Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа !!!!!!!!.docx

— 122.69 Кб (Скачать)

   Недискреционная фискальная политика

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной  фискальной политики адаптироваться к  потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым  дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так  называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

 

 

           


T T                                     Встроенные стабилизаторы, где


G — государственные расходы

G G T—налоговые поступления

о ЧНП                                                                                    

 

На графике размеры  государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений  парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые  поступления превышают государственные  расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной  политики,  так  как  наличие  циклически   несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила  зависимость суммы налоговых  поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

 

Ставка налога(К), в процентах

                 100

 

 

     50

 

   Рис. Кривая Лаффера

 

 

 

 

 

 

  общая сумма налогов


 

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких  доходов) должна быть 50—70%.

Россия сегодня по налоговым  поступлениям явно находится не в  оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых  поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась  нереальной.

Фактически государство  не может получить и 30-35% ВВП, что  повлечет за собой задержку выплаты  заработной платы работникам бюджетных  организаций, усилению напряженности  с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать  стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать  инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим  направлениям:                                           

  • требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается  массовое бегство от налогов, обусловливает низкий   уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
  • необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
  • назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

 

 

 

 

 

1.5 Мультипликатор  государственных расходов.

Итак, государственные расходы  оказывают непосредственное влияние  на объемы национального производства и занятость населения. Подобно  инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:

                                             Прирост ВНП

             MPG =


                                Прирост государственных расходов

Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных  расходов равновесное состояние  макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.


 С+1+G


E1

10 

 E С+1+G


20

 45o


60 80 ВНП

                                                Мультипликатор государственных расходов

Пусть объем государственных  расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно  прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.

Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает  равновесный уровень выпуска  продукции. Подобный механизм влияния  государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время  спада государственные закупки  могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство  может снизить уровень своих  расходов, сократив тем самым объем  совокупного спроса и выпуска продукции.

1.6 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.

Более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS'. Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.

Если экономика первоначально  находилась в равновесии в точке Е, то  мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е', где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с первоначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента.

Воздействие фискальной политики на уровень ВНП

Глава 2. Налогово-бюджетная политика Российской Федерации.

2.1 Реализация фискальной политики в России.

Отношения в бюджетно-налоговой  сфере — еще один ключевой элемент  финансовой системы современной  России. Без полноценного решения  проблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход  на траекторию быстрого экономического роста практически неосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались следующие основные диспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями: уровень налогового бремени реального сектора (исключая экспортноориентированные сектора) не позволяет финансировать даже простое воспроизводство; значительная часть экономики («теневой» сектор, сфера обращения и финансовый сектор) фактически выведены из-под налогообложения; общая величина недоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранение вышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.

Основной принцип достижения сбалансированного и ориентированного на экономический рост бюджета —  опережающий рост бюджетных доходов  при эффективном контроле над  расходными статьями. Источником роста  доходов бюджета должны являться в первую очередь доходы, генерируемые хозяйствующими субъектами в результате экономического роста. Поэтому принципиальную значимость имеют налоговые стимулы  поддержания экономической конъюнктуры, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.

Другие важные пополнения доходной части бюджета — доходы от реализации государством своей собственности (что предполагает эффективное управление последней), рентные доходы от использования  природных богатств России, а также повышенные ставки налогообложения приобретаемых предметов роскоши, недвижимости, алкоголя. Хотя Правительство РФ приступило к налоговой реформе, в ее русле крайне настоятельными остаются следующие меры:

Информация о работе Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России