Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа
Задачи курсовой работы: определение сущности, структуры и роли в обществе финансов; раскрытие структуры и особенностей формирования государственного бюджета России; определение особенностей управления государственным долгом России; анализ понятия мультипликатора государственных расходов с учетом совокупного спроса; изучение налогов, как экономической базы и инструмента финансовой политики государства; анализ налогового мультипликатора; изучение механизма реализации фискальной политики в переходной экономике России; раскрытие особенностей современной российской налоговой политики.
Введение 3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста 4
1.1 Финансы: сущность, структура, роль в обществе. 4
1.2 Государственный бюджет России: структура, особенности формирования 9
1.3. Особенности управления государственным долгом России 14
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2.Финансовая политика 20
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства 20
2.2 Налоговый мультипликатор 24
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России 27
2.4 Особенности современной российской налоговой политики 28
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34
Кроме того, финансовую систему можно представить в институциональной форме – как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.6
Роль финансов в мировой экономической системе очень велика. Полное раскрытие сущности финансов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и их общественного назначения, т.е. их функций.
Различают следующие функции финансов:
Распределительная функция
Финансы,
связанные с движением
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).7
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Ключевую роль при изучении
структуры государственного
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Существует также такое понятие как «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Следует отметить, что консолидированный бюджет не несет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа. Возможно представление консолидированного бюджета в виде схемы.8 Используя понятие консолидированного бюджета, целесообразно рассмотреть доходы и расходы бюджета РФ за последний период.9
Формирование бюджета напрямую связано с бюджетным процессом. Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Структура бюджетного законодательства представляет собой нормативные правовые акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, не противоречащие Бюджетному кодексу РФ, который устанавливает приоритет международных правовых норм. Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенций между уровнями власти.
Бюджетный процесс включает в себя прежде всего составление проекта бюджета.. Это является исключительной прерогативой органов исполнительной власти. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего проекта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен — декабрь очередного финансового года к декабрю текущего).
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона (решения) в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования. Первым в этом ряду выступает прогноз социально-экономического развития территории. Он разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен; валовой внутренний продукт; объем промышленной продукции» объем продукции сельского хозяйства; объем инвестиций в основной капитал; объем розничного товарооборота; объем импорта и экспорта; объем платных услуг населению; среднемесячная зарплата; прожиточный минимум; численность безработных и др.
Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.10 Перспективный финансовый план разрабатывается на три года (первый год — это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации.11
Кроме того, составляются баланс финансовых ресурсов, план развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые программы..
Содержание проекта закона (решения) о бюджете установлено Бюджетном кодексе РФ, однако круг его показателей для бюджета субъекта РФ или местного бюджета может быть расширен, что определяется законом субъекта РФ и решением органа местного самоуправления. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем расходов бюджета, общий объем доходов бюджета и дефицит бюджета.
Кроме того, в проекте закона (решения)
о бюджете приводятся: прогнозируемые
доходы бюджета по группам,
подгруппам и статьям
Важной частью бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджетов. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федеральное бюджета Бюджетным кодексом РФ (Согласно ст.192 Бюджетного кодекса – не позже 26 августа текущего года); бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ; местного бюджета — правовыми актами органа местного самоуправления.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется на основе тех же документов. Процедура рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенная законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, должна обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года. В ст. 31 Бюджетного кодекса РФ установлено право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Законы о внесении изменений в налоговое законодательство Российской Федерации вносятся субъектом, обладающим правом законодательной инициативы, на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, обеспечивается формирование доходной базы бюджета на основе действующего налогового законодательства..
Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеет Бюджетное послание Президента РФ. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими и в среднесрочном бюджетном планировании, и при составлении проекта федерального бюджета на год.12
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу: