Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов. Для уменьшения совокупного спроса и контроля за инфляцией правительство может прибегнуть к сочетанию сокращения государственных расходов и повышения налогов.
2. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок
Дискреционная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идёт о воздействии, оказывающем виляние на изменения объёма производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объёма государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. [12, с. 589]
Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:
Осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;
Реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.
Изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой станки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;
Государство может оказывать на экономику прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = С + I + G), являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное — через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредованно — через изменение величины потребительских (Q) и инвестиционных расходов (I).
Используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, рассмотрим механизм воздействия дискреционной фискальной политики.
Экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны планируемым (Е). В закрытой экономике Е - С + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y=Е (рис.2.1).
Рис. 2.1 Влияние увеличения государственных расходов на доход
Рассмотрим воздействие изменения государственных расходов. При росте государственных расходов на ∆ G кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ∆G, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до У2 на величину ∆ Y, причем ∆ Y больше ∆ G (рис. 2.1). Отношение ∆ Y/∆ G изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.
Мультипликативный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G, что означает увеличение дохода па эту же величину, что в свою очередь увеличивает потребление на mрс ∆ G (в соответствии с функцией потребления
С = а + mрс · Y,
где mрс - предельная склонность к потреблению). Этот рост вновь увеличивает расходы и доход, а это приводит к увеличению потребления на mрс2 · DG и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = ∆ G;
первое изменение потребления = mрс · ∆ G;
второе изменение потребления = mрс2 · ∆ G;
третье изменение потребления = mрс3 · ∆ G;
∆ У= ∆ G· (1 + mрс + mрс2 + mрс3 +...).
Мультипликатор государственных расходов:
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mрс. Чем больше mрс, тем более крутая кривая планируемых расходов Е и тем больше величина мультипликатора государственных расходов [7, с. 91].
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный спрос
Трансферты, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:
∆C = ∆Yd·mpc = 100·0,8 = 80,
а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:
1/(1-mpc) = 1/(1-0,8) = 5,
то совокупный доход увеличится на 400 дол.:
∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = 80·5 = 400.
Мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.
Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:
∆Tr = ∆Yd.
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:
∆C = ∆Yd·mpc = ∆Tr·mpc,
а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:
∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = ∆Tr·mpc·1/(1-mpc) = mpc/(1-mpc)· ∆Tr.
Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна
multTr = mpc/(1-mpc) или multTr = mpc/mps.
Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов [7, с.454].
Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.
multTr = ∆Y /∆Tr.
По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.
Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор
Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Та) и подоходные, величину которых будем определять
t · Y ,где
предельная налоговая ставка.
В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы, воздействуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом [7, с. 93].
Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ∆ T увеличит планируемые расходы на mрс·∆ Т. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную, ∆ Y.
,
где
— налоговый мультипликатор — отношение изменения объема в пуска к вызвавшему его изменению налогов.
Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.
Если предположить, что все налоговые отчисления государственный бюджет зависят от динамики текущее дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:
Т= Та + t · Y,
где t — предельная налоговая ставка.
В этом случае функция потребления имеет вид:
С = а + mрс · (Y- (Та + t · Y)),
а модель равновесного объема производства:
,
где
— мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.
При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен:
.
3. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ
Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической бюджетно-налоговой политикой.
Автоматическая бюджетная-налоговая политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 3.1 можно увидеть механизм действия такого встроим го стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.
Рис. 3.1 Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы
Наклон ломаной кривой T на каждом из ее участков зависите ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: У · t = T. Например, если доход (Y) составляет 500 млрд. руб., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. руб. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка, и кривая T становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается, и кривая T принимает более пологий вид.
По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономикой — основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.
Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают — все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем. Так же автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (т.е. колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) — сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты — бороться с перегревом экономики, с инфляцией.
Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, фискальной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран [12, c. 593].
И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не, могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения), Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.
П. Самуэльсон в своем известном учебнике «Экономика» проводит интересную и поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снов взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего все гибкостью человека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведения дискреционной политики» [9, c. 384].
На практике правительства промышленно развитых стран проводит комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ
Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.
Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода, норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики.
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.