Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики на примере России.
Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа !!!!!!!!.docx

— 122.69 Кб (Скачать)

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение.

   Фискальная политика  – это область экономики, непосредственно  связанная с взаимодействием  государственных органов и всех  остальных субъектов хозяйственной  деятельности. Это взаимодействие  достигается через систему государственных  заказов, налогообложения и трансфертных  платежей.

Поскольку осуществление  государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом.

Анализ налогово-бюджетной  политики предполагает получение ответов  на следующие вопросы:

Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.

Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.

В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики  на примере России.

Следует отметить актуальность данной работы, так как именно от фискальной политики зависят состояние  госбюджета, объем производства, уровень  благосостояния населения. Лишь хорошо продуманное и умелое использование  ее механизмов может привести к процветанию  экономики. Все важнейшие направления  развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой дается общее понятие и представления  о сути фискальной политики и ее методах, во второй – сделана попытка  проанализировать существующую фискальную политику в Российской Федерации, в  третьей –  анализируются пути совершенствования фискальной политики в  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный инструмент экономической политики.

    1. Понятие фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность государственной экономической политики, представляющей собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия при полной занятости и отсутствия инфляции.

Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Одна из важнейших задач  фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных  денежных фондов, средств, позволяющих  реализовать цели экономической  политики. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать  влияние на совокупный спрос и  совокупное предложение, воздействуя  тем самым на общую экономическую  конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить  антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

 

 

                       1.2Цели фискальной политики

 


 


 


 

 

 

 

 

1.3  Финансовые методы регулирования экономики

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

  • затраты на расширенное воспроизводство;
  • непроизводительные расходы государства;
  • развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
  • проведение структурной политики;
  • содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

 

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство  освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный  фонд.

 

 

1.4 Типы фискальной политики

 

В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов, экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:

  • дискреционную;
  • недискреционную.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

Дискреционная фискальная политика

       Под  дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной  политики:

  • стимулирующую,
  • рестриктивную.  
             

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано  с проведением комплексной налоговой  реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

        Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного  управления государственными расходами  создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа  занятости является одной из мер  в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа  за счет средств государства и  местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать  совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти программы  довольно расточительны, гораздо эффективнее    проводить    регулярную    антициклическую    политику,   чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти программы  занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно  поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу. Программы занятости  обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          

Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом  обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с  безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во что  выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство  не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание действия необходимых  рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными  процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой  хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой  фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств  в развитие производства окупаются  по истечении достаточно большого срока  времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения  потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

Информация о работе Фискальная политика государства как метод государственного регулирования экономики на примере России