Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.
2.2 Докризисный этап бюджетного реформирования
Под влиянием мирового кризиса 2008—2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. правительству России пришлось пересмотреть политику наращивания государственных расходов и обязательств. Так, наблюдалась тенденция к сдерживанию роста бюджетных расходов при разработке проекта федерального бюджета на 2011—2013 гг. В основу бюджетных проектировок на предстоящие три года было положено обеспечение стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики.
Однако бюджетная система страны по-прежнему находится в состоянии неустойчивого равновесия и сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Несмотря на сокращение расходов относительно ВВП, их объем заметно превышает уровень в целом благополучного 2008 г. В подобных обстоятельствах следует заранее учитывать объективную угрозу бюджетного кризиса. Чтобы его предотвратить, нужно поддерживать сбалансированность финансовой системы страны в долгосрочной перспективе. В противном случае при неожиданном изменении внешних условий Россия может повторить собственный опыт 1998 г., когда основной причиной финансового кризиса была неспособность правительства на протяжении всех лет после распада СССР обеспечить принятие и, главное, исполнение реалистичного бюджета: расходы государства из года в год устойчиво превышали доходы. В последующем, вплоть до 2008 г., внешнеэкономическая конъюнктура была благоприятной, что позволило заметно улучшить ситуацию с доходами в бюджетной сфере и формировать бюджет с существенным профицитом (см. табл. 1).
При устойчивом росте доходной части бюджета расширенного правительства совокупные расходы продолжали увеличиваться лишь до 2003 г. включительно, после чего последовало их сокращение на 4—5 п. п. ВВП. Такая коррекция проводимой бюджетной политики определялась двумя причинами. Во-первых, дальнейшее наращивание бюджетных расходов противоречило задаче обеспечить финансовую стабильность в стране, сдерживая инфляционные процессы. Во-вторых, накопленный за предыдущие годы огромный груз социальных обязательств также нуждался в инвентаризации и сокращении, что проявилось в ужесточении требований к выделению бюджетных средств, внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и попытке оптимизировать структуру бюджетных учреждений.
Исполнение доходов и расходов бюджетов всех уровней власти в 1999-2008 г(%ВВП)
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Федеральный бюджет | ||||||||||
Доходы 12,7 15,5 17,8 20,3 19,5 20,1 23,7 23,3 Расходы 14,0 14,2 14,8 18,9 17,8 15,8 16,3 15,9 18,0 18,3 Дефицит(-) / -1,3 1,4 3,0 1,4 1,7 4,3 7,4 7,4 5,4 4,2 профицит (+) | ||||||||||
Консолидированный бюджет субъектов РФ | ||||||||||
Доходы 13,4 14,1 14,5 15,1 14,6 14,1 13,9 14,1 14,6 15,0 Расходы 13,3 13,4 14,5 15,5 14,9 13,9 13,6 13,6 14,4 15,1 Дефицит(-)/ профицит(+) | ||||||||||
Бюджет расширенного правительства | ||||||||||
Доходы 33,8 38,3 38,4 37,8 37,1 37,5 39,7 39,6 39,8 38,6 Расходы 35,3 34,3 35,2 36,3 36,0 32,9 31,6 31,2 33,8 33,8 Дефицит(-)/ 4,5 4,0 3,2 1,5 1,1 4,6 8,1 8,4 6,0 4,8 профицит(+) |
Бюджетные расходы резко снизились в 2004 г.: доля расходов федерального бюджета в ВВП по отношению к 2003 г. уменьшилась на 2 п. п. Этому способствовали: создание Стабилизационного фонда, обеспечившего накопление нефтяной ренты и изъятие из экономики излишней денежной массы; использование в бюджетном планировании консервативных прогнозов цены на нефть и инфляции. Однако начиная с 2007 г. из-за аномально высоких цен на нефть и ослабления бюджетной политики (в связи с принятием государством дополнительных социальных обязательств перед населением и утверждением новых амбициозных инвестиционных программ) сдерживающий эффект от применения консервативных макроэкономических прогнозов не помог предотвратить рост расходов федерального бюджета в процентах к ВВП.
Фактически в 2007 г. в стране начался очередной этап мягкой бюджетной политики, когда рост расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ опережал динамику доходной базы. В результате впервые за последние пять лет, несмотря на благоприятную внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, сократился профицит бюджета расширенного правительства. Из-за резкого ухудшения внешней конъюнктуры во второй половине 2008 г. доходы федерального бюджета существенно уменьшились (на 0,9 п. п. ВВП), Это в очередной раз подтверждает, что кризисные явления, приводя к снижению нефтегазовых поступлений, в наибольшей степени нарушают финансовую устойчивость федерального бюджета.
В 2000-е годы в России неоднократно
предпринимались попытки
Но, как показывает анализ, многие из перечисленных мер по совершенствованию бюджетной политики не были реализованы должным образом: БОР так и не превратился в инструмент управления эффективностью расходования средств, система институтов развития полностью не сформирована, затормозилась реформа бюджетной сети и т. п. Это стало следствием допущенных ошибок в выборе приоритетов бюджетной реформы. С начала 2000-х годов в рамках совершенствования бюджетного процесса начали внедрять сложные управленческие механизмы, относительно хорошо зарекомендовавшие себя в Великобритании, США, Новой Зеландии, Австралии, но практически не используемые в странах со слабой институциональной средой. Поскольку не были решены фундаментальные вопросы бюджетной сферы (реструктурирование бюджетной сети, создание на низовом уровне стимулов к более эффективному использованию бюджетных средств, улучшение системы госзаказа), трудно ожидать быстрого повышения качества управления государственными средствами.
2.3Особенности бюджетной политики в 2009 году
Из-за финансового кризиса, охватившего экономики многих стран, во второй половине 2008 г. режим функционирования российской экономики принципиально изменился. Ключевые характеристики этого периода связаны с относительно низкими ценами и спросом на товары российского экспорта, резким падением выпуска и ростом безработицы. К началу 2009 г. российская экономика вступила в рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля и сворачиванием инвестиционных программ. Ухудшение ситуации в экономике отразилось на состоянии бюджетной системы страны: при значительном сокращении поступлений в бюджеты всех уровней и росте расходных обязательств бюджет расширенного правительства в 2009 г. впервые за последнее десятилетие стал дефицитным (см. табл. 2). Несбалансированность бюджетной системы и затяжной характер мирового кризиса создавали риски увеличения масштаба долговых заимствований в ближайшей перспективе.
Основное падение доходов и рост расходов наблюдались на федеральном уровне, который в большей степени зависит от конъюнктурных доходов. Доходы федерального бюджета сократились на 23% в реальном выражении, расходы, напротив, увеличились почти на 25%, профицит бюджета в 2008 г. в размере 4,1% ВВП сменился в 2009 г. дефицитом, равным 5,9% ВВП.
В весьма сжатые сроки (с ноября 2008 г.) правительство РФ приняло широкий набор антикризисных мер, беспрецедентный как по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, так и по объемам используемых ресурсов. Если осенью 2008 г. меры «точечного реагирования» реализовывали в условиях жестких временных ограничений и с использованием преимущественно механизмов «ручного управления*, то к марту 2009 г. удалось разработать комплексную Программу антикризисных мер правительства РФ на 2009 г.
Для финансирования приоритетных
направлений антикризисной
Исполнение доходов и расходов бюджетов всех уровней власти в 2009 г.
2009 г. |
Изменение по отношению к 2008г. | ||||||||||||||||||||||||||||||
млрд руб. |
%ВВП |
в номинальном выражении |
в реальном выражении |
ВВП | |||||||||||||||||||||||||||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% | ||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный бюджет
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Консолидированный бюджет субъектов РФ
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Бюджет расширенного правительства
|