Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы: определение сущности, структуры и роли в обществе финансов; раскрытие структуры и особенностей формирования государственного бюджета России; определение особенностей управления государственным долгом России; анализ понятия мультипликатора государственных расходов с учетом совокупного спроса; изучение налогов, как экономической базы и инструмента финансовой политики государства; анализ налогового мультипликатора; изучение механизма реализации фискальной политики в переходной экономике России; раскрытие особенностей современной российской налоговой политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста 4
1.1 Финансы: сущность, структура, роль в обществе. 4
1.2 Государственный бюджет России: структура, особенности формирования 9
1.3. Особенности управления государственным долгом России 14
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2.Финансовая политика 20
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства 20
2.2 Налоговый мультипликатор 24
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России 27
2.4 Особенности современной российской налоговой политики 28
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Світова економічна криза 1929.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

   Для реализации выработанной налоговой политики необходим соответствующий налоговый механизм, представляющий совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Проблема действующей налоговой политики - легализация “теневой экономики”, значительную часть которой составляют поступления от нового частного сектора.

   Исключительно важная роль в отладке налогового механизма принадлежит созданию соответствующего законодательства. Налоговый механизм регламентируется многими законодательными актами — Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Таможенным, Водным, Земельным и другими кодексами и нормативными актами. Основным нормополагающим актом призван стать Налоговый кодекс РФ. Именно Налоговый кодекс РФ должен гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обеспечивать стабильность налоговой системы, единообразное толкование конкретных налоговых ситуаций. Принятие Налогового кодекса РФ положило конец часто имевшим место в российской практике ,нередко необоснованным, изменениям в законодательных и нормативных актах по налогам., однако ,очевидно, что  в документе все же присутствуют некие недоработки. Необходимо также провести “инвентаризацию” налоговых льгот. Серьезного пересмотра требует существующая система налоговых санкций. Так, укреплению принципа справедливости послужит различный подход к возложению финансовой ответственности на налогоплательщиков в зависимости от их вины в совершении налогового правонарушения. Необходима также более четкая и подробная классификация налоговых правонарушений. 25

                                                           Выводы по главе 2

   В этой главе я рассмотрела финансовую политику государства. Важнейшим звеном финансовой политики является фискальная политика государства. Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

   Налоги являются важнейшим инструментом фискальной политики, а следовательно и всей финансовой политики. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

   Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

   Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России проявляется в реформировании бюджетной и налоговой систем. Сложность этого процесса объясняется многочисленными факторами, в том числе реструктуризацией отраслевой структуры производства. Для переходного периода необходимо развитие стимулирующей функции налогообложения, которое осуществляется посредством ряда мер.

   Особенности  современной российской налоговой политики также во многом объясняются переходным характером российской экономики. При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий. Дальнейшее реформирование структуры налогообложения неизбежно , так как только эффективно работающая структура налогов обеспечивает устойчивый рост общественного производства 

   

                                                                            Заключение

   Финансы —  совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы являются сложной многоуровневой  системой и в общем виде включают в себя: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и государственные и мунициципальные финансы; финансы федеральных органов, финансы органов власти субъектов РФ, финансы органов местного самоуправления. Роль в обществе финансов наиболее полно раскрывается в их функциях. Функции финансов:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • стимулирующая;
  • фискальная.

   Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

   Бюджетный  процесс включает в себя прежде  всего составление проекта бюджета.. Важной частью бюджетного процесса  является рассмотрение и утверждение  бюджетов. Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеет Бюджетное послание Президента РФ.

      Цель управления государственным  долгом – нахождение оптимального  соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Методы управления государственным долгом: рефинансирование конверсия консолидация новация унификация отсрочка. В настоящее время, учитывая, что структура государственного долга включает в себя внутренний долг и внешний долг, в состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

   Мультипликатор      государственных      расходов показывает воздействие государственных расходов на изменение объема совокупного спроса.

   Налоги  являются инструментом фискальной  политики государства, которая  в свою очередь является звеном  финансовой политики государства. Налоги являются основным доходом бюджета и составляют экономическую базу финансовой политики государства.

   Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

   Механизм  реализации фискальной политики  весьма затруднен в связи с  характерными для переходного периода особенностями развития различных сфер общества. Для решения данной проблемы необходимо предпринять ряд мер, в частности связанных со стимулирующей функцией налогообложения.

  Особенностью  современной российской налоговой  политики является необходимость  реформирования налоговой системы. Основными проблемами можно назвать определение оптимального налогового бремени, обеспечение эффективного контроля, решения вопросов, связанных с налоговым законодательством.  
 
 

  

    

  

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Библиографический список 

1.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М., 2005. -  526 с.

2.Добрынин А.И, Тарасевич Л.С.Экономическая теория.-Спб.:Питер,2005.-542 с.

3.Ефимова Е.Г. Экономика.- М.,Флинта.- 390 с.

4.Камаев В.Д.Экономическая теория.-М.: Владос,2005.- 624 с.

5.Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы .- М.: Экономистъ,2006.- 680 с.

6.Лыкова Л.Н.Налоги и налогообложение в России.-М.:Дело,2006.- 397 с.

7.Николаева И.П.Экономическая теория .- М.: Юнити,2005.- 510 с.

8.Поляк Г.Б.Бюджетная система России.-М.: Юнити,2008.-       с.

9.Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы. Денежное обращение и кредит.-М.: Юрайт,2006.- 544 с.

10.Финансы. – 2009. – №6 
 
 
 
 
 
 
 

.  

  

    
 
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                
 
 
 
 
 
 

                                                                                     
 
 

                                                                                  Приложения

  
 

       Финансовая система в институциональной форме26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     

                      Схема консолидированного бюджета 27

  Приложение №  3 

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов за 2008 г.28

 
 
Консолидированный  
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. рублей
из него:
федеральный бюджет, млрд. рублей консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, млрд. рублей
Доходы  - всего 16003,9 9275,9 6198,8
из них:      
налог на прибыль  организаций 2513,2 761,1 1752,0
налог на доходы физических лиц 1666,3 -0,0 1666,3
налоги  и взносы на социальные нужды 2113,2 506,8 0,2
из них  единый социальный налог  811,9 506,8 0,2
налог на добавленную  стоимость:      
на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации
998,7 998,4 0,3
на товары, ввозимые на территорию Российской 
Федерации
1133,8 1133,8 -
акцизы  по подакцизным товарам (продукции):      
производимым  на территории  
Российской Федерации
314,7 125,2 189,4
ввозимым  на территорию  
Российской Федерации
35,3 35,3 -
налоги  на совокупный доход  185,1 - 161,3
налоги  на имущество 493,4 - 493,4
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1742,6 1637,5 105,1
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 6,2 0,9 2,9
доходы  от внешнеэкономической деятельности 3584,9 3584,9 -
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 439,5 150,5 273,5
платежи при  пользовании природными ресурсами 136,9 111,8 25,1
безвозмездные поступления 74,3 1,3 1204,7
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 80,2 0,0 80,2
Расходы - всего 13991,8 7570,9 6253,1
из них на:      
общегосударственные вопросы  1291,0 839,4 444,1
из них  на обслуживание государственного и 
     муниципального долга
188,2 153,3 35,9
национальную  оборону 1043,6 1040,9 2,8
национальную  безопасность и правоохранительную деятельность 1092,1 835,6 256,5
национальную  экономику 2258,6 1025,0 1233,6
из нее  на:      
топливно-энергетический комплекс 40,1 9,8 30,2
сельское  хозяйство и рыболовство 238,3 58,0 180,3
транспорт 290,0 116,3 173,7
дорожное  хозяйство 640,4 180,0 460,4
связь и  информатику 52,9 18,7 34,2
прикладные  научные исследования в области  национальной экономики 75,5 72,8 2,7
другие  вопросы в области национальной экономики 788,1 495,5 292,6
жилищно-коммунальное хозяйство 1153,2 129,5 1023,7
социально-культурные мероприятия 7122,1 1015,7 3060,9
межбюджетные  трансферты 0,0 2674,6 210,6
из них  межбюджетные трансферты бюджетам 
     государственных внебюджетных фондов
- 1580,0 203,6
Профицит, дефицит  2012,1 1705,1 -54,4

Информация о работе Финансовая система государства