные и иностранные товары – реальный обменный курс. Анализ обманчиво прост, с многочисленными и далеко идущими выводами. Манделл показал, что результаты стабилизационной политики зависят от международной мобильности финансовых активов. В частности, он показал, что эффект экономической политики зависит от режима обменных курсов: при плавающих курсах монетарная политика становится сильной, а фискальная – бессильной, тогда как при фиксированных курсах наблюдается обратное. Для иллюстрации модели и ее результатов полезно рассмотреть один из ее особых случаев.
Совершенная мобильность капитала
В особом случае с совершенной мобильностью капитала модель Манделла для небольшой открытой экономики описывается тремя условиями равновесия:Y = G + A (Y, r, e) (1)
D + R = L (Y, r) (2)
r = r* (3)
В соответствии с уравнением (1), национальный доход Y задан совокупным спросом – суммой расходов публичного сектора G и спроса частного сектора A. Спрос частного сектора, в свою очередь, зависит (прямо) от национального дохода и (обратно) от местной учетной ставки r. Поскольку предполагается инерция цен в краткосрочной перспективе, обменный курс e определяет соотношение цен между местными и иностранными товарами; следовательно, спрос частного сектора также – через влияние на чистый экспорт – зависит (прямо) от e. Левая сторона уравнения (2) определяет предложение денег (денежную массу) как D + R, сумму находящихся в активах центрального банка облигаций местного правительства D и иностранных ценных бумаг (валютных резервов) R. В равновесии, предложение денег соответствует спросу на деньги со стороны частного сектора L, который зависит (прямо) от национального дохода и (обратно) от учетной ставки. При условии совершенной мобильности капитала, местные и иностранные финансовые активы – совершенные заместители. В соответствии с (3), арбитраж на рынках финансовых активов приведет к формированию равенства местной учетной ставки r и иностранной учетной ставки r* (при условии статичных ожиданий относительно учетной ставки). Если местная учетная ставка падает ниже (растет выше) иностранной, стихийно возникающий отток (приток) капитала уравнивает две ставки.
Инструменты стабилизационной политики G (фискальная политика) и D (монетарная политика) – внешние переменные, контролируемые правительством и центральным банком. Соотношение же между обменным курсом e и валютными резервами R зависит от режима обменных курсов.
Фиксированные обменные курсы
В условиях фиксированных обменных курсов, центральный банк поддерживает некоторый заранее заданный уровень обменных курсов. На этом уровне центральный банк должен удовлетворять спрос публики на иностранную валюту, проводя интервенции на валютных рынках, что ведет к изменению величины резервов. Формально, таким образом, e оказывается внешней переменной, тогда как R при фиксированных обменных курсах оказывается зависимой переменной.
Экспансионистские меры фискальной политики – например, увеличение расходов публичного сектора G – повышают уровень экономической активности и национальный доход без негативных проявлений эффекта вытеснения – растущих учетных ставок и усиления местной валюты. Формально, национальный доход Y в этом случае определеяется напрямую из уравнения (1), поскольку r определяется мировым рынком, а e – намерением поддерживать определенный обменный курс. Отсюда следует, что предложение денег в экономике приспосабливается к изменениям спроса на местную ликвидность, когда центральный банк проводит интервенции на валютном рынке, путем изменения R, что позволяет стабилизировать обменные курсы. Формально, R определяется рекурсивно уравнением (2) при заданном D.
Меры монетарной политики – изменения D средствами так называемых "операций на открытом рынке", т.е., продажами и покупками государственных облигаций – теперь оказываются неэффективными. В условиях постоянной учетной ставки, обменные курсы могут стабилизироваться только при постоянном проведении нейтрализующих интервенций на валютном рынке. Экспансионистская монетарная политика (более высокое значение D), например, снижает местные учетные ставки. Однако это немедленно вызывает отток капитала, повышая спрос на иностранную валюту: когда центральный банк поставляет эту валюту, он снижает местную ликвидность. Таким образом, изменения D полностью компенсируются противоположно направленными изменениями R. Как и в любом другом случае возмущения на финансовых рынках, монетарная политика влияет не на предложение денег, а только на состав активов центрального банка.
Плавающие обменные курсы
Плавающие обменные курсы, с другой стороны, определяются рынком: центральный банк воздерживается от валютных интервенций и поддерживает валютные резервы на заданном уровне. Формально, R становится внешней константой, а e – зависимой переменной в модели. Теперь сильным инструментом становится монетарная политика. Теперь подъем экономической активности вызывает экспансионистская монетарная политика, поскольку тенденции к оттоку капитала и снижению учетной ставки теперь ослабляют местную валюту, что способствует росту чистого экспорта. Формально, национальный доход Y определяется рекурсивно уравнением (2), тогда как уравнение (1) определяет обменный курс e.
Фискальная политика, однако, становится бессильной. Ее влияние на спрос при постоянной (D не меняется) монетарной политике полностью компенсируется противоположно направленными изменениями чистого экспорта, входящего в спрос частного сектора A, в ответ на изменения в потоках капитала и обменных курсах. Как и в случаях возмущений частного спроса, изменения G влияют только на состав, но не на величину, совокупного спроса.
Аналитическое предвидение
Плавающие обменные курсы и высокая степень мобильности капитала – такой монетарный режим сегодня существует во многих странах. Однако в начале шестидесятых годов, когда Манделл опубликовал свои работы, они, казалось, представляли чисто академический интерес. С конца сороковых годов почти все страны были связаны глобальной системой фиксированных обменных курсов, сформированной в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями. Более того, движение капитала между странами сильно ограничивалось регулированием движения капитала и валютным контролем. В пятидесятые годы, однако, родная страна Манделла – Канада – начала ослаблять эти ограничения и прекратила практику привязки своей валюты к доллару США. Дальновидный анализ Манделла становился все более и более применимым к практике в течение следующих десяти лет, по мере того, как в шестидесятые годы формировались международные рынки капитала, а в начале семидесятых – разваливалась система Бреттон-Вудских соглашений.
Дальнейшее развитие
Манделл рассматривал и другие версии своей модели. Например, в случае, когда мобильность капитала не совершенна, арбитражное соотношение (3) заменяется уравнением потока капитала; в этом случае бессильные инструменты политики до некоторой степени восстанавливают свое влияние на экономическую жизнь. В случае с двумя крупными экономиками, мировой уровень учетных ставок не задан – он определяется мировыми финансовыми рынками; в этом случае эффект мер экономической политики тем или иным образом проявляется и за пределами страны (в зависимости от инструмента политики и режима обменных курсов).
Влияние Флеминга
Маркус Флеминг (ум. 1976) в течение многих лет возглавлял исследовательский отдел Международного валютного фонда; его работа в МВФ началась еще до прихода туда Манделла. Примерно в одно время с Манделлом Флеминг [Fleming 1962] опубликовал аналогичную работу о стабилизационной политике в открытых экономиках. В результате, современные учебники часто ссылаются на "модель Манделла-Флеминга". Однако с точки зрения глубины, широты и аналитической мощи вклад Манделла представляется более значительным.
Макроэкономическая политика в открытой экономикеЯндексДирект
Внимание! У вас старая Opera!
Скачайте новую Opera! Бесплатно. Ваши прежние настройки сохранятся.
opera.yandex.ru
Мониторинг обменных пунктов
Мы бесплатно предоставляем информацию о курсах и резервах обменных пунктов.
q-9.ru
Купить Стенка?
В продаже - Стенка, низкие цены! Невостребованные остатки.
www.nelikvidi.com
Свой бизнес в интернете с нуля!
Как организовать доход в 300$? Старт-обучение бесплатно.
www.tvoy-startup.ru
Бабушка заработала 1 млн!
Новости: бабушка заработала 1 млн торгуя на бирже форекс. Подробнее...
uaforexe.ru
Продажа по объявлениям
Любые виды товаров на продажу, доска объявлений
www.adoski.ru
Все объявления
Стать партнёром
Модель IS-LM для открытой экономики
Монетарная и фискальная политика могут использоваться для увеличения совокупного спроса в краткосрочном периоде. Основное отличие между двумя этими видами политики является воздействие на ставку процента. Фискальная политика увеличивает ставку процента, что ведет к вытеснению, в то время как монетарная политика снижает ставку процента, если экономика не находится в ликвидной ловушке. Эти механизмы присутствуют при монетарной и фискальной экспансии и в открытой экономике, хотя здесь существуют важные дополнительные ограничения.
Во-первых, при наличии потоков капитала изменение внутренней ставки процента окажет влияние на счет движения капитала в платежном балансе. При этих условиях может оказаться невозможным удерживать внутреннюю ставку процента на уровне, который существенным образом отличается от ставки процента в других странах. Во-вторых, оказывая влияние на обменные курсы, потоки капитала воздействуют на внутренний спрос, поскольку реальный обменный курс является важным фактором внутреннего спроса, оказывая воздействие на экспорт и инвестиции. Это воздействие отсутствует при фиксированных обменных курсах. Но в этом случае следует рассмотреть последствия изменения ставки процента на предложение денег, поскольку интервенции центрального банка для поддержания определенного обменного курса делает предложение денег эндогенным (неподвластным контролю центрального банка), а не экзогенным (фиксируемым центральным банком), как это предполагалось ранее.