Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа !!!!!!!!.docx

— 122.69 Кб (Скачать)
    • Экстренная реструктуризация задолженности с установкой на получение в бюджет максимума «живых» денег при неукоснительном исполнении дальнейших бюджетных платежей (причем в нынешних условиях обеспечение своевременных текущих платежей важнее взыскания задолженности — не только пеней и штрафов, но и основной суммы долга).
    • Срочное упрощение системы налоговых платежей для малых и средних предприятий, установление для первых только двух платежей — социального налога и платы за лицензию (патент), а для вторых — трех: названных плюс НДС.
    • Реформирование налогообложения предприятий реального сектора экономики, которое должно привести к снижению нормы обложения и увеличению налоговой массы (особенно в виде денежных платежей). Необходимы, в частности, значительное снижение фискальной нагрузки для исправно платящих налоги предприятий, а также предоставление всем остальным возможности перейти в категорию субъектов с пониженным налогообложением после погашения недоимок.
    • Немедленный перевод всей бюджетной сферы на сметную систему финансирования с введением штатного расписания, норм расходов, и т.п.
    • Совершенствование процедур формирования госзаказа на основе бюджетных расходов (как на федеральном, так и на региональном уровнях). Госзаказ должен содержать не только объемы, но и цены, а также качественные характеристики закупаемой продукции. Конкурсы целесообразно проводить с возможностью выбора вариантов более низких цен и более высокого качества. Уровень цен, фиксированных в госзаказе, следует превратить в важнейший стабилизирующий фактор инфляционных ожиданий. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не наоборот. Но все это реализуемо лишь при условии полной и своевременной оплаты госструктурами своего заказа.
    • Полный перевод бюджетных денег в Казначейство под управление структур Центрального банка России — как по доходам, так и по расходам. Причем в отношении расходов Казначейство должно выполнять все свои функции, в том числе по выплате наличных денег (даже если это потребует определенных затрат, они будут меньше тех потерь, которые бюджет и бюджетополучатели несут сегодня). Вместе с тем, учитывая то, что в настоящее время маневрирование свободными остатками средств на бюджетных счетах является важным инструментом воздействия региональных администраций на экономику территорий, необходимо предусмотреть механизм использования под контролем этих администраций временно свободных бюджетных средств для кратковременного кредитования экономики регионов.

2.2 Докризисный этап бюджетного реформирования

Под влиянием мирового кризиса 2008—2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. правительству России пришлось пересмотреть политику наращивания государственных расходов и обязательств. Так, наблюдалась тенденция к сдерживанию роста бюджетных расходов при разработке проекта федерального бюджета на 2011—2013 гг. В основу бюджетных проектировок на предстоящие три года было положено обеспечение стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики.

Однако бюджетная система  страны по-прежнему находится в состоянии неустойчивого равновесия и сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Несмотря на сокращение расходов относительно ВВП, их объем заметно превышает уровень в целом благополучного 2008 г. В подобных обстоятельствах следует заранее учитывать объективную угрозу бюджетного кризиса. Чтобы его предотвратить, нужно поддерживать сбалансированность финансовой системы страны в долгосрочной перспективе. В противном случае при неожиданном изменении внешних условий Россия может повторить собственный опыт 1998 г., когда основной причиной финансового кризиса была неспособность правительства на протяжении всех лет после распада СССР обеспечить принятие и, главное, исполнение реалистичного бюджета: расходы государства из года в год устойчиво превышали доходы. В последующем, вплоть до 2008 г., внешнеэкономическая конъюнктура была благоприятной, что позволило заметно улучшить ситуацию с доходами в бюджетной сфере и формировать бюджет с существенным профицитом (см. табл. 1).

           При устойчивом росте доходной части бюджета расширенного правительства совокупные расходы продолжали увеличиваться лишь до 2003 г. включительно, после чего последовало их сокращение на 4—5 п. п. ВВП. Такая коррекция проводимой бюджетной политики определялась двумя причинами. Во-первых, дальнейшее наращивание бюджетных расходов противоречило задаче обеспечить финансовую стабильность в стране, сдерживая инфляционные процессы. Во-вторых, накопленный за предыдущие годы огромный груз социальных обязательств также нуждался в инвентаризации и сокращении, что проявилось в ужесточении требований к выделению бюджетных средств, внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и попытке оптимизировать структуру бюджетных учреждений.

Исполнение доходов и расходов  бюджетов всех уровней власти  в 1999-2008 г(%ВВП)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Федеральный бюджет

Доходы 12,7 15,5          17,8 20,3 19,5 20,1 23,7 23,3 23,4           22,5

Расходы 14,0            14,2         14,8             18,9           17,8             15,8          16,3            15,9             18,0        18,3

Дефицит(-) / -1,3               1,4          3,0                1,4              1,7              4,3            7,4              7,4              5,4             4,2

профицит (+)

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы          13,4           14,1           14,5            15,1         14,6             14,1            13,9         14,1             14,6             15,0

Расходы           13,3           13,4           14,5            15,5          14,9           13,9            13,6          13,6            14,4             15,1        

Дефицит(-)/                     0,1              0,7              0                -0,4             -0,3             0,2               0,3             0,5           0,2                -0,1

профицит(+)

Бюджет расширенного правительства

Доходы 33,8          38,3            38,4            37,8           37,1            37,5           39,7          39,6              39,8        38,6

Расходы 35,3 34,3             35,2          36,3           36,0           32,9             31,6            31,2           33,8         33,8

Дефицит(-)/ 4,5               4,0             3,2             1,5                1,1             4,6               8,1             8,4           6,0             4,8

профицит(+)


                                                                                                          (Табл.1)

Бюджетные расходы резко  снизились в 2004 г.: доля расходов федерального бюджета в ВВП по отношению  к 2003 г. уменьшилась на 2 п. п. Этому  способствовали: создание Стабилизационного  фонда, обеспечившего накопление нефтяной ренты и изъятие из экономики  излишней денежной массы; использование  в бюджетном планировании консервативных прогнозов цены на нефть и инфляции. Однако начиная с 2007 г. из-за аномально высоких цен на нефть и ослабления бюджетной политики (в связи с принятием государством дополнительных социальных обязательств перед населением и утверждением новых амбициозных инвестиционных программ) сдерживающий эффект от применения консервативных макроэкономических прогнозов не помог предотвратить рост расходов федерального бюджета в процентах к ВВП.

Фактически в 2007 г. в стране начался очередной этап мягкой бюджетной  политики, когда рост расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ опережал динамику доходной базы. В  результате впервые за последние пять лет, несмотря на благоприятную внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, сократился профицит бюджета расширенного правительства. Из-за резкого ухудшения внешней конъюнктуры во второй половине 2008 г. доходы федерального бюджета существенно уменьшились (на 0,9 п. п. ВВП), Это в очередной раз подтверждает, что кризисные явления, приводя к снижению нефтегазовых поступлений, в наибольшей степени нарушают финансовую устойчивость федерального бюджета.

В 2000-е годы в России неоднократно предпринимались попытки повысить как устойчивость бюджетной системы, так и эффективность распределения  и использования государственных  средств. Основными событиями в  сфере бюджетной политики в эти  годы стали:

  • принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2000 г.;
  • создание в 2004 г. Стабилизационного фонда РФ (с февраля 2008 г. он был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния);
  • внедрение отдельных процедур БОР;
  • совершенствование законодательных основ осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • реализация приоритетных национальных проектов как альтернативной формы программного управления бюджетными расходами;
  • формирование институтов развития для создания в стране единой инновационной системы (Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Особые экономические зоны», Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий («Роснано») и др.);

Но, как показывает анализ, многие из перечисленных мер по совершенствованию  бюджетной политики не были реализованы  должным образом: БОР так и не превратился в инструмент управления эффективностью расходования средств, система институтов развития полностью не сформирована, затормозилась реформа бюджетной сети и т. п. Это стало следствием допущенных ошибок в выборе приоритетов бюджетной реформы. С начала 2000-х годов в рамках совершенствования бюджетного процесса начали внедрять сложные управленческие механизмы, относительно хорошо зарекомендовавшие себя в Великобритании, США, Новой Зеландии, Австралии, но практически не используемые в странах со слабой институциональной средой. Поскольку не были решены фундаментальные вопросы бюджетной сферы (реструктурирование бюджетной сети, создание на низовом уровне стимулов к более эффективному использованию бюджетных средств, улучшение системы госзаказа), трудно ожидать быстрого повышения качества управления государственными средствами.

2.3Особенности бюджетной политики в 2009 году

Из-за финансового кризиса, охватившего экономики многих стран, во второй половине 2008 г. режим функционирования российской экономики принципиально изменился. Ключевые характеристики этого периода связаны с относительно низкими ценами и спросом на товары российского экспорта, резким падением выпуска и ростом безработицы. К началу 2009 г. российская экономика вступила в рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля и сворачиванием инвестиционных программ. Ухудшение ситуации в экономике отразилось на состоянии бюджетной системы страны: при значительном сокращении поступлений в бюджеты всех уровней и росте расходных обязательств бюджет расширенного правительства в 2009 г. впервые за последнее десятилетие стал дефицитным (см. табл. 2). Несбалансированность бюджетной системы и затяжной характер мирового кризиса создавали риски увеличения масштаба долговых заимствований в ближайшей перспективе.

Основное падение доходов  и рост расходов наблюдались на федеральном уровне, который в большей степени зависит от конъюнктурных доходов. Доходы федерального бюджета сократились на 23% в реальном выражении, расходы, напротив, увеличились почти на 25%, профицит бюджета в 2008 г. в размере 4,1% ВВП сменился в 2009 г. дефицитом, равным 5,9% ВВП.

В весьма сжатые сроки (с  ноября 2008 г.) правительство РФ приняло  широкий набор антикризисных  мер, беспрецедентный как по количеству форм и направлений воздействия  государства на экономику, так и  по объемам используемых ресурсов. Если осенью 2008 г. меры «точечного реагирования»  реализовывали в условиях жестких  временных ограничений и с использованием преимущественно механизмов «ручного управления*, то к марту 2009 г. удалось разработать комплексную Программу антикризисных мер правительства РФ на 2009 г.

Для финансирования приоритетных направлений антикризисной программы  потребовалось внести поправки в  Закон о федеральном бюджете. В результате бюджет приобрел явно выраженный антикризисный характер: были сркращены ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 2,4% ВВП, при этом 4,1% ВВП, включая высвобожденные средства, было направлено преимущественно на мероприятия по поддержке финансовой стабильности и сохранению стратегических отраслей и предприятий, в меньшей степени непосредственно на поддержку социально уязвимых групп населения. Финансирование антикризисных мер осуществлялось за счет как федерального бюджета, так и внебюджетных источников, на долю которых приходится более 2/3 соответствующих расходов.

Исполнение доходов  и расходов бюджетов всех уровней  власти в 2009 г.

 

2009 г.

Изменение по отношению к 2008г.

млрд руб.

%ВВП

в номинальном выражении

в реальном выражении

 

ВВП

млрд руб.

        %                            

млрд руб.

%

Федеральный бюджет

Доходы

В том числе

нефтегазовые

72983,

 

2983,9

18,8

 

7,6

-1937,3

 

-1405,5       

-20,9

 

-32,0          

-2159,4

 

-1510,6

-22,7

 

-33,6

-3,6

 

-3,0

Расходы

9336,8     

24,7

2070,2

27,4   

1889,0

24,4

6,4

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

-2300        

-5,9

-4007,5

 

-4048,4

 

-10,0


Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы

5927,2         

15,2

-271,9

-4,4

-420,3

-6,6

0,2

Расходы

6256,3

16

2,8

0,0

-146,9

-2,3

0,9

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

-329,1

-0,8

-274,7

 

-273,4

 

-0,7


Бюджет расширенного правительства

Доходы

13420

34,4

-2582,7

-16,1

-2965,9

-18,1

-4,2

Расходы

15847

40,6

1858,1

13,3

1523,1

10,6

6,8

Дефицит(-)/

Прфицит(+)

-2426

-6,2

-4440,8

 

-4489,0

 

-11,3


Информация о работе Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России