Финансы: сущность и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения финансов
1.1. Финансы как экономическая категория 5
1.2.История развития финансов 10
1.3. Основные функции финансов 13
2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1. Современная финансовая политика РФ 17
2.2. Государственный бюджет РФ как один из основных элементов
финансовой системы 20
3. Основные направления регулирования финансовой политики
3.1. Финансовый контроль и его формы 30
3.2. Методы управления финансами 33
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эт сха11.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

    1.2. История развития финансов 

    Первоначально термин “финансы ” (finansia) возник в торговых городах Италии, где он стал применяться уже в XII—XV вв. Термин означал любой денежный платеж одного экономического агента другому. Впоследствии термин “финансы” стал использоваться для обозначения платежа между физическими и юридическими лицами и государством, то есть налогов, таможенных пошлин и т. д. [9]

    Теоретически  истоки современных западных концепций государственных финансов следует искать в работах экономистов XIX начала XX вв. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии государств Запада. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х — начала 30-х годов заставила пересмотреть этот курс, как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

    Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в 30—60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М. Кейнса исходит из следующих основных положений:

    1. Все важнейшие проблемы расширенного  воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его  предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

    2.Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться.  В условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.

    3. Кризисы перепроизводства выступают  на поверхности явлений как  недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин «эффективный спрос», который выражает равновесия между потреблением и производством, доходом и занятостью.

    4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. [13]

    На  основе идеи об «эффективном спросе»  была пересмотрена вся финансовая концепция. Со времен Кейнса обязательное соответствие бюджетных доходов и расходов стало считаться анахронизмом, а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.

    Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-монополистического капитализма. Финансовая политика была осуществлена на практике последователями Кейнса ( в США – Р. Харродом, А. Оукеном, У. Хеллером, в Великобритании – Дж. Вайсаманом, во Франции – Ф. Перу, в Японии – К. Эмми, Х. Ито и др.)

    В 40—60-е годы она имела успех  и определенные положительные результаты. Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский постулат о необходимости роста государственных расходов. В ряде стран Западной Европы были внедрены социал-реформистские формы государственного регулирования. На этой основе происходил рост  расходов на образование, здравоохранение, сформировались эффективная система социального обеспечения. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих западных государств лежали и сходные положения теории Дж. Кейнса.

    Дальнейшее  развитие экономики, переход к интенсивному типу экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственник жизни показали несостоятельность модели функционирования государственных финансов Кейнса в новых условиях. Потребовались иные теории государственного регулирования.

    Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция «неоклассического синтеза» — теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона, который вводит в оборот термин «общественный товар», под которым понимают товары и услуги, доставляемые членам общества государством. «Общественный товар» сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, всеобщая доступность и предоставление государством (т.е. минуя рынок — пример, информация). В идее «общественного товара» ставится вопрос о  распределении ресурсов между государственным и частным секторами - на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль. [13]

    С конца 70-х годов в основу финансовой политики Великобритании США, ФРГ и  ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная  с неоклассическим направлением экономической  мысли. Она нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно в социальную область.

    В начале XX в. возникает и затем получает повсеместное распространение особая организационно-экономическая форма предприятий — транснациональные корпорации (ТНК). В современной мировой экономике, основным признаком которой стали процессы глобализации, ТНК играют главенствующую роль. Именно они формируют международное разделение труда, оказывают решающее воздействие на мировые товарные, финансовые, валютные и другие рынки.

    С середины XX в. происходит развитие финансов домохозяйств, связанное с процессами накопления денежных средств и активизации инвестирования со стороны населения. Люди перестали быть только потребителями благ и поставщиками своей рабочей силы, они становятся важнейшими экономическими субъектами. Население инвестирует в производство и во многом влияет на экономические процессы, происходящие как в экономике своей страны, так и в мировой экономике.  

    1.3. Основные функции финансов 

    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят  от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

    Говоря о финансах в целом, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

    Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

    В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

    Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

    Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

    Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

    Будучи  инструментом формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы  объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    В  условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на  обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество  знает о том,  как  складываются  пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов  хозяйствования,  экономно  и  эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д.

    Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Инструментом  реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

    Контрольная  функция,  объективно  присущая финансам, может реализоваться    с  большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения  финансовых  обязательств.

      Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. 
 

Информация о работе Финансы: сущность и роль