Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа !!!!!!!!.docx

— 122.69 Кб (Скачать)

(Табл.2)

В целом антикризисный  пакет мер 2008 г., по нашим оценкам, в стоимостном выражении составил 1,1 трлн руб. (2,7% ВВП) й включал преимущественно расходы на поддержку финансовой системы. В 2009 г. на антикризисные меры было направлено 2,4 трлн руб. (6,2% ВВП) бюджетных и квазибюджетных средств.

В России макроэкономические риски антикризисной программы  удалось частично снизить благодаря  накопленным в период экономического роста финансовым резервам. Средства нефтегазовых фондов фактически стали основными источниками финансирования Дефицита федерального бюджета в 2009 г. На финансирование бюджетных расходов из Резервного фонда было выделено порядка 3 трлн руб. (7.7% ВВП).

Одновременно с ростом расходов были реализованы налоговые  послабления, носящие антикризисный  характер: снижена ставка налога на прибыль; введен новый порядок нелинейной амортизации; увеличена амортизационная премия; повышен необлагаемый ценовой минимум по НДПИ и др. Общая стоимость «налогового пакета» для бюджетной системы составила в 2009 г. примерно 1,5% ВВП.

Принятые в России в 2008-2009 гг. бюджетные меры антикризисного характера по перечню используемых инструментов схожи с аналогичными зарубежными программами: пособия безработным; поддержка пенсионеров; помощь стратегическим предприятиям различных секторов экономики; финансовое оздоровление банков; поддержка малых и средних предприятий. Различия касались преимущественно объемов финансирования, что было обусловлено разной остротой стоящих перед властями проблем и их масштабами.

В целом антикризисная  политика в России была успешной, хотя у нее были и недостатки:

  • запаздывающий характер принятия решений при реализации мероприятий антикризисной программы;
  • низкая прозрачность мер государственной поддержки, в частности, отсутствие правил распределения помощи предприятиям;
  • недостаточное внимание к поддержке населения на начальном этапе кризиса, что снизило эффективность государственных мер;
  • неритмичность кассового исполнения расходных обязательств, затрудняющая эффективное и своевременное освоение бюджетных ассигнований.

 

 

2.4 Бюджетная политика на этапе выхода из кризиса

 

Январь-Июнь 2010г

Январь-Июнь 2009г

Изменение

п.п. ВВП

млрд руб.

%ВВП

млрд руб.

% ВВП


 

Исполнение доходов  и расходов бюджетов всех уровней власти в январе—июне 2009 и 2010 гг.

     

Федеральный бюджет

Доходы

3997,9

19,0

3172,2

17,9

+1,1

Расходы

4386,2

20,8

3893,9

22,0

-1,2

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

-388,3

-1,8

-721,7

-4,1

+2,3


Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы

3155,7

15,0

2711,3

15,3

-0,3

Расходы

4386,2

20,8

3893,9

22,0

-1,2

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

-388,3

-1,8

-721,7

-4,1

+2,3


Бюджет расширенного правительства

Доходы

7603,5

36,1

6042,7

34,2

+1,9

Расходы

7331,2

34,8

6619,7

37,4

-2,6

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

272,3

1,3

-577,0

-3,2

+4,5


                                                                                                                                          (Табл.3)




По мере улучшения макроэкономической ситуации объем доходов бюджета  расширенного правительства по итогам первого полугодия 2010 г. на 1,9 п. п. ВВП  превысил уровень аналогичного периода 2009 г. В то же время объем расходов в относительном выражении сократился на 2,6 п. п. ВВП, хотя в абсолютном выражении  их рост составил порядка 700 млрд руб. В  результате на 1 июля 2010 г. бюджет расширенного правительства исполнен с профицитом 1,3% ВВП, а за соответствующий период 2009 г. сальдо его баланса составило -3,2% ВВП (см. табл. 3). Отметим, что наблюдаемое  по итогам первого полугодия 2010 г. существенное различие в значениях сальдо бюджета расширенного правительства и федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года объясняется главным образом изменением порядка зачисления средств во внебюджетные фонды: если в 2009 г. поступления ЕСН частично направлялись в доходы федерального бюджета, а затем перечислялись в Пенсионный фонд РФ, то с 2010 г. страховые взносы зачисляются напрямую на счета внебюджетных фондов.

     Доходы федерального бюджета за первое полугодие 2010 г. со ставили 19% ВВП, что на 1,1 п. п. ВВП больше, чем за аналогичный период 2009 г. Расходы федерального бюджета в январе—июне 2010 г. к соответствующему периоду предыдущего года снизились на 1,2 п. п. ВВП и достигли 20,8% ВВП. Тем не менее данный показатель — один из самых высоких по сравнению с докризисным периодом, когда объем расходов федерального бюджета не превышал 16% ВВП. В результате разнонаправленного изменения параметров федерального бюджета за первое полугодие 2010 г.он исполнен с дефицитом 1,8% ВВП против 4,1%ВВП в 2009г.

Консолидированный бюджет субъектов  РФ за январь—июнь 2010 г. также исполнен с профицитом 2,0% ВВП против 0,5% ВВП  за аналогичный период 2009 г. Хотя величина расходов в первом полугодии 2010 г. снизилась на 1,8 п. п. ВВП, федеральные власти рекомендуют субъектам РФ продолжать ограничивать рост собственных бюджетных расходов.

Доходы бюджета расширенного правительства (см. табл. 4) формируются  за счет поступлений по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогу на добавленную стоимость (НДС). При этом увеличение доходов  в январе—июне 2010 г. в большей  степени было обусловлено ростом поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, налога на добычу полезных ископаемых и в меньшей — увеличением налога на прибыль организаций. В целом Уровень налоговой нагрузки на экономику за шесть месяцев 2010 г. увеличился на 2,6 п. п. ВВП относительно аналогичного периода 2009 г. и достиг 32,4% ВВ

 

На фоне существенного  роста бюджетных доходов в  первом полугодии 2010 г. заметно снизился относительный уровень расходов (см. табл. 5). При этом в абсолютном выражении объем расходов увеличился на 711,5 млрд руб.

 

 

Динамика налоговой  нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства  РФ в январе—июне 2009 и 2010 гг. (в % ВВП )

 

 

Январь –Июнь 2010 г.

Январь –Июнь 2009 г.

Изменение ,п.п. ВВП

Уровень налоговой нагрузки (1+2+3)

32,4

       29,8

+2,6

Поступление налогов (1)

20,3

20,9

-0,6

В том числе:

 

Налог на прибыль организаций

4,4

3,6

+0,8

НДФЛ

3,8

4,2

+0,8

ЕСН*

0**

2,3

-2,3

НДС

5,4

5,4

0

акцизы

1,1

0,9

        +0,2

НДПИ

3,2

2,3

+0,9

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (2)

5,1

3,6

+1,5

Доходы от внешнеэкономической деятельности (3)

7,0

5,3

+1,7

(Табл.4)

*без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страховое

** С 2010 ЕСН организации  уплачивают страховые взносы, зачисляемые  непосредственно во внебюджетные  фонды 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение бюджета  расширенного правительства в части  расходов за январь—июнь 2009 и 2010 гг. (в % ВВП)

 

 

Январь-Июнь 2010 г

Январь-Июнь 2009 г

Изменение п.п. ВВП

млрд. руб.

%ВВП

млрд. руб.

%ВВП

Расходы, всего

7331,2

34,8

6619,7

37,4

-2,6

В том числе:

Общегосударственные вопросы 

615,2

2,9

567,8

3,2

-0,3

В том числе на обслуживание государственного и муниципального долга

131,0

0,62

112,4

0,64

-0,02

Национальная оборона

563,2

2,7

527,3

3,0

-0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

578,6

2,8

546,3

3,1

-0,3

Национальная экономика

791,0

3,8

1034,5

5,9

-2,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

352,3

1,7

329,2

1,9

-0,2

Охрана окружающей среды

10,5

0,05

11,6

0,07

-0,02

образование

860,5

4,1

817,1

4,6

-0,5

Культура, кинематография, СМИ

141,5

0,7

132,1

0,8

-0,1

Здравоохранение и спорт

705,2

3,4

680,1

3,9

-0,5

Социальная политика

2713,1

12,9

1973,5

11,2

+1,7


 

(Табл.5)

 

 

 

Глава3.Основные направления по совершенствованию бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу.

3.1Ближайшие перспективы бюджетной политики.

Осознавая невозможность  в дальнейшем ежегодно наращивать государственные расходы в условиях посткризисного развития и стремясь обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде, правительство РФ еще при планировании федерального бюджета на 2010—2012 гг. провозгласило курс на сокращение расходных обязательств как доли ВВП при одновременном повышении их эффективности. Выполнение государством ранее взятых на себя обязательств в полном объеме привело бы к сохранению размера дефицита на уровне 6—7% ВВП в ближайшие два-три года. Сокращение бюджетного дефицита не требовало частичного отказа от уже принятых решений и обязательств. В Бюджетном послании 2010 г. в качестве главной названа задача обеспечить макроэкономическую и финансовую стабильность, для чего нужно сокращать бюджетный дефицит, ограничивая государственные расходы. Основные параметры федерального бюджета на 2011—2013 гг. приведены в таблице 6.

 

Основные характеристики федерального бюджета в 2008—2013 гг. (% ВВП)

Показатель

Факт

            Оценка

            Закон

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы

22,3

18,8

17,9

17,6

17,0

16,8

В том числе нефтегазовые

10,6

7,6

8,3

8,1

7,9

7,5

Расходы

18,3

24,7

21,9

21,2

20,1

19,7

В том числе утвержденные

-

-

-

-

0,7

1,3

Дефицит(-) / профицит(+)

4,1

-5,9

-54,0

-3,6

-3,1

02,9

Нефтегазовый дефицит

-6,5

-13,6

-12,3

-11,7

-10,9

-10,4


                                                 (Табл.6)

 

Отметим также, что в Законе о федеральном бюджете на 2011 — 2013 гг. сохраняется тенденция к снижению уровня доходов. Как видно из данных таблицы 6, основное их сокращение приходится на 2010 г. и связано с заменой ЕСН страховыми взносами (~1,3%) и уменьшением поступлений от уплаты таможенных пошлин (-0,3%).

Заметим, что, согласно прогнозу Минфина России, в 2013 г. при сопоставимом объеме реального ВВП доходы федерального бюджета будут на 5,6 п. п. ВВП ниже, чем в 2008 г. По нашим расчетам, примерно 2,5 п. п. приходится на изменение налогового законодательства (замена ЕСН страховыми взносами и снижение налога на прибыль), 1 п. п. — снижение поступлений от нефтедобывающего сектора (льготы по НДПИ и экспортным пошлинам), а 2,1 п. п. — прочие факторы. В их числе: изменение структуры ВВП (снижение доли прибыли в ВВП и уровня рентабельности); консервативная оценка уровня собираемости налогов; снижение поступлений от внешнеторговых пошлин.

Основными источниками доходов федерального бюджета в ближайшие три года останутся налоговые поступления, обеспечивающие порядка 55% всех доходов бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в пользу не нефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals» и налогооблагаемых объемов экспорта по сравнению с динамикой ВВП и укреплением рубля.

Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендам на акции акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности, и части прибыли ФГУП (49,3 млрд в 2011 г. и 53,3 млрд руб. в 2013 г.). Для покрытия дефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации (298 млрд в 2011 г. и 309 млрд руб. в 2013 г.). Средства Резервного фонда будут использовать на финансирование дефицита только в 2011 г. в размере 284,3 млрд руб., в результате он будет полностью исчерпан к 2012 г. Средства Фонда национального благосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию пенсионных накоплений граждан (в 2011—2013 гг. в сумме 5—7,5 — 10 млрд руб. соответственно), что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы.

Даже при сокращении дефицита федерального бюджета на стабильность финансово-бюджетной системы может негативно повлиять рост государственного долга. При этом его структура изменится в пользу внутренних заимствований (в 2010—2013 гг. внутренний долг увеличится с 5,4 до 14,2% ВВП, а внешний останется в пределах 4—5% ВВП), что свидетельствует о рациональной долговой политике государства.

Хотя в перспективе  объем расходных обязательств должен снижаться, он по-прежнему останется на достаточно высоком уровне (см. рис.). В результате сохранится устойчивый дефицит федерального бюджета, размер которого будет колебаться в пределах 3—5% ВВП.

         Динамика доходов, расходов и баланса федерального бюджета


Отметим, что существуют объективные причины роста расходов. Во-первых, это связано со старением населения и необходимостью оказывать социальную поддержку отдельным категориям граждан. Во-вторых, нужно финансировать имеющиеся обязательства в сферах образования и здравоохранения, в области обеспечения социальных гарантий для военнослужащих, выплаты социальных пособий и компенсаций, индексации зарплат бюджетникам. В-третьих, в рамках реформы правоохранительной системы с 2011 г. финансирование милиции общественной безопасности осуществляется из федерального бюджета. Кроме того, по объективным причинам правительство РФ вынуждено увеличить расходы на выполнение международных обязательств и обслуживание государственного долга.

Информация о работе Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России