Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать понятие и сущность бюджетно-налоговой политики, раскрыть особенности проведения бюджетно-налоговой политики в развитых странах и переходной экономики РБ.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть понятие налогово-бюджетной политики: цели, типы, инструменты;
- особенности проведения налогово-бюджетной политики на примере стран с рыночной экономики;
- раскрыть налогово-бюджетную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Очень важно выработать критерии эффективности бюджетных расходов и подготовить на этой основе предложения по оптимизации их структуры. Актуальным представляется и упорядочение сети бюджетных учреждений. Здесь целесообразно исходить из выполняемых ими государственных функций, потенциала, имеющегося контингента. Назрели также пересмотр принципов субсидирования реального сектора экономики, сокращение себестоимости услуг и рационализация ценообразования в жилищно-коммунальном секторе.
Надо полагать, в перспективе не обойтись без повышения общего уровня пенсионного возраста при более значительном увеличении его для отдельных категорий работников бюджетной сферы и одновременном росте размера средней и минимальной пенсии.
Параллельно нужно стремиться к сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращению их дефицита, созданию механизма мониторинга и управления государственным долгом с целью минимизации рисков и ограничения его прироста параметрами экономической безопасности страны. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по формированию бюджета должно осуществляться с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО).
В 2006—2010 годах вступит в следующую фазу налоговая реформа, призванная закрепить положительные тенденции в этой области: улучшение соответствующего администрирования и выравнивание условий налогообложения для плательщиков.
В результате второго этапа преобразований основу налоговой системы составят НДС, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, а также имущественные, таможенные платежи. Должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.
Безусловно, продолжатся унификация налогового законодательства в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией и согласование основных подходов к данной проблеме, связанное с формированием Единого экономического пространства России, Украины, Казахстана и Беларуси. Большое значение придается разработке и принятию Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определит все обязательные элементы по каждому платежу: состав плательщиков, объекты налогообложения, его базу, ставки, льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их внесения [18, c. 38].
Дальнейший рост эффективности налоговой системы, осуществляемый одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, по нашему мнению, создаст условия для существенного снижения к 2010 году доли сектора государственного управления.
В основу проекта заложено выполнение параметров Программы социально-экономического развития на 2006 - 2010 годы, одобренной на третьем Всебелорусском народном собрании, и требований Президента, озвученных в Послании белорусскому народу и Парламенту.
Бюджетно-налоговая политика в 2007 году будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста, упрощение налоговой системы, оптимизацию налоговой нагрузки, обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных направлений государственных расходов.
В рамках работы по выполнению положений Программы в 2007 году предлагается отменить чрезвычайный налог (ставка 3% от фонда заработной платы) и отчисления в государственный фонд содействия занятости (ставка 1 % от фонда заработной платы).
Отмена чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости уменьшит доходы республиканского бюджета соответственно на 560 и 188 млрд. руб.
Расходы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС будут финансироваться за счет общих поступлений государственных доходов, а расходы государственного фонда содействия занятости - за счет средств Фонда социальной защиты населения, предусмотренных на социальное страхование.
Для упрощения исчисления и взимания местных налогов и сборов предлагается отменить местные целевые сборы, уплачиваемые по ставке 3% от прибыли, оставшейся в распоряжении организаций после налогообложения, а также установить единую предельную ставку местных налогов с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 10% вместо действующих в 2006 г. дифференцированных ставок (на продажу импортных товаров - 15%, других товаров - 5%, на услуги - 10%). Это позволит значительно упростить ведение учета и исчисление этих налогов.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с отменой местных целевых сборов предлагается повысить ставку налога на прибыль с 24 до 26%.
Реализация указанных мер с учетом компенсирующего увеличения доходов бюджета за счет увеличения налогооблагаемой прибыли (0,16% ВВП) обеспечит снижение налоговой нагрузки в 2007 г на 0,5 процентных пункта к ВВП (суммарно около 423 млрд. руб.).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 506 создана и продолжает деятельность на постоянной основе рабочая группа для подготовки предложений по упрощению налоговой системы под руководством заместителя премьер-министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. На 2006 г. рабочей группой были выработаны и правительством поддержаны предложения об отмене местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива и налога с продаж автомобильного топлива и одновременном увеличении ставок акцизов на нефтепродукты, снижении так называемых «оборотных» платежей с 3,9 до 3% за счет отмены сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, а также местного сбора с физических лиц при пересечении государственной границы Республики Беларусь.
Вместе с тем, учитывая критику Главы государства о необходимости дальнейшего упрощения налогового законодательства, прозвучавшую в адрес правительства в Послании белорусскому народу и Парламенту, предполагается дополнительно реализовать на 2007 г. следующие мероприятия.
В части совершенствования специальных режимов налогообложения и изменения подходов в уплате налогов в зависимости от плательщиков необходимо продлить после 1 января 2007 г для индивидуальных предпринимателей, которые вправе привлекать не более трех наемных работников и являются плательщиками единого налога, созданные Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г № 285 условия уплаты НДС при ввозе товаров из Российской Федерации в фиксированной сумме; для индивидуальных предпринимателей, а также организаций - субъектов малого предпринимательства (микропредприятия), у которых количество наемных работников не превышает 15 человек, а годовая выручка - 600 млн. руб., целесообразно применение упрощенной системы налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения заменяет необходимость уплаты совокупности установленных налогов, сборов (пошлин) путем внесения налога по ставке 10% от валовой выручки. При этом действует упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности; для индивидуальных предпринимателей, а также организаций - субъектов малого предпринимательства (малые предприятия), у которых количество наемных работников от 15 до 100 человек, дополнительно прорабатываются предложения по упрощению системы уплаты налогов.
В части совершенствования и упрощения общей системы налогообложения полагаем необходимо отказаться от применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10%, что позволит значительно упростить бухгалтерский и налоговый учет организаций и их расчеты с бюджетом по НДС. А также отказаться от применения налогов, которые имеют незначительный удельный вес в сумме общих налоговых поступлений. Так, целесообразно упразднить налог на доходы в виде дивидендов и включить дивиденды в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. При этом включить в состав объектов обложения государственной пошлины регистрационные и лицензионные сборы, иные сборы и платы, которые носят налоговый характер и взимаются в настоящее время на основании решений правительства и республиканских органов государственного управления. Законодательно более четко урегулировать состав затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, а также особенности таких затрат для отдельных отраслей экономики и видов деятельности.
В условиях снижения налоговой нагрузки основные усилия при формировании расходов бюджета должны быть сосредоточены на повышении эффективности использования бюджетных средств, концентрации их на выполнении в 2007г. важнейших государственных программ и мероприятий, оптимизации и упорядочении расходов.
С учетом этого в указаниях о порядке формирования проекта бюджета на 2007 г. министерствам и ведомствам текущие расходы бюджетных организаций (кроме заработной платы, стипендий, пособий) рекомендовано планировать в пределах планов текущего года.
Расходы бюджета на заработную плату увеличиваются на 16% в целях достижения реального роста заработной платы, установленного Программой (108,5-109,5% к уровню 2006 г.). Размер среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы к концу 2007 г. составит 700-710 тыс. руб., или в эквиваленте 320-325 долл. США, при среднегодовой тарифной ставке первого разряда 73 тыс. руб.
Учитывая ограниченность источников финансирования дефицита республиканского бюджета, прогнозируется его размер в пределах 1 % ВВП.
Финансирование дефицита республиканского бюджета предполагается за счет внутренних источников в размере 500 млрд. руб. в основном путем привлечения средств от размещения государственных ценных бумаг; а также внешних источников - 410 млрд. руб. Таким образом, в целом финансирование дефицита может составить 910 млрд. руб. (1%ВВП).
Привлечение источников финансирования дефицита бюджета в таком объеме является достаточно сложной задачей.
Таким образом, на макроэкономическом уровне расходы консолидированного бюджета в 2007 г прогнозировались исходя из расчетных доходов и дефицита бюджета, определенного в размере 1% ВВП. При этом уровень расходов к ВВП сократится в сравнении с 2006 г с 37,3 до 36,3%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под этим термином понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).
В области налогового регулирования упор следует сделать помимо снижения ставок и сокращения общего числа налогов на двух основных моментах: во-первых, на реальном выравнивании условий хозяйствования во всех сферах деятельности, что потребует, видимо, некоторой дифференциации ставок в зависимости от конкретного экономического сектора; во-вторых, на совершенствовании базы налогообложения по всем основополагающим налогам. К их числу относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы, налоги на имущество, платежи за ресурсы и землю.
Часть налогов, например, налог с продаж, целесообразно, на наш взгляд, отменить, остальные должны быть просты в расчетах и необременительны для экономических агентов.
За период 1998-2006гг. в области бюджетно-налоговой политики были достигнуты следующие результаты.
Совершенствование бюджетно-налоговой системы. Основными недостатками налоговой системы в 1997г. была сложность налоговой системы, большое количество налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды со сходной налоговой базой, высокий уровень косвенного налогообложения, субсидирования, дотирования убыточных отраслей (жилищно-коммунального и сельского хозяйства, пассажирского транспорта) и перераспределения средств из республиканского в местные бюджеты.
За анализируемый период в соответствии с прогнозными документами в бюджетно-налоговой системе осуществлены следующие изменения:
- принят закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»;
- введена в действие новая бюджетная классификация;
- в 1998г. осуществлен перевод ряда внебюджетных фондов в бюджет, в том числе: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, республиканского дорожного фонда, государственного фонда содействия -занятости, республиканского фонда «Энергосбережение», республиканского фонда охраны природы;
- укреплена база местных бюджетов (подоходный налог с физических лиц, плата за древесину, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог за переработку нефти, налог для субъектов малого предпринимательства полностью зачисляются в местные бюджеты, а также местные целевые бюджетные фонды охраны природы, дорожные и жилищно-инвестиционные фонды, фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукция и продовольствия);
а введен новый (счет-фактурный) метод расчета НДС и совершается переход на принцип страны назначения;
- изменены и понижены ставки многих налогов и отчислений (чрезвычайного. НДС, на топливо, целевых бюджетных фондов);
- расширена база налогообложения и введены новые льготы по ряду налогов (на прибыль, НДС, целевые бюджетные и внебюджетные фонды);
- объединены налоги и отчисления, уплачиваемые из одной базы налогообложения (чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости - 5% от ФЗП; отчисления в республиканский фонд поддержки производителен сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчисления средств пользователями автомобильных дорог - 2,5% выручки от реализации продукции, работ, услуг; целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на поддержание расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, - 2% выручки от реализации продукции, работ, услуг);