Финансы: сущность и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы изучения финансов
1.1. Финансы как экономическая категория 5
1.2.История развития финансов 10
1.3. Основные функции финансов 13
2. Анализ финансовой политики Российской Федерации
2.1. Современная финансовая политика РФ 17
2.2. Государственный бюджет РФ как один из основных элементов
финансовой системы 20
3. Основные направления регулирования финансовой политики
3.1. Финансовый контроль и его формы 30
3.2. Методы управления финансами 33
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эт сха11.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 

    Мы  видим устойчивую тенденцию роста  государственного долга РФ в каждом периоде. Но при этом снизился показатель долга бывшего СССР в 2005 и 2006 году на 2 млрд. долларов США и на 21,5 млрд. долларов США соответственно. Также наметилась тенденция снижения нового российского долга к 2006 году на 3 млрд. долларов США по сравнению с 2004 годом.

    В условиях перехода на рыночные отношения  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

    В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ. 
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

    Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

    Единой  правовой базой бюджетной системы  является Конституция РФ и Закон  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ” 
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. 
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

    Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие  “Консолидированный бюджет” РФ. 
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов. 
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

    В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором  стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

    На  финансовую помощь из этого фонда  могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100 % плановых расходов регионального бюджета. 
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

       Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» (10.10.91г.). 
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

    Проект  Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет  по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

    Комитет представляет проект федерального бюджета на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен.

    Если  до начала финансового года Федеральный  бюджет не будет принят, то ГД принимает  Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года. 
Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. 
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах. 
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

    Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное  казначейство РФ - структуру Министерства финансов, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

    • организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;
    • доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;
    • ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
    • организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
    • осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;
    • регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;
  • организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

    Правительство РФ увеличило план расходов федерального бюджета на 2007 и 2008 годы соответственно на 243 миллиарда 779,6 миллиона рублей и на 181 миллиард 218,6 миллиона рублей. [1]

    Соответствующие изменения в перспективный финансовый план РФ на 2006-2008 годы были одобрены на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

    В том числе расходы на нацпроекты в 2007 году были увеличены на 36 миллиардов 637,5 миллиона рублей, в 2008 году - на 38 миллиардов 323 миллиона рублей.

    Финансирование  нацпроекта "Здоровье" в 2007 году увеличивается на 16 миллиардов 298,6 миллиона рублей, в 2008 году - на 18 миллиардов 334,1 миллиона рублей.

    Расходы на проект "Образование" в 2007 году вырастут на 20 миллиардов 338,9 миллиона рублей, в 2008 году - на 17 миллиардов 888,9 миллиона рублей.

    Финансирование  проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2007 году не увеличивается, а в 2008 году вырастет на 2,1 миллиарда рублей.

    Кроме того, на индексацию зарплаты бюджетников  в 2007 году планируется дополнительно  направить 13 миллиардов 239,4 миллиона рублей, в 2008 году - 8 миллиардов 922,5 миллиона рублей.

    Планируется, что с 1 мая 2006 года зарплата бюджетников  будет проиндексирована на 15%, с 1 октября 2006 года - на 11%, с 1 сентября 2007 года - на 15% и с 1 сентября 2008 года - на 5,5%.

    Также принято решение увеличить бюджетные расходы инвестиционного характера в 2007 году на 193 миллиарда 902,7 миллиона рублей, в 2008 году - на 133 миллиарда 973,1 миллиона рублей. [1]

    Все это говорит об успешной финансовой политике, проводимой правительством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Основные направления регулирования финансовой политики 

    3.1. Финансовый контроль и его формы 

    Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

    По  определению, финансовый контроль - это  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

    Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

    Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при  формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

    Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

    Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

    Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

    Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

    Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

    Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

    Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Информация о работе Финансы: сущность и роль