Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа !!!!!!!!.docx

— 122.69 Кб (Скачать)

Однако наличие, даже в  условиях благоприятного (базового) сценария, устойчивого дефицита федерального бюджета содержит серьезные риски  для его выполнения и устойчивости бюджетной системы в целом. При менее благоприятном развитии событий в экономике либо дефицит бюджета может достичь величины, затрудняющей ее рост, либо правительству придется сокращать расходы.

3.2 Основные шаги по совершенствованию фискальной политики.

В ближайшее десятилетие  налоговая система России столкнется с двумя масштабными вызовами. Во-первых, принятые решения в области пенсионной реформы не обеспечивают сбалансированность пенсионной системы, неоправданно увеличивают нагрузку на фонд оплаты труда, подразумевают необходимость постоянной подпитки из федерального бюджета. Следовательно, налоговая система нуждается в изменениях, обеспечивающих ее адаптацию к процессу старения населения.

Во-вторых, при опережающем  росте несырьевых отраслей и укреплении реального курса рубля доля добывающего сектора в ВВП будет сокращаться. При этом налоговая нагрузка на добывающий сектор существенно больше, чем на другие секторы. В результате в среднесрочной перспективе Россия столкнется со снижением рентных поступлений в бюджет, что приведет к необходимости оптимизировать налоговую нагрузку на экономику.

Пенсионная реформа. Подходы к реформированию пенсионной системы России, заложенные в Федеральном законе Mb 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», нерациональны. Они не обеспечивают долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, но в то же время резко увеличивают налоговую нагрузку и усложняют налоговое администрирование.

Для повышения коэффициента замещения в конце 2009 г. правительство  РФ осуществило масштабное изменение  пенсионной системы. В итоге суммарные  расходы на пенсионное обеспечение  по сравнению с 2009 г. выросли на 1,3 трлн руб., или 2,4% ВВП, что привело к увеличению дефицита пенсионной системы до 5,2% ВВП в 2010 г. Для компенсации возросших расходов с 2011 г. тариф на обязательное пенсионное страхование увеличивается с 20 до 26%. При этом совокупный тариф на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование повышается с 26 до 34%. В результате налоговая нагрузка на фонд оплаты труда увеличится на 1,6% ВВП.

Предлагаемые тарифы страховых  взносов гораздо выше, чем в  большинстве стран ОЭСР. Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление — увеличивается.

Экспортные пошлины. Структурная перестройка российской экономики в долгосрочном периоде тесно связана с отменой экспортных пошлин, наличие которых означает субсидирование отечественных потребителей сырья и энергоносителей за счёт ренты от использования природных ресурсов, принадлежащих государству. При существующей системе добывающие предприятия платят НДПИ, экспортную пошлину и несут потери в размере разницы между внутренней и мировой ценами при реализации продукции на внутреннем рынке.

Отмена экспортных пошлин, компенсированная увеличением НДПИ и акцизов на нефтепродукты, приведет к росту внутренних цен на сырье  и энергоносители до уровня мировых. В результате отечественные предприятия будут вынуждены повышать ресурсоэффективность производства до уровня стран — импортеров сырья и энергоносителей. Без осуществления подобной меры вряд ли можно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Для российской нефтеперерабатывающей  промышленности, характеризующейся низким уровнем технологического развития, негативный эффект отмены экспортных пошлин заключается в том, что при повышении внутренней цены на нефть до мирового уровня не будет обеспечена приемлемая экономическая эффективность. Это неизбежно приведет к переориентации с экспорта нефтепродуктов на экспорт сырой нефти, то есть задача увеличения переработки нефти внутри страны и экспорта нефтепродуктов не будет решена. Для сохранения положительной рентабельности нефтепереработки в течение некоторого времени внутренняя цена на нефть должна быть ниже мировой.

В связи с этим целесообразно  поэтапно реформировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. На первом этапе экспортную пошлину  на нефть снизить до уровня, обеспечивающего  приемлемую экономическую эффективность  нефтепереработки, и отменить экспортную пошлину на нефтепродукты. На втором этапе, по завершении в основном модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, отменить экспортную пошлину на нефть.

Снижение и отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты целесообразно компенсировать частично за счет повышения ставки НДПИ, а частично за счет повышения акцизов на нефтепродукты. Ставка НДПИ при добыче нефти должна быть повышена в размере, компенсирующем снижение экспортной пошлины на нефть, а ставка акцизов на нефтепродукты — в размере, компенсирующем отмену экспортной пошлины на них.

Одновременно следует  снижать ставку НДПИ для отдельных  регионов и категорий месторождений  с повышенными затратами на разработку. В дальнейшем на новых нефтяных месторождениях целесообразно вводить налог на дополнительный доход.

Налог на добавленную  стоимость. Здесь можно предложить следующие меры:

— упорядочить и упростить  возмещение НДС в условиях нулевой  ставки и других случаях. В частности, для подтверждения факта экспорта необходимо установить единственный признак — пересечение товаром таможенной границы России;

И ввести единую ставку НДС  на уровне, обеспечивающем неизменность доходов бюджета (16 — 17%). Переход на единую ставку будет способствовать упрощению администрирования, но снизит прогрессивность распределения налога по доходным группам населения. Компенсация потерь таких групп должна быть обеспечена за счет соответствующих расходов бюджета;

  • сократить количество освобождений от НДС, приблизив их перечень к стандартным3. Учитывая социальное значение некоторых освобождений, их отмена должна сопровождаться бюджетными субсидиями и другими инструментами социальной политики.

Прямые налоги. Изменение налоговой структуры предполагает постепенное сокращение доли отдельных прямых налогов в пользу налогов на потребление. Для этого целесообразно:

- создать эффективную  систему контроля за трансфертным  ценообразованием и ввести институт консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций;

  • увеличить необлагаемый минимум по НДФЛ до уровня, сопоставимого с МРОТ;
  • перейти от упрощенной системы налогообложения к налогу на реальные денежные потоки, а вмененный налог применять исключительно для микропредприятий (с 1—5 наемными работниками), оказывающих услуги населению.

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение.

Таким образом, мною были рассмотрены  основные виды и методы осуществления  фискальной политики государства, а  также особенности фискальной политики в России. Ясно высвечивается необходимость  совершенствования и оптимизации  инструментов государственного регулирования  экономики. В условиях, когда государственные  финансы находятся в кризисном  состоянии, а равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует активно искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет расходной его части. Выделение  финансовых ресурсов под национальные общегосударственные программы  должно определяться принципом рациональности.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в  направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения  приоритетных задач развития российской экономики. Главный упор следует  делать на косвенные, а не прямые налоги. При этом важным может оказаться  мировой опыт в области фискальной политики, который необходимо тщательно  изучить и применить с учетом современных реалий России с учетом современных реалий России.

В этой области сделано  уже немало. Последние годы были периодом активного законотворчества и преобразования старой налоговой системы. Впервые налоги в России разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.

 

         Список использованной литературы.  

  1. Артамонов В. С., Иванов С. А.,«Экономическая теория»  2010г.
  2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»  М.: Юрайт 2007г.
  3. Бродская Т.Г. ,Видяпин В.И., «Экономическая теория»М.: РИОР, 2008г.
  4. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. «Макроэкономика» 2010г.
  5. Кураков Л.П. «Экономическая теория» , из-во Чуваш ун-та 2007 г.
  6. Куликов Л.М. «Основы экономической теории» Учебник. – М.: Юрайт, 2010.
  7. Матвеева Т.Ю.  «Введение в макроэкономику » Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  8. Тарасевич Л.С., В.М Гальперин, П.И  Гребеньщиков

«Макроэкономика» 2006г.

  1. Эволюция бюджетной политики // Вопросы Экономики Абалкин Л. И.

2011г.

 

   

 

 

 

 


Информация о работе Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России