Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа
Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Введение
1. Теоретические основы изучения финансов
1.1. Финансы как экономическая категория 5
1.2.История развития финансов 10
1.3. Основные функции финансов 13
2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1. Современная финансовая политика РФ 17
2.2. Государственный бюджет РФ как один из основных элементов
финансовой системы 20
3. Основные направления регулирования финансовой политики
3.1. Финансовый контроль и его формы 30
3.2. Методы управления финансами 33
Заключение
Список использованной литературы
2.
Анализ финансовой
политики Российской
Федерации.
2.1.
Современная финансовая
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Финансы, подобно «кровеносной системе», пронизывают весь экономический организм страны, поддерживают его жизнедеятельность, обеспечивают воспроизводство всего общественного продукта.
Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:
Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.
В современных условиях наиболее распространённым принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального (фискал – казённый, фискальный – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы России.
Принципы
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.
Все
вышеперечисленные финансовые отношения
можно разбить на две подсистемы.
Это общегосударственные
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря
на разграничение сферы
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через
финансовую систему государство
воздействует на формирование централизованных
и децентрализованных денежных фондов,
фондов накопления и потребления, используя
для этого налоги, расходы государственного
бюджета, государственный кредит.
2.2.
Государственный бюджет РФ как один из
основных элементов финансовой системы.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Основные функции бюджета:
Рассмотрим распределение
Таблица
1.
Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2002-2004 г.
(миллиардов
рублей)
2002 год | 2003 год | 2004 год | |
Доходы
– всего
из них: |
2204,7 | 2586,2 | 3428,9 |
налоговые
доходы:
из них |
2035,6 | 2394,2 | 3154,3 |
налог на прибыль организаций | 172,2 | 170,9 | 205,7 |
налог на доходы физических лиц | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
налог на добавленную стоимость | 752,7 | 882,1 | 1069,7 |
акцизы | 214,9 | 252,5 | 117,2 |
налоги на имущество | 1,7 | 1,7 | 0,1 |
платежи за пользование природными ресурсами | 214,2 | 249,5 | 434,3 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 323,4 | 452,8 | 859,7 |
неналоговые
доходы
из них: |
153,1 | 176,7 | 224,6 |
от внешнеэкономической деятельности | 65,4 | 52,9 | 38,5 |
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 79,6 | 112,7 | 171,6 |
доходы целевых бюджетных фондов | 15,1 | 14,3 | 14,1 |
Расходы
– всего
из них: |
2054,2 | 2358,6 | 2698,9 |
на государственное управление и местное самоуправление | 56,2 | 66,7 | 80,7 |
на международную деятельность | 34,2 | 31,5 | 56,7 |
на национальную оборону | 295,4 | 355,7 | 430,0 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 190,5 | 247,9 | 315,4 |
на промышленность, энергетику и строительство | 105,5 | 68,7 | 81,4 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 27,8 | 31,7 | 34,8 |
на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику | 46,2 | 51,2 | 55,6 |
на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геоденезию | 9,9 | 11,4 | 12,6 |
на социально-культурные мероприятия | 618,3 | 304,7 | 352,6 |
на обслуживание государственного и муниципального долга | 229,6 | 220,9 | 204,7 |
расход целевых бюджетных фондов | 15,1 | 14,3 | 14,1 |
Профицит, дефицит (-) | 150,5 | 227,6 | 730,0 |
Проанализировав данные, мы видим, что российская экономика пережила последствия кризиса 1998 года. В первую очередь это отражается в том, что бюджет больше не испытывает дефицита, а наоборот, профицит составляет в 2004 году уже 730 млрд. руб. Это достаточно отрадный факт, ведь еще в 1999 году дефицит составлял 51,4 млрд. руб. [7]
Мы видим увеличение практически всех доходных статей, за исключением снижения доходов от налогов на имущество в 2004 году на 1,6 млрд. руб., а также снижения доходов от внешнеэкономической деятельности в 2003 и 2004 году на 12,5 млрд. руб. и 14,4 млрд. руб. соответственно. [7]
Но наряду с этими показателями растут и расходы государственного бюджета. Но рост зачастую незначителен и не выходит за уровень роста цен на мировом рынке
Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга, представляющего собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за все время существования государства.
Государственный долг может быть внутренним и внешним (схема 1).
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:
Данные Банка Росси по внешнему долгу нашей страны приведены в
таблице 2. [7]
Таблица 2.
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами)
(на начало года; миллиардов долларов США)
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Всего | 185,7 | 214,5 | 258,4 |
Краткосрочные долговые обязательства | 36,0 | 36,1 | 43,8 |
Долгосрочные долговые обязательства | 149,7 | 178,4 | 214,7 |
Органы государственного управления | 97,9 | 97,4 | 71,3 |
Новый российский долг | 38,6 | 39,6 | 35,6 |
Долг бывшего СССР | 58,1 | 56,1 | 34,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 7,8 | 8,2 | 11,0 |
Банки (без участия в капитале) | 24,9 | 32,5 | 50,2 |
Нефинансовые организации (без участия в капитале) | 55,1 | 76,4 | 126,0 |