Финансы: сущность и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения финансов
1.1. Финансы как экономическая категория 5
1.2.История развития финансов 10
1.3. Основные функции финансов 13
2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1. Современная финансовая политика РФ 17
2.2. Государственный бюджет РФ как один из основных элементов
финансовой системы 20
3. Основные направления регулирования финансовой политики
3.1. Финансовый контроль и его формы 30
3.2. Методы управления финансами 33
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эт сха11.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

    В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и  учреждений (бухгалтерии,  финансовые  отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

    Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

    По  формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий  и последующий.

    Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д.

    Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

    Предварительный финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

    По  приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии. 
 

       3.2.  Методы  управления  финансами 

        Управление - это совокупность приемов  и методов целенаправленного  воздействия на объект для  достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

       Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

      В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

      Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

      Министерство  финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.
 

       Управление  финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

       В управлении  финансами  выделяются  объекты и субъекты  управления. В качестве  объектов  управления   выступают разнообразные  виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.  В соответствии  с   классификацией   финансовых   отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые  инспекции.  Совокупность  всех  организационных  структур, осуществляющих  управление  финансами,  называется  финансовым  аппаратом.

       Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса  государства. В каждом  плане  определяются  доходы  и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений  на  социальное  страхование,  платежи  в  бюджет, плата за банковский кредит и др.).

       Субъекты  управления  используют  в  каждой  сфере  и  каждом  звене  финансовых  отношений  специфические  методы  целенаправленного  воздействия  на  финансы.  Вместе  с  тем,  им  присущи  и  единые  приемы  и  способы управления.  Так, в управлении  финансами выделяют  несколько функциональных  элементов:  планирование,   оперативное управление,  контроль.

         Планирование  занимает  важное  место в системе управления  финансами. Именно  в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе  планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация  базируется  на  бухгалтерской,  статистической  и  оперативной  отчетности.

       Оперативное управление представляет собой комплекс  мер,  разрабатываемых   на  основе  оперативного  анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления    сводится   к  маневрированию  финансовыми  ресурсами с целью ликвидации  ”узких”   мест,  решения  вновь  возникающих задач  и  т. п.

       Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.  Он позволяет    сопоставить  фактические результаты   от   использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают  стратегическое,  или  общее  управление  финансами,  и  оперативное.  Стратегическое  управление  выражается  в  определении  финансовых  ресурсов  через  прогнозирование  на  перспективу,  установлении  объема  финансовых  ресурсов  на  реализацию  целевых  программ.

       Научный   подход  к управлению финансами  определяет многоплановый характер и  системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их  звене.  При  выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых  в  юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует   учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты   экономического  анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода,  но  и  перспективы; экономико-математические  методы  и автоматизированные системы управления  финансами;  рациональное  сочетание  экономических  и  административных  методов   управления.

       Управление  финансами  в  условиях  становления  и  развития  рыночной  экономики  требует  усиления  научного  обоснования  управленческих  решений  по  финансам,  реализации  ныне  слабо  используемых  методов,  например,  метода  маневрирования  финансовыми  ресурсами  как  элемента  одной  из  функций  управления – регулирования,   методов  формирования  финансового  рынка.

       За  соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью  исчисления  и  уплаты  таможенных пошлин ответственность несет Государственный  таможенный  комитет  РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Из  всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой  частью  денежных  отношений  и  играют   огромную роль в формировании,  распределении и использовании централизованных и децентрализованных  фондов  денежных средств в целях выполнения  функций, задач государства  и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых  отношений   разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды  платежей, изменять  формы использования        финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления  объективно  назревших экономических отношений. Без финансов невозможно  обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических  достижений,  удовлетворять  другие  общественные  потребности.

       В  курсовой  работе мною были рассмотрены  функции финансов, а именно: распределительная  и контрольная – эти функции  осуществляются финансами одновременно.  Нельзя   забывать,  что помимо этих двух основных функций  есть  и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства   через финансы в процесс воспроизводства,   стабилизационная  функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических              и социальных   отношениях. 
 

       Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
  1. Бернар  И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т.М.: Международные отношения, 2004.
  2. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль.-М.:ЮНИТИ. 2003
  3. Введение в экономику: Учебное пособие / Под ред. А. Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2004.
  4. Галицкая С.В.  Финансы. - М.: Эксмо, 2006
  5. Носова С. С. Экономический контроль. – М.: Экономика, 2001.
  6. Российский статистический ежегодник: Стат. сб / Госкомстат России. М.: 2007.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Финансы. Учебник.// Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Б.М. Сабанти. М. «Перспектива» и «Юрайт». 2007
  9. Финансы. Денежное обращение и Кредит. // Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра. 2007
  10. Шохин С.О. Проблемы и Перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999.
  11. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. – М.2006.
  12. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, Г. Г. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007.
  13. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001.
  14. Экономическая тория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд., Центр ВЛАДОС, 2003.
  15. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией М. Н. Горохова – М.: Катет, 2001.
  16. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Л.С. Тограсевича. – СПб: Питер, 2001.

Информация о работе Финансы: сущность и роль